Особенности системы государственного управления Республики Беларусь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 1255 раз

Библиографическое описание:

Миннибаев, Б. И. Особенности системы государственного управления Республики Беларусь / Б. И. Миннибаев, Р. Ф. Шарифуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1.1 (60.1). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8784/ (дата обращения: 15.11.2024).

Ключевые слова: Республика Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, Национальное собрание, Конституция, Президент, Правительство.

Государство в Восточной Европе.

Беларусь — унитарное государство. Территория делится на области (всего их 6), районы, города и иные административно-территориальные единицы. Действующая Конституция принята 15 марта 1994 г. парламентским путем. В ноябре 1996 г. 70,5 % избирателей на референдуме высказались за президентский вариант новой редакции Конституции, предусматривающий существенное расширение полномочий главы государства. Однопалатный Парламент был заменен на двухпалатный [2, с. 61].

По форме правления Беларусь — суперпрезидентская республика. Политический режим — демократия в процессе становления (с элементами авторитаризма) [2, с. 61].

Законодательная власть принадлежит прежде всего (но не исключительно) Парламенту — Национальному собранию Республики Беларусь, состоящему из Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей насчитывает 110 депутатов, избираемых прямым всеобщим голосованием. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета назначаются Президентом [2, с. 61].

Срок полномочий Парламента — 4 года. Продлены они могут быть только в случае войны. Конституция предусматривает условия, при которых полномочия палат прекращаются досрочно. С прекращением полномочий одной из палат Президент может прекратить полномочия и другой палаты [2, с. 62].

Согласно Конституции (ст.97), к ведению Палата представителей относится:

-          рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

-          рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов;

-          назначает выборы Президента;

-          дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

-          заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

-          рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

-          по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности и т. д. [1].

Согласно Конституции (ст.98), к ведению Совет Республики относится:

-          одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

-          дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

-          избирает шесть судей Конституционного Суда;

-          избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

-          отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

-          принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

-          рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности и т. д. [1].

Глава государства — Президент Республики, избираемый на 5 лет непосредственно народом Республики Беларусь. Одно и то же лицо может быть Президентом не более 2 сроков [2, с. 64].

Согласно Конституции (ст.84) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:

-          назначает республиканские референдумы;

-          назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

-          распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

-          назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

-          образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

-          с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

-          определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

-          с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

-          с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

-          назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

-          освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

-          назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;

-          обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

-          обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

-          имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

-          назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;

-          решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища и т. д. [1].

Исполнительную власть в Беларуси осуществляет Правительство Совет министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом [2, с. 65].

Правительство в соответствии с Конституцией ст. 107 реализует следующие полномочия:

-          руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

-          разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

-          разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

-          обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

-          принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

-          выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

-          обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

-          отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

-          осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента [1].

Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются и освобождаются от должности Президентом или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными советами депутатов [2, с. 65].

Литература:

1.      Конституция Беларуси. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/131 (Дата обращения: 20.12.2013).

2.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С. 61–75.

Основные термины (генерируются автоматически): Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, государственное управление, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Конституция, Председатель, Генеральный прокурор.


Задать вопрос