Особенности системы государственного управления Республики Боливии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 937 раз

Библиографическое описание:

Миннибаев, Б. И. Особенности системы государственного управления Республики Боливии / Б. И. Миннибаев, Р. Ф. Шарифуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1.1 (60.1). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8785/ (дата обращения: 16.10.2024).

Ключевые слова: Республика Боливия, Палаты депутатов, Президент, Сената, Премьер-министр, Конгресс, Конституция.

Государство в Южной Америке.

Боливия — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 9 департаментов [2, с. 89].

Действует Конституция 1967 г. в новой редакции, принятой парламентом 13 августа 1994 г. По форме правления Боливия — президентская республика. Политический режим — неустойчивая демократия. С 1825 до середины 1980-х гг. в стране было совершено около 190 государственных переворотов (больше, чем в любой другой стране региона) [2, с. 89].

Высший орган законодательной власти — Конгресс, состоящий из Сената (27 членов) и Палаты депутатов (130 депутатов); избирается всеобщим прямым голосованием на 4 года. С 1997 г. изменился порядок избрания депутатов нижней палаты Конгресса — 50 % по партийным спискам, другая половина- прямым голосованием. От каждого департамента избираются 3 сенатора, причем 2 представляют большинство, а 1 — меньшинство. В период парламентских каникул постоянно действующим органом парламента является Комиссия Конгресса, состоящая из 9 сенаторов и 18 депутатов [2, с. 89].

В соответствии с Конституцией ст. 58, к полномочиям Конгресса Республики Боливии относятся:

-          издавать, отменять, изменять и толковать законы;

-          устанавливать любые новые налоги или отменять существующие, определять их характер общенациональный, департаментский или муниципальный, а также устанавливать расходы казны;

-          устанавливать для каждой статьи бюджета расходы государственной администрации по предварительно представленному исполнительной властью проекту бюджета;

-          устанавливать на каждый законодательный период численность вооруженных сил мирного времени;

-          предоставлять исполнительной власти полномочия на выпуск займов, указывая средства их обеспечения; утверждать сделанные долги и определять средства их уплаты;

-          образовывать новые департаменты и провинции и определять их границы; устанавливать основные пошлины и открывать таможни;

-          определять вес, пробу, стоимость, достоинство и тип национальной монеты, санкционировать эмиссию и обращение банкнот, а также регулировать систему мер и весов;

-          предоставлять субсидии и гарантировать доходы при строительстве железных дорог, каналов, шоссейных дорог и иных средств сообщения;

-          разрешать проход иностранных войск через территорию Республики, устанавливая срок их пребывания на ее территории;

-          разрешать отправку национальных войск за пределы Республики с указанием срока их возвращения;

-          учреждать и упразднять государственные должности, а также определять или изменять их полномочия;

-          объявлять амнистии по политическим преступлениям; даровать помилование с предварительной консультацией Верховного суда;

-          одобрять или отклонять всякого рода международные договоры и конвенции;

-          разрешать отчуждение национального имущества, имущества департаментов, муниципалитетов, университетов, а также всякого другого государственного имущества;

-          уполномочивать исполнительную власть на приобретение недвижимого имущества и санкционировать осуществленные уже приобретения;

-          осуществлять право дипломатического воздействия на международные акты исполнительной власти, находящиеся в процессе выработки или согласования;

-          утверждать или отклонять ежегодно отчет об израсходовании средств, предназначенных для расходов администрации, который должно представлять Правительство на каждой первой сессии законодательного периода;

-          назначать членов Верховного суда;

-          разрешать университетам заключать займы [1].

Принятый обеими палатами закон передается для промульгации главе государства, который может применить право вето. Для преодоления вето Конгресс должен повторно одобрить закон большинством в 2/3 голосов присутствующих на заседании [2, с. 89].

Глава государства и правительства — Президент, избираемый прямым голосованием на 5 лет. Повторное избрание на президентский пост не допускается. Одновременно с Президентом избирается Вице-президент. Президент Боливии обладает обычными полномочиями главы президентской республики в Латинской Америке. Исполнительная власть осуществляется Президентом и назначаемыми по его усмотрению министрами [2, с. 90].

Согласно Конституции (ст.94) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:

-          исполнять законы и обеспечивать их исполнение, издавая соответствующие декреты и распоряжения, не допуская при этом ограничения или изменения прав, установленных законом, и не вступая с ними в противоречие, а также соблюдая ограничения, установленные настоящей Конституцией;

-          вести переговоры и заключать договоры с другими Государствами, а также обмениваться ратификационными грамотами, если требуется предварительная ратификация Конгресса;

-          руководить международными отношениями, назначать дипломатических и консульских должностных лиц, вообще принимать должностных лиц других Государств; назначение послов и полномочных Министров производится с одобрения Сената, но эти должностные лица ответственны только перед Президентом Республики и находятся на своих постах до тех пор, пока пользуются его доверием;

-          участвовать в законодательной деятельности путем обращения со специальными посланиями или участия в парламентском обсуждении соответствующего Министра;

-          созывать Конгресс на чрезвычайные сессии;

-          управлять согласно законам и в полном соответствии с бюджетом национальными доходами и их расходованием через посредство соответствующего Министра;

-          представлять законодательной власти на первой очередной сессии общегосударственный и департаментские бюджеты на предстоящий бюджетный год и предлагать в течение этого года изменения, которые он сочтет необходимыми;

-          наблюдать за постановлениями муниципалитетов и особенно по вопросам доходов и налогового обложения; опротестовывать перед Сенатом постановления, противоречащие Конституции или другим законам, когда допустивший нарушение муниципалитет оставляет без последствий представление исполнительной власти;

-          представлять ежегодно Конгрессу на первой очередной сессии письменное послание о Положении дел по управлению за год, прилагая к нему меморандумы Министров;

-          представлять через Министров Палатам те сведения, которые будут испрошены, причем Президент имеет право воздержаться от представления сведений дипломатического характера, которые, по его мнению, не следует оглашать;

-          заменять смертную казнь другим наказанием в соответствии с законом;

-          обеспечивать исполнение судебных решений;

-          объявлять амнистии по делам о политических преступлениях, не нарушая при этом прав законодательной власти осуществлять такие же функции;

-          назначать в соответствии с законом гражданские и военные пенсии и другие виды материального обеспечения;

-          осуществлять право государственного патроната над церковью, духовными учреждениями, лицами, бенефициями и имуществом;

-          предлагать архиепископов и епископов, избранных им из числа трех кандидатов, выдвинутых Сенатом, и назначать должностных лиц, каноников и настоятелей из числа предложенных церковными советами;

-          с утверждения Сената давать или не давать согласие на постановления церковных соборов, послания, буллы и рескрипты Верховного первосвященника, имея при этом в виду, что, если там содержатся предписания общего и постоянного характера, для их утверждения требуется издание закона;

-          назначать Генерального прокурора и Генерального контролера Республики из числа предложенных Сенатом трех кандидатов на каждую вакансию, а также назначать председателей экономических и социальных учреждений, в которых участвует Государство, из предложенных Палатой Депутатов трех кандидатов на каждую вакансию;

-          назначать должностных лиц администрации, если закон не поручает их назначение другим властям, и выдавать им мандаты на занятие их должностей;

-          в случае вакансий за смертью или отставкой временно назначать на должности, подлежащие замещению другой властью, которая временно не функционирует;

-          присутствовать при открытии и закрытии сессий Конгресса;

-          охранять в соответствии с Конституцией внутренний порядок и внешнюю безопасность Республики;

-          назначать Главнокомандующего армией;

-          представлять Сенату в случае вакансий предложения о производстве в генералы и полковники с сообщением об их заслугах и продвижении по службе;

-          —присваивать чины генералов и полковников от имени Нации во время войны;

-          предоставлять в соответствии с законом привилегии исключительно временного характера изобретателям, авторам усовершенствований или методов, способствующих развитию науки и искусств, и выдавать денежное вознаграждение этим лицам в случае опубликования секрета изобретения, усовершенствования или его внедрения;

-          создавать и содействовать созданию приютов для малолетних [1].

Поскольку большую часть боливийского населения составляют индейцы, сохраняющие родовой быт, в стране на внутриобщинном уровне широко применяется индейское обычное право. Его нормы признаются официально в части, не противоречащей Конституции и законам [2, с. 90].

Литература:

1.      Конституция Боливии. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/39 (Дата обращения: 20.12.2013).

2.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.89–93.

3.      Aguirre B. Fernando. The Legal System of Bolivia // Modern Legal Systems Cyclopedia. Vol. 10. South America. Buffalo, N. Y., 1985. P.11–46.

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, Боливия, законодательная власть, Палата Депутатов, Верховный суд, глава государства, законодательный период, очередная сессия, Президент Республики, президентская республика.


Ключевые слова

Конституция, Президент, Премьер-министр, Конституция., Конгресс, Республика Боливия, Палаты депутатов, Сената
Задать вопрос