Особенности системы государственного управления Республики Бразилия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 5791 раз

Библиографическое описание:

Миннибаев, Б. И. Особенности системы государственного управления Республики Бразилия / Б. И. Миннибаев, Р. Ф. Шарифуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1.1 (60.1). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8786/ (дата обращения: 18.12.2024).

Ключевые слова: Бразилия, федерация, штаты, Национальный конгресс, Палата депутатов, Федеральный Сенат, Конституция.

Государство в Южной Америке.

По форме государственно-территориального устройства Бразилия федерация (Союз). Она разделена на 26 штатов, федеральный округ, в котором находится столица страны, муниципалитеты. Кроме того, в составе федерации находятся три федеральные территории, подчиняющиеся центральной власти [2, с. 93].

По форме правления Бразилия — президентская республика. Система разделения властей имеет много общего с моделью США, однако полномочия Президента в Бразилии значительно шире. Политический режим демократический [2, с. 93].

Высшая законодательная власть в Республике Бразилии согласно Конституции ст. 44 осуществляется Национальным конгрессом. Двухпалатный Национальный конгресс, состоит из Палаты депутатов (487 депутатов) и Федерального Сената (72 члена). Обе палаты избираются прямым и тайным голосованием (депутаты на 4 года, сенаторы — на 8 лет) [2, с. 94].

На основании ст. 48, Конституции Бразилии, парламент осуществляет следующие полномочия:

-          налоговая система, поступление и распределение доходов;

-          многолетние планы, бюджетные директивы, годовой бюджет, кредитные операции, государственный долг и эмиссии с принудительным курсом;

-          установление и изменение численности личного состава вооруженных сил;

-          национальные, региональные и секторальные планы и программы развития;

-          границы национальной территории, воздушного и морского пространства и собственность, принадлежащая Союзу;

-          объединение, разделение и расчленение территорий или штатов после проведения консультаций с соответствующими Законодательными собраниями;

-          временный перенос местопребывания Федерального правительства;

-          пожалование амнистии;

-          административная, судебная организация, организация прокуратуры и организация публичной защиты Союза и территорий; судебная организация, организация прокуратуры и организация публичной защиты Федерального округа;

-          введение, преобразование и упразднение постов, должностей и функций в органах публичной власти;

-          образование, структура и полномочия министерств и органов публичной администрации;

-          телекоммуникации и радиовещание;

-          финансовые, вексельные и денежные вопросы, финансовые учреждения и их операции;

-          денежное обращение, пределы эмиссии денег и размер федеральных долговых обязательств [1].

Кроме этого, на основании ст. 49 Конституции, Национальному конгрессу относится исключительные компетенции:

-          выносить окончательное решение по международным договорам, соглашениям или актам, которые влекут обязательства или обременения, накладываемые на национальное имущество, являющееся собственностью государства;

-          уполномочивать Президента Республики объявлять войну, заключать мир, позволять иностранным вооруженным силам проход по национальной территории и временное на ней пребывание, кроме случаев, предусмотренных дополняющим законом;

-          разрешать Президенту и Вице-президенту Республики покидать страну, когда речь идет об их отсутствии более пятнадцати дней;

-          принимать решение о введении состоянии обороны и федерального вмешательства, уполномочивать введение осадного положения или прекращать действие любой из этих мер;

-          прекращать действие нормативных актов Исполнительной власти, которые превысили пределы их распорядительной власти или пределы законодательной делегации;

-          временно изменять свое местонахождение;

-          устанавливать во время каждой легислатуры на период следующей легислатуры одинаковое для федеральных депутатов и сенаторов вознаграждение в соответствии с положениями номерного абзаца II статьи 150, номерного абзаца III статьи 153 и номерного абзаца I параграфа 2 статьи 153;

-          устанавливать на каждый финансовый год вознаграждение Президента и Вице-президента Республики, а также государственных министров в соответствии с положениями номерного абзаца II статьи 150, номерного абзаца III статьи 153 и номерного абзаца I параграфа 2 статьи 153;

-          ежегодно выносить решение об отчетах, представляемых Президентом Республики, и давать оценку докладов об исполнении планов правительства;

-          осуществлять надзор и контроль, непосредственно или через посредство одной или другой Палаты, за актами Исполнительной власти, включая акты о косвенном управлении;

-          наблюдать за соблюдением своей законодательной компетенции по отношению к нормативным полномочиям других ветвей власти;

-          давать согласие на акты о предоставлении концессии или на возобновление концессии на радио- и телевещание;

-          избирать две трети членов Счетного трибунала Союза;

-          одобрять инициативы Исполнительной власти в отношении деятельности, связанной с ядерной энергией;

-          уполномочивать проведение референдума и назначать плебисцит;

-          разрешать на землях индейцев эксплуатацию гидроресурсов, а также разведку и эксплуатацию минеральных ресурсов;

-          одобрять в предварительном порядке отчуждение или сдачу в концессию публичных земель площадью свыше 2500 гектаров [1].

Глава государства, правительства и верховный главнокомандующий Президент Республики, избираемый непосредственно гражданами на 4 года (до 1994 г. — 5 лет) без права переизбрания. Одновременно с Президентом избирается Вице-президент [2, с. 95].

Согласно Конституции (ст.84) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:

-          назначать и смещать с должности государственных министров;

-          осуществлять с помощью государственных министров высшее управление федеральной администрацией;

-          инициировать законодательный процесс в форме и случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;

-          санкционировать, промульгировать и распоряжаться об опубликовании законов, а также издавать декреты и постановления для их добросовестного исполнения;

-          накладывать вето, полное или частичное, на законопроекты;

-          распоряжаться об организации и деятельности федеральной администрации в соответствии с предписаниями закона;

-          поддерживать отношения с иностранными государствами и аккредитовать их дипломатических представителей;

-          заключать договоры, конвенции и международные акты, передаваемые на ратификацию Национальному конгрессу;

-          декретировать введение состояния обороны и чрезвычайного положения;

-          декретировать введение положения о федеральном вмешательстве и осуществлять его;

-          направлять послание и план правительства Национальному Конгрессу по случаю открытия его законодательной сессии с тем, чтобы изложить положение в стране и требовать принятия таких мер, которые он считает необходимыми;

-          осуществлять помилование и смягчать наказания после заслушивания, если в этом есть необходимость, органов, учрежденных законом;

-          осуществлять высшее командование вооруженными силами, присваивать генеральские звания и назначать лиц, имеющих такое звание, на соответствующие должности;

-          назначать после получения одобрения Федерального сената судей Федерального верховного суда, высших судов, губернаторов территорий, Генерального прокурора Республики, Президента и директоров Центрального банка и других должностных лиц, когда об этом указано в законе;

-          назначать судей Счетного трибунала Союза в соответствии с положениями статьи 73;

-          назначать магистратов в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией, а также Генерального адвоката Союза;

-          назначать членов Совета Республики в соответствии с номерным абзацем VII нижеследующей статьи 89;

-          созывать Совет Республики и Совет национальной обороны и председательствовать в них;

-          объявлять войну в случае иностранной агрессии по уполномочию Национального конгресса либо в случае, когда названная агрессия совершена вне законодательных сессий по утверждению Конгресса; а также при соблюдении этих же условий декретировать всеобщую или частичную мобилизацию;

-          заключать мир с уполномочия или утверждения Национального конгресса;

-          награждать орденами и почетными отличиями;

-          разрешать в случаях, предусмотренных дополняющим законом, проход иностранных вооруженных сил через национальную территорию или временно останавливаться на ней;

-          направлять Национальному конгрессу многолетний план, проект закона о бюджетных директивах и предложения о бюджете в соответствии с положениями настоящей Конституции;

-          ежегодно в шестидесятидневный срок после начала законодательной сессии представлять в Национальный конгресс отчеты за предыдущий финансовый год;

-          вводить и упразднять должности в органах публичной власти в соответствии с предписаниями закона;

-          издавать акты о временных мерах, имеющих силу закона, в соответствии со статьей 62 настоящей Конституции;

-          осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией [1].

Каждый штат имеет свою конституцию, которая должна соответствовать принципам федерального Основного закона. Система органов власти и управления в штатах во многом сходна с федеральной. Каждый штат имеет однопалатное законодательное собрание (избирается на 4 года); избираемый населением губернатор штата является главой правительства. Штаты имеют собственную судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной Конституцией [2, с. 96].

Литература:

1.      Конституция Бразилии. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/563 (Дата обращения: 20.12.2013).

2.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С. 93–105.

Основные термины (генерируются автоматически): Национальный конгресс, номерной абзац, III, Бразилия, Президент Республики, Исполнительная власть, конституция, национальная территория, соответствие, Федеральный Сенат.


Задать вопрос