Ключевые слова: Республика Коста-Рика, унитарное государство, Президент, Правительство, президентская республика, Парламент, Конституция.
Государство в Центральной Америке.
Коста-Рика — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 7 провинций.
Действует Политическая Конституция Республики Коста-Рика от 7 ноября 1949 г. По форме правления Коста-Рика — президентская республика. Политический режим — демократический [2, с. 350].
Законодательная власть принадлежит однопалатному Законодательному собранию (57 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием на 4 года). Депутаты не могут быть переизбраны на очередной срок. Сессии парламента проводятся дважды в год — с 1 мая по 31 июля и с 1 сентября по 30 ноября. Решения Собрания принимаются абсолютным большинством присутствующих членов, за исключением случаев, когда Конституция требует квалифицированного большинства [2, с. 351].
В соответствии ст. 121 Конституции, которые предоставляет Собранию настоящая Конституция, исключительными его полномочиями являются:
- принимать законы, изменять, отменять их и давать их аутентичное толкование, за исключениями, о которых говорится в главе, посвященной Верховному суду по избирательным делам;
- назначать место для проведения сессий, открывать и закрывать сессии, приостанавливать и продолжать их в соответствии с принятым решением;
- назначать членов Верховного суда и их заместителей;
- одобрять или отклонять международные соглашения, государственные договоры или конкордаты;
- разрешать проход иностранных войск через национальную территорию и пребывание иностранных военных кораблей и самолетов в портах и на аэродромах или отказывать в этом;
- уполномочивать исполнительную власть объявлять состояние национальной обороны и заключать мир;
- приостанавливать голосами не менее двух третей всех своих членов в случае очевидной государственной необходимости действие личных прав и гарантий, записанных в статьях 22, 23, 24, 26, 28, 29, 30 и 37 Конституции. Эта приостановка может относиться ко всем или некоторым из указанных прав и гарантий и распространяться на всю или на часть территорий и продолжаться до тридцати дней; в этот период исполнительная власть в отношении людей, может отдать приказ об их заключении только в местах, не предназначенных для обычных преступников, или об их тюремном заключении в населенных местах. Она также должна информировать Собрание на очередном заседании о мерах, принятых для охраны общественного порядка или поддержания безопасности Государства;
- принимать присягу и рассматривать вопрос об отставке членов высших органов власти, за исключением Министров Правительства; разрешать затруднения, возникающие в случаях физической или умственной неспособности лица, исполняющего функции Президента Республики, и решать вопрос о том, следует ли и кем именно заменить его для руководства властью;
- принимать или отклонять обвинения, выдвигаемые против лиц, исполняющих обязанности Президента Республики, Вице-президента, членов высших государственных органов, дипломатических представителей, решая двумя третями голосов всего состава Собрания, имеется или не имеется состав преступления, и в случае утвердительного ответа передавать этих лиц в распоряжение Верховного суда для рассмотрения дела;
- декретировать смещение любого из должностных лиц, упомянутых в предыдущем пункте, когда они должны быть судимы за уголовные преступления;
- принимать обычный и чрезвычайный бюджеты Республики;
- назначать Главного контролера Республики и его заместителя;
- вводить национальные налоги и поступления, а также давать согласие на установление муниципальных налогов;
- декретировать отчуждение или передачу в общественное пользование собственности, принадлежащей Нации;
- уполномочивать исполнительную власть вести переговоры о займах и других подобных соглашениях, связанных с государственным кредитом, так же как одобрять или отменять заключенные ранее соглашения;
- —присваивать почетное гражданство за выдающиеся услуги, оказанные Республике, и устанавливать почести в память о лицах, чьи выдающиеся действия заслуживают подобной награды;
- определять содержание единой денежной единицы и законодательствовать по вопросам денежного обращения, кредита, мер и весов. Для определения металлического содержания единой денежной единицы Собрание должно предварительно ознакомиться с мнением технического учреждения, занимающегося вопросами денежного обращения;
- содействовать развитию наук и искусств и обеспечивать на ограниченное время авторам и изобретателям право собственности на их произведения и изобретения;
- создавать учреждения по вопросам просвещения, развития наук и искусств, выделяя им средства, необходимые для осуществления их деятельности, проявляя при этом особую заботу о всеобщем начальном образовании;
- учреждать суды и другие органы для обслуживания Нации;
- объявлять решением не менее двух третей всех своих членов всеобщие амнистии и помилования за политические преступления, исключая преступления, связанные с выборами, что не допускает никаких послаблений;
- вырабатывать свой внутренний регламент, который после одобрения его нельзя изменить иначе, как большинством не менее двух третей всех членов Собрания;
- назначать из числа своих членов комиссии для расследования любого вопроса по поручению Собрания и для последующего отчета;
- формулировать интерпелляции Министрам Правительства и, кроме того, решением двух третей присутствующих Депутатов выносить порицание этим должностным лицам, когда по мнению Собрания они виновны в совершении неконституционных или незаконных актов или серьезных ошибок, причинивших или могущих причинить явный ущерб государственным интересам [1].
Глава государства и Правительства — Президент, избираемый прямым голосованием на 4 года (без права переизбрания). Два вице-президента в порядке должностного первенства замещают главу государства в случае его отсутствия или недееспособности. Вице-президенты избираются тем же путем и на тот же срок, что и Президент [2, с. 351].
Исполнительная власть осуществляется Президентом с помощью кабинета министров. Президент формирует правительство. Министры не могут быть одновременно членами парламента [2, с. 351].
Согласно Конституции (ст.139, ст.140), исключительными обязанностями и полномочиями лица, исполняющего функции как Президента Республики и так и соответствующего Министра Правительства являются:
- свободно назначать и смещать министров Правительства;
- представлять Нацию в актах официального характера;
- осуществлять верховное командование вооруженными силами;
- представлять Законодательному Собранию в начале первого периода ежегодной сессии письменное послание по различным вопросам деятельности Правительства и о политическом положении Республики; в послании, кроме того должны предлагаться меры, которые Президент считает необходимыми для удовлетворительного управления, для прогресса и благосостояния Нации;
- испрашивать у Законодательного собрания разрешение в случае необходимости выехать из страны в период исполнения обязанностей Президента и в течение одного года после своего ухода с этого поста;
- свободно назначать и смещать персонал вооруженных сил, служащих и должностных лиц, занимающих доверительные посты, а также других должностных лиц, предусматриваемых в особых случаях Законом о гражданской службе;
- назначать и смещать, с соблюдением требований, предусмотренных Законом о гражданской службе, остальных служащих соответствующего подчинения;
- санкционировать и промульгировать законы, регламентировать их выполнение, осуществлять их и следить за их точным применением;
- приостанавливать в период каникул Законодательного собрания действие прав и гарантий, которые указаны в пункте 7 статьи 121, в тех случаях и с теми ограничениями, которые в ней предусмотрены, и немедленно информировать об этом Собрание. Декрет о приостановке гарантии равнозначен, ipso facto, созыву Собрания на сессию, которая должна собраться в течение последующих сорока восьми часов. Если Собрание не утвердит эту меру двумя третями голосов всех своих членов, то права и гарантии считаются восстановленными;
- пользоваться законодательной инициативой и правом вето;
- поддерживать порядок и спокойствие в Государстве, принимать необходимые меры охраны публичных свобод;
- распоряжаться сбором и расходованием национальных доходов в соответствии с законами;
- следить за нормальной деятельностью ведомств и подчиненной администрации;
- исполнять и понуждать всех к исполнению того, что решат или предусмотрят в пределах своей компетенции суды, а также избирательные органы по их собственному ходатайству;
- заключать конвенции, государственные договоры и конкордаты, промульгировать и исполнять их после одобрения и ратификации Учредительным собранием, как это предусмотрено Конституцией;
- представлять Законодательному собранию доклады, которые оно требует, осуществляя свои полномочия;
- руководить внешними сношениями Республики;
- принимать Глав иностранных Государств и их дипломатических представителей, а также допускать консулов других стран;
- созывать Законодательное собрание на очередные и чрезвычайные сессии;
- направлять Законодательному собранию проект национального бюджета в сроки и с соблюдением требований, установленных Конституцией;
- распоряжаться вооруженными силами для сохранения порядка, обороны и безопасности страны;
- выдавать навигационные патенты;
- регламентировать внутренний распорядок в Министерствах, а также издавать регламенты и распоряжения, необходимые для незамедлительного исполнения законов;
- подписывать административные соглашения, не включенные в пункт 14 статьи 121 настоящей Конституции, при условии направления их на одобрение Законодательному собранию, когда они предусматривают освобождение от налогов или пошлин или касаются использования публичных служб и эксплуатации естественных ресурсов и богатств Государства. Исключение составляют случаи, предусмотренные специальными законами;
- выполнять все остальные обязанности и пользоваться всеми другими полномочиями, которые предоставляются Конституцией и законами [1].
Литература:
1. Конституция Коста-Рики. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/49 (Дата обращения: 20.12.2013).
2. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.350–355.