Ключевые слова: Республика Кыргызстан, Жогорку Кенеш, Правительство, Президент, Средней Азии, Премьер-министр, Конституция.
Государство на северо-востоке Средней Азии.
Кыргызстан — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 6 областей, 40 районов и 21 город [2, с. 364].
Конституция Республики принята Верховным Советом 5 мая 1993 г. Существенные изменения в нее внесены в 1995, 1996 и 1998 гг. по результатам референдумов. Конституция 1993 г. заменила собой Конституцию Киргизской ССР от 20 апреля 1978 г. (с изменениями). Согласно Конституции Кыргызстан — суверенная, унитарная, демократическая республика, строящаяся на принципах правового светского государства. По форме правления она является президентско-парламентской республикой с сильной президентской властью (в особенности после внесения изменений 1996 г.) [2, с. 365].
Двухпалатный парламент Кыргызской Республики — Жогорку Кенеш, является представительным органом, осуществляющим законодательную власть. Его палаты: Законодательное собрание (60 депутатов) и Собрание народных представителей (45 депутатов); обе избираются на пять лет. Законодательное собрание представляет общенациональные, Собрание народных представителей — территориальные интересы [2, с. 365].
В соответствии с Конституцией ст. 74, к полномочиям Жогорку Кенеш Республики Кыргызстан относятся:
- принимает закон о назначении референдума;
- назначает выборы Президента;
- вносит изменения в настоящую Конституцию;
- принимает законы;
- ратифицирует и денонсирует международные договоры в порядке, определяемом законом;
- решает вопросы об изменении государственных границ Кыргызской Республики;
- утверждает республиканский бюджет и отчет о его исполнении;
- решает вопросы административно-территориального устройства Кыргызской Республики;
- издает акты об амнистии;
- утверждает программу деятельности Правительства, определяет структуру и состав Правительства, за исключением членов Правительства руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности;
- утверждает общегосударственные программы развития Кыргызской Республики, внесенные Правительством;
- принимает решение о доверии Правительству;
- принимает решение о выражении недоверия Правительству;
- по представлению Президента избирает судей Верховного суда; в случаях, предусмотренных конституционным законом, освобождает их от должности по представлению Президента;
- утверждает состав Совета по отбору судей в порядке, предусмотренном законом;
- избирает по представлению Президента председателя Национального банка; освобождает его от должности в случаях, предусмотренных законом;
- избирает членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов: одну треть состава по представлению Президента, одну треть парламентского большинства и одну треть парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом;
- избирает членов Счетной палаты: одну треть состава по представлению Президента, одну треть парламентского большинства и одну треть парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом;
- избирает и в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Омбудсмена (Акыйкатчы); дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности;
- избирает и в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности по представлению Омбудсмена (Акыйкатчы) заместителей Омбудсмена (Акыйкатчы); дает согласие на привлечение их к уголовной ответственности;
- дает согласие на назначение Генерального прокурора; дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности; дает согласие на освобождение от должности Генерального прокурора не менее чем одной третью от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;
- одобряет большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша инициативу одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша об освобождении от должности Генерального прокурора в случаях, предусмотренных законом;
- вводит чрезвычайное положение в случаях и порядке, предусмотренных конституционным законом; утверждает или отменяет указы Президента по этому вопросу;
- решает вопросы войны и мира; введения военного положения; объявления состояния войны; утверждения или отмены указов Президента по этим вопросам;
- решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
- устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания Кыргызской Республики;
- учреждает государственные награды и почетные звания Кыргызской Республики.
- —заслушивает выступления Президента, представителей иностранных государств, международных организаций;
- заслушивает ежегодный доклад Омбудсмена (Акыйкатчы);
- заслушивает ежегодные отчеты Премьер-министра, Генерального прокурора, председателя Национального банка, председателя Счетной палаты;
- Жогорку Кенеш в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией, выдвигает обвинение против Президента; принимает решение об отрешении Президента от должности;
- заслушивание ежегодных отчетов и докладов должностных лиц, указанных в настоящей статье, осуществляется с учетом положений настоящей Конституции и законов о самостоятельности и независимости государственных органов и их должностных лиц.
- Жогорку Кенеш осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией [1].
Глава государства — Президент, избираемый путем прямых выборов сроком на 5 лет. Пост Президента введен в Кыргызстане в октябре 1990 г. [2, с. 365].
Согласно Конституции (ст.64) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:
- назначает выборы в Жогорку Кенеш в предусмотренных настоящей Конституцией случаях; принимает решение о назначении досрочных выборов в Жогорку Кенеш в порядке и случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;
- назначает выборы в местные кенеши; в предусмотренных законом случаях и порядке осуществляет роспуск местных кенешей;
- подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в Жогорку Кенеш;
- вправе созвать в необходимых случаях внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определить вопросы, подлежащие рассмотрению;
- вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша;
- представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Верховного суда по предложению Совета по отбору судей;
- представляет Жогорку Кенешу для освобождения от должности судей Верховного суда по предложению Совета судей;
- назначает судей местных судов по предложению Совета по отбору судей;
- освобождает судей местных судов по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных конституционным законом;
- назначает с согласия Жогорку Кенеша Генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, одобренной двумя третями депутатов Жогорку Кенеша; по предложению Генерального прокурора назначает и освобождает от должности его заместителей;
- назначает и освобождает от должности членов Правительства — руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей;
- вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка, в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности;
- вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;
- вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;
- назначает председателя Счетной палаты из числа избранных Жогорку Кенешем членов Счетной палаты и освобождает его в случаях, предусмотренных законом;
- представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами;
- ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры; вправе передавать указанные полномочия Премьер-министру, членам Правительства и другим должностным лицам;
- подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении;
- назначает по согласованию с Премьер-министром глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств;
- Президент решает вопросы принятия в гражданство и выхода из гражданства Кыргызской Республики и т. д. [1].
Правительство является высшим органом исполнительной государственной власти, состоит из Премьер-министра, вице-премьеров, министров, председателей государственных комитетов. В случае трехкратного отклонения Собранием народных представителей кандидатуры на должность Премьер-министра, предложенной Президентом, он сам назначает Премьер-министра и распускает Собрание народных представителей. Деятельность Правительства регламентируется Законом «О Правительстве Кыргызской Республики», принятым 25 марта 1997 г. (с изменениями и дополнениями) [2, с. 366].
Литература:
1. Конституция Кыргызстан. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/128 (Дата обращения: 20.12.2013).
2. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.364–372.