Ключевые слова: Королевство Марокко, Палата представителей, Палата советников, Премьер-министр, Конституция, Король, Правительство.
Государство на северо-западе Африки.
Марокко — унитарное государство. В административном отношении делится на 37 провинций и 2 префектуры городов Рабат и Касабланка. Действует Конституция 1972 г. в новой редакции 1996 г. [2, с. 414].
По форме правления Марокко — конституционная монархия. На практике Король сохраняет реальные властные полномочия, что позволяет говорить о существовании в стране дуалистической монархии. Тем не менее Марокко является политически одной из наиболее модернизированных и «либеральных» арабских монархий [2, с. 414].
Законодательный орган — двухпалатный Парламент в составе Палаты представителей (325 чел.) и Палаты советников (270 чел.). Палата представителей (нижняя палата) избирается сроком на 6 лет (2/3 всеобщими прямыми выборами, 1/3 — коллегиями выборщиков) [2, с. 414].
На основании ст. 71. Конституции, к сфере полномочий законодательной власти относится следующее:
- фундаментальные права и свободы, предусмотренные преамбулой и другими статьями этой конституции;
- семейный и гражданский статус;
- принципы и правила системы здравоохранения;
- порядок работы аудио- визуальных средств массовой информации и прессы во всех формах;
- амнистия;
- национальности и условий проживаний иностранцев;
- определения правонарушений и мер их пресечения;
- судебная структура и создание новых категорий юрисдикций;
- гражданский и уголовный кодекс;
- петиненциарный режим;
- общий устав гражданской службы;
- фундаментальные гарантии государственных и военных служащих;
- статус служб и органов поддержки правопорядка;
- порядок территориальных единиц и принципов уменьшения территориальных полномочий;
- избирательная структура территориальных единиц и принцип раздела избирательных округов;
- налоговая политика и режим налогообложения, назначения налогов и порядок сбора налогов;
- юридический порядок выпуска валюты и статус центрального банка;
- порядок работы таможни;
- порядок гражданских и коммерческих обязательств, права компаний и кооперативов;
- реальные права, права собственности на государственную, частную и коллективную недвижимость;
- транспортная структура;
- трудовой кодекс, социальная защита, травмы на работе и профессиональные заболевания;
- порядок работы банков, страховых компаний и товариществ;
- порядок информационных и коммуникационных технологий;
- урбанистика и благоустройство территории;
- правила касающиеся охраны окружающей среды, охраны природных ресурсов и постоянного развития;
- порядок расположения водных, лесных и рыбных ресурсов;
- определение направлений и общей организационной структуры системы образования, научных исследований и профессионального образования;
- создание государственных организаций и других юридических лиц публичного права;
- национализация предприятий и порядок приватизации;
- парламент обязан утверждать законы рамки по поводу фундаментальных задач экономической, социальной, экологической и культурной деятельности государства [1].
Духовный и светский глава государства — Король, личность которого священна и неприкосновенна. Он является символом единства нации, верховным главнокомандующим, назначает Премьер-министра, формирует состав Правительства, вправе объявлять в стране чрезвычайное положение, назначать судей и т. д. Это личные полномочия Короля, не требующие контрасигнования [2, с. 415].
Согласно Конституции (ст.42), Король является руководителем государства, его высшим представителем, символом единства нации, гарантом постоянства и постоянного развития и главным арбитром при спорах между государственными организациями. Также король контролирует уважение конституции, надлежащую работу конституционных организаций, защиту демократического выбора, прав и свобод граждан, территориальных единиц и соблюдение международных обязательств королевства. Король выступает гарантом независимости и территориальной целостности королевства на основании аутентичных границ. Король выполняет свои обязанности посредством дахиров на основании полномочий, предоставленных ему данной конституцией [1].
Кроме этого, на основании ст. 43, Конституции Марокко, Корона Марокко и конституционные права передаются по наследству от отца сына по прямой мужской линии и порядке первородства ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЯ МУХАММЕДА VI. Исключение составляют случаи когда король при жизни назначает своим преемником другого сына, а не старшего. В случае отсутствия потомков по прямой мужской линии трон передается мужчинам родственникам по боковой линии на тех же условиях [1].
Король считается несовершеннолетним до момента достижения им 18-ти лет. В период несовершеннолетия короля конституционные полномочия выполняются Регентским Советом. Исключение составляет право пересмотра конституции. Регентский Совет функционирует в качестве консультационного органа при короле до момента достижения им возраста двадцати лет, в соответствии ст. 44, Конституции Марокко [1].
Король имеет право отлагательного вето и право роспуска Парламента. Последним он пользовался неоднократно, и в течение многих лет в Марокко продолжалось беспарламентское правление. До настоящего времени Королю удается сохранять контроль над всей политической системой страны, играя на противоречиях между различными политическими партиями. В руках Короля концентрируется общее руководство аппаратом управления, вооруженными силами, полицией [2, с. 415].
Исполнительная власть осуществляется Правительством (Советом министров) во главе с Премьер-министром. Правительство несет ответственность перед Королем и Палатой представителей, которая может вынести ему вотум недоверия. При этом из 2 видов ответственности Правительства более весома ответственность перед монархом. После назначения Королем членов Правительства Премьер-министр излагает Палате представителей свою программу [2, с. 415].
В соответствии ст. 49 Конституции Марокко, Совет министров обсуждает и принимает решения по следующим вопросам:
- стратегические направления государственной политики;
- проекты пересмотра конституции;
- проекты органических законов;
- общие положения бюджета страны;
- проекты кадрового закона, предусмотренные статьей 71 (2-ой абзац) этой конституции;
- проект закона об амнистии;
- проект текстов, касающихся военной сферы;
- объявление чрезвычайного положения;
- объявление войны;
- проект декрета, предусмотренного статьей 104 этой конституции;
- назначение на основании предложений руководителя правительства и министра соответствующего министерства на следующие государственные должности: руководитель банка Аль-Магриб, послов, вали, губернаторов, руководителей отделов внутренней безопасности, руководителей стратегических организаций и предприятий. В органическом законе указан список подобных организаций и предприятий стратегического назначения [1].
Основным источником права в Марокко являются законодательные и другие нормативные акты. Их иерархия включает Конституцию, органические законы, обычные законы парламента, декреты Короля (дахиры) и Премьер-министра, подзаконные акты других органов власти [2, с. 416].
Правовой системе Марокко известен институт срочного и делегированного законодательства. Правительство может в межсессионный период с согласия соответствующих комиссий парламента принимать декрет — законы, которые должны быть переданы на одобрение в Палату представителей во время следующей обычной сессии [2, с. 417].
Палата представителей может уполномочить Правительство издавать в течение ограниченного периода декреты по вопросам, которые обычно относятся к законодательной области. Декреты вступают в силу с момента их опубликования, но должны быть переданы на утверждение Палаты представителей [2, с. 417].
Литература:
1. Конституция Марокко [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/481 (Дата обращения: 20.12.2013).
2. Королевство Марокко: Справочник. М., 1991.
3. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.414–419.
4. Bendahou C. Morocco // International En-cyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1973. P.M93–104.
5. Salacuse J. W. North Africa // An Introduction to Law in French-speaking Africa. Vol. 2. Charlottesville, 1975. P.205–347.