Особенности системы государственного управления Республики Молдова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 1995 раз

Библиографическое описание:

Миннибаев, Б. И. Особенности системы государственного управления Республики Молдова / Б. И. Миннибаев, И. Ф. Гусманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1.1 (60.1). — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8794/ (дата обращения: 15.11.2024).

Ключевые слова: Республика Молдова, унитарное государство, Президент, Правительство, парламентская республика, Парламент, Конституция.

Государство на юго-востоке Европы.

Молдова — унитарное государство. В административно-территориальном отношении разделена на районы. Конституция Молдовы устанавливает особый статус автономии, согласно которому населенным пунктам юга Республики Молдова могут быть предоставлены особые формы и условия автономии в соответствии с особым статусом, установленным органическими законами. 23 декабря 1994 г. Парламент Республики Молдова принял Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери). Однако в отношении левобережья Днестра это положение не может быть реализовано, поскольку существующая в этом районе Приднестровская Молдавская Республика является с 1991 г. таким же суверенным государством, как и сама Молдова [2, с. 434].

Высшим представительным органом народа, осуществляющим законодательную власть, является однопалатный Парламент. Он состоит из 101 депутата, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Срок полномочий — 4 года [2, с. 434].

В соответствии с Конституцией ст. 66, к полномочиям Парламента Республики Молдова относятся:

-          принимает законы, постановления и резолюции;

-          назначает референдумы;

-          дает толкование законов и обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории страны;

-          утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства;

-          утверждает военную доктрину государства;

-          осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью в формах и пределах, предусмотренных Конституцией;

-          ратифицирует, денонсирует, приостанавливает действие и аннулирует международные договоры, заключенные Республикой Молдова;

-          утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением;

-          осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи другим государствам, за заключением соглашений о государственных займах и кредитах из иностранных источников;

-          избирает и назначает государственных должностных лиц в случаях, предусмотренных законом;

-          утверждает ордена и медали Республики Молдова;

-          объявляет частичную или всеобщую мобилизацию;

-          объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение;

-          организует изучение и заслушивание любых вопросов, касающихся интересов общества;

-          приостанавливает деятельность органов местного публичного управления в случаях, предусмотренных законом;

-          принимает акты об амнистии;

-          осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией и законами [1].

Глава государства — Президент Республики, который представляет государство и является гарантом суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию в июле 2000 г., он избирается Парламентом тайным голосованием (прежде — непосредственно гражданами). Срок полномочий Президента РМ — 4 года. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд [2, с. 435].

Согласно Конституции (ст. 86, 87, 88) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:

-          Президент Республики Молдова ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени. Республики Молдова и представляет их Парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом;

-          Президент Республики Молдова по предложению Правительства аккредитует и отзывает дипломатических представителей Республики Молдова и утверждает учреждение, упразднение или изменение ранга дипломатических миссий;

-          Президент Республики Молдова принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств в Республике Молдова;

-          Президент Республики Молдова является главнокомандующим вооруженными силами;

-          Президент Республики Молдова с предварительного согласия Парламента может объявить частичную или всеобщую мобилизацию;

-          в случае вооруженной агрессии против страны Президент Республики Молдова принимает меры по отражению агрессии, вводит военное положение и незамедлительно информирует об этом Парламент. Если Парламент не находится в это время на сессии, он созывается по праву в течение 24 часов после развязывания агрессии;

-          Президент Республики Молдова может принимать и иные меры, направленные на обеспечение национальной безопасности и общественного порядка, в пределах закона и в соответствии с ним;

-          награждает государственными наградами и присваивает почетные звания;

-          присваивает высшие воинские звания, предусмотренные законом;

-          решает вопросы гражданства Республики Молдова и предоставления политического убежища;

-          назначает на государственные должности в соответствии с законом;

-          осуществляет помилование;

-          может потребовать от народа изъявления его воли по вопросам общенационального значения путем референдума;

-          присваивает дипломатические ранги;

-          присваивает в соответствии с законом высшие классные чины работникам прокуратуры, судебных инстанций и другим категориям служащих;

-          приостанавливает действие актов Правительства, противоречащих законодательству, до принятия окончательного решения Конституционным судом;

-          осуществляет иные полномочия, установленные законом [1].

В сфере отношений с Парламентом Президенту принадлежит право законодательной инициативы, право требовать созыва Парламента на внеочередную или специальную сессию, а также право роспуска Парламента в случаях, предусмотренных Конституцией (см. выше). Помимо этого Президент промульгирует законы и может требовать их повторного рассмотрения Парламентом [2, с. 435].

Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением, следуя программе деятельности, одобренной Парламентом. Правительство возглавляется Премьер-министром, кандидатура которого выдвигается Президентом. В 15-дневный срок после выдвижения кандидат на должность Премьер-министра просит Парламент выразить вотум доверия программе деятельности и всему составу Правительства. Программа деятельности и состав Правительства обсуждаются на заседании Парламента. Парламент выражает вотум доверия Правительству большинством голосов депутатов [2, с. 436].

Правительство принимает постановления, ордонансы и распоряжения, которые подписываются Премьер-министром и контрасигнуются министрами, в обязанности которых входит их исполнение. Постановления принимаются для организации исполнения законов. Распоряжения издаются Премьер-министром для организации внутренней деятельности Правительства [2, с. 436].

Правительство несет ответственность перед Парламентом и предоставляет Парламенту, его комиссиям и депутатам необходимую информацию и документы. Парламент по предложению не менее 1/4 депутатов может выразить недоверие Правительству большинством голосов депутатов [2, с. 436].

Правительство вправе принять на себя ответственность перед Парламентом за программу, заявление общеполитического характера или проект закона. Оно уходит в отставку, если предложение о выражении недоверия, внесенное в трехдневный срок с момента представления программы, заявления общеполитического характера или проекта закона, принимается Парламентом. В противном случае представленный проект закона считается принятым, а программа или заявление общеполитического характера — обязательными для Правительства [2, с. 436].

Основным источником права являются законодательные и иные нормативные акты. Их иерархия включает Конституцию, конституционные, органические и ординарные законы, указы Президента Республики, постановления и распоряжения Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств, органов местного самоуправления [2, с. 438].

Конституционными в правовой системе Молдовы называются законы по пересмотру Конституции. В свою очередь, конституционные законы в Молдове по романской терминологии именуются «органическими». Конституция (ст.72) устанавливает перечень вопросов, которые регулируются органическим законом (избирательная система, организация и деятельность Парламента, Правительства, судов и т. д.). Кроме того, Парламент может признать необходимым принятие органических законов и в других областях [2, с. 438].

В отличие от большинства государств СНГ Конституция Молдовы не содержит общего правила о приоритете норм ратифицированных международных договоров над нормами внутренних законов. Такой приоритет, согласно Конституции (п.2 ст.4), имеют только международные нормы пактов и договоров об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова [2, с. 438].

Литература:

1.      Конституция Молдовы. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/127 (Дата обращения: 20.12.2013).

2.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.434–443.

Основные термины (генерируются автоматически): Молдова, Президент Республики, Парламент, Конституция, общеполитический характер, Правительство, программа деятельности, военное положение, всеобщая мобилизация, унитарное государство.


Задать вопрос