Ключевые слова: Республика Перу, Президент, Правительство, Конституция, Национальный конгресс, Национальная Система Обороны, Национальная Полиция.
Государство на западе Южной Америки.
Перу — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 12 регионов и 1 независимая провинция [2, с. 507].
Действующая Конституция принята на референдуме 31 октября 1993 г. (11-я по счету с 1821 г.). По форме правления Перу — президентская республика с элементами парламентаризма. Политический режим — умеренно авторитарный. В апреле 1992 г. президент А. Фухимори совершил государственный переворот, что привело к установлению в стране более авторитарной системы власти [2, с. 507].
Правом законодательной инициативы обладают Президент и члены Конгресса. Другие государственные власти, публичные автономные институты, муниципалитеты и профессиональные организации также имеют право инициировать законы по вопросам своих функций. Для принятия простого закона достаточно большинства голосов присутствующих на заседании членов Конгресса. Органические законы, принимаемые по вопросам, указанным в Конституции, требуют одобрения большинством от общего числа членов Конгресса. Принятые законы передаются Президенту для промульгирования. Он имеет право в течение 15 дней наложить вето на весь закон или его отдельные положения. Для преодоления вето требуется повторно одобрить закон большинством от общего числа членов Конгресса [2, с. 508].
Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Национальному конгрессу, избираемому по системе пропорционального представительства сроком на 5 лет [2, с. 508].
На основании ст. 102, Конституции Перу, парламент имеет следующие обязанности:
- принимать законы и законодательные резолюции, а также толковать, изменять или отменять другие законы;
- осуществлять надзор за уважением конституции и законов, и предпринимать меры для привлечения к ответственности нарушителей;
- заключать соглашения в соответствии с конституцией;
- принимать Акт Бюджета и Общего Баланса;
- разрешать ссуды в соответствии с конституцией;
- реализовывать право на амнистию;
- одобрять демаркацию территории, предложенную Исполнительной властью;
- соглашаться на вступление на территорию иностранных войск, когда это не влияет на национальный суверенитет;
- разрешать Президенту Республики покидать страну;
- любые другие обязанности, предусмотренные в конституции и связанные с законодательными функциями [1].
Глава государства и правительства, а также верховный главнокомандующий — Президент, избирается прямым тайным голосованием на 5 лет [2, с. 508].
Согласно Конституции (ст.33) Президент Республики имеет следующие обязанности:
- охранять и исполнять конституцию и соглашения, законы и другие правовые положения;
- представлять Государство внутри и за пределами Республики;
- управлять общей политикой правительства;
- обеспечивать внутренний правопорядок и внешнюю безопасность Нации;
- объявлять выборы Президента Республики и Членов Конгресса, а также мэров, членов совета и других должностных лиц, определенных законом.
- созывать Конгресс на специальную сессию; и, в этом случае, подписывать указ о созыве.
- обращаться к Конгрессу в любое время и обязательно, либо лично, либо в письменном виде, в начале первой регулярной сессии. Ежегодные обращения должны включать подробный доклад о Государстве Нации, улучшениях и реформах, которые Президент считает необходимыми для рассмотрения Конгрессом. За исключением первого из обращений, обращения Президента одобряются Кабинетом.
- реализовывать полномочия регулирующих законов без их нарушения и искажения и в этих пределах издавать указы и постановления;
- соблюдать и исполнять решения и приказы судебных органов;
- соблюдать и исполнять решения Национального Избирательного Совета;
- управлять внешней политикой и международными делами; и заключать договора и ратифицировать их;
- назначать послов и полномочных представителей министров, по согласованию с Кабинетом и с уведомлением Конгресса;
- принимать иностранных дипломатических представителей и уполномочивать консулов выполнять их обязанности;
- возглавлять Национальную Систему Обороны, организовывать, размещать и принимать решения о мобилизации Вооруженных Сил и Национальной Полиции;
- принимать необходимые меры для обороны Республики, целостности территории и суверенитета Государства;
- объявлять войну и подписывать мир, после одобрения Конгресса;
- управлять государственной казной;
- вести переговоры относительно займов;
- объявлять о специальных мерах экономического и финансового характера, посредством чрезвычайного указа с силой закона, если этого требуют национальные интересы, и уведомляя Конгресс. Эти чрезвычайные указы могут изменяться или отменяться Конгрессом;
- регулировать таможенные тарифы;
- даровать помилование и смягчать наказание. Реализовывать право помилования обвиняемого главой исполнительной власти, в случаях, когда стадия уголовного напутствия превысила свой двойной срок.
- вручать награды от имени Нации по согласованию с Кабинетом;
- разрешать перуанцам служить в иностранной армии; и
- выполнять другие обязанности управления и руководства, установленные конституцией и законом [1].
Во исполнение Конституции и законов Президент издает декреты и резолюции, а в предусмотренных Конституцией случаях — законодательные и чрезвычайные декреты. Однако все акты Президента должны быть скреплены подписью премьера правительства [2, с. 508].
Исполнительная власть осуществляется Президентом и правительством. Совет министров образует заседание всех министров, на котором председательствует Президент Республики. Последний назначает и смещает Председателя Совета министров [2, с. 508].
Председатель Кабинета в соответствии с Конституцией ст. 123 реализует следующие обязанности:
- быть уполномоченным спикером для правительства, после Президента Республики;
- координировать обязанности других министров;
- скреплять подписью законодательные и чрезвычайные указы, а также любые другие указы и резолюции, определенные конституцией и законом [1].
По действующей Конституции Перу, ст. 125, в обязанности Кабинета относится:
- одобрять законопроекты, поданные в Конгресс Президентом Республики;
- одобрять законодательные и чрезвычайные указы, изданные Президентом Республики, а также законопроекты, указы и резолюции, определенные законом.
- вести переговоры по вопросам общественных интересов.
- другие обязанности, определенные Конституцией и законом [1].
Министры индивидуально ответственны за собственные действия (акты) и за президентские действия (акты), которые они санкционируют. Министры ответственны коллективно за уголовные действия, нарушения Конституции или законов, совершенные Президентом Республики, если только они не уходят в отставку немедленно [2, с. 509].
Совет министров несет политическую ответственность перед Конгрессом. Последний может выразить правительству или отдельному министру вотум недоверия либо отказать в доверии, когда такой вопрос ставится по министерской инициативе. Совет министров или министр, которому отказано в доверии, должен уйти в отставку. Президент Республики имеет право распустить Конгресс, если последний вынесет резолюцию порицания или откажет в доверии двум Советам министров [2, с. 509].
Правовой системе Перу, как и других стран Латинской Америки, известны институты делегированного и чрезвычайного законодательства. Согласно Конституции (ст.104) Конгресс может делегировать исполнительной власти полномочие издать законы посредством законодательных декретов (decretos legislativos) по вопросам и на период, четко определенным в Законе о делегировании. Законодательные декреты подчинены тем же самым нормам обнародования, публикации и юридического действия, что и законы [2, с. 510].
Конституция 1993 г. учредила автономную Службу Защитника Народа (La Defensoria del Pueblo) — аналог института омбудсмана. Защитник избирается и смещается Конгрессом большинством в 2/3 голосов. Срок полномочий — 5лет. Служба Защитника Народа охраняет конституционные и фундаментальные личные права и такие же права сообществ, контролирует выполнение обязанностей государственной администрации и публичных служб перед гражданами. Защитник Народа ежегодно представляет доклад Конгрессу, а также делает это всякий раз по просьбе последнего [2, с. 516].
Литература:
1. Конституция Перу. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/534 (Дата обращения: 20.12.2013).
2. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.507–516.
3. Lavalle H. de. A Statement of the Laws of Peru in Matters Affecting Business. 4th ed., revised and enlarged. Washington, 1973.
4. Valderama D. M. Law and Legal Literature of Peru: A Revised Guide. Washington, 1976.