Ключевые слова: Республики Таджикистан, Maджлиси Оли, Президент, унитарное государство, президентская республика, Правительство, Конституция.
Государство на юго-востоке Средней Азии.
Таджикистан — унитарное государство. В административно-территориальном отношении делится на Ходжентскую и Хатлонскую области (включающие 45 районов) и Горно-Бадахшанскую автономную область. Последняя расположена в наиболее отдаленной гористой области страны и обладает специальным статусом (в частности, гарантированное представительство в центральных органах власти). Ее полномочия определены Конституционным законом о Горно-Бадахшанской автономной области, принятым 4 ноября 1995 г. [2, с. 623].
Согласно Конституции 1994 г. Таджикистан — суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство (ст.1). Закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст.9). По форме правления Таджикистан — президентская республика [2, с. 623].
Высшим представительным и законодательным органом Таджикистана является парламент — Maджлиси Оли, который избирается сроком на 5 лет. Он состоит из 2 палат: Maджлиси милли (верхняя) и Maджлиси намояндагон (нижняя). Maджлиси намояндагон избирается на основе прямых выборов при тайном голосовании и действует на постоянной и профессиональной основе [2, с. 623].
В соответствии с Конституцией ст. 49, к полномочиям Maджлиси Оли Республики Таджикистан относятся:
- принятие, изменение законов и постановлений и их отмена;
- толкование Конституции и законов;
- определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;
- образование Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;
- назначение референдума;
- вынесение на всенародное обсуждение проектов законов и других важных государственных и общественных вопросов;
- назначение выборов Президента республики;
- назначение выборов в высший и местные представительные органы;
- дача согласия на образование и упразднение министерств и государственных комитетов;
- утверждение Указов Президента о назначении и освобождении Премьер-министра и других членов правительства;
- утверждение Указов Президента о назначении и освобождении Председателя Национального банка и его заместителей;
- избрание и отзыв председателя, заместителей председателя и судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего экономического суда по представлению Президента республики;
- дача согласия на назначение и освобождение Генерального прокурора и его заместителей;
- утверждение социально-экономических программ, дача согласия на оказание экономической помощи другим государствам;
- утверждение государственного бюджета, определение возможного размера дефицита государственного бюджета и источников его покрытия, контроль за исполнением бюджета, определение налоговой политики, а также дача разрешения на выдачу и получение государственного кредита;
- определение денежной системы;
- определение структуры, образование, упразднение и изменение административно-территориальных единиц. В необходимых случаях по своей инициативе и самостоятельно изменяет границы административно-территориальных единиц;
- ратификация и денонсация международных договоров;
- образование судов;
- утверждение указов Президента о военном и чрезвычайном положениях;
- учреждение государственных наград;
- установление воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий;
- утверждение государственных символов;
- объявление всеобщей амнистии;
- отмена постановлений Президиума Маджлиси Оли; в случае противоречия их Конституции и законам;
- осуществление других полномочий, определяемых Конституцией и законами [1].
Главой государства, а также главой исполнительной власти (Правительства) является Президент Таджикистана. Он избирается путем прямых выборов при тайном голосовании сроком на 7 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом более одного срока подряд [2, с. 624].
Согласно Конституции (ст.69) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:
- представляет Таджикистан внутри страны и в международных отношениях;
- с согласия Маджлиси Оли образует и упраздняет министерства и государственные комитеты;
- назначает и освобождает Премьер-министра и других членов правительства и представляет указы об этом на утверждение Маджлиси Оли;
- назначает и освобождает председателя Национального банка, его заместителей и представляет указы об этом на утверждение Маджлиси Оли;
- создает исполнительный аппарат Президента;
- назначает и освобождает председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов, представляет их на утверждение соответствующих Маджлисов народных депутатов;
- представляет Маджлиси Оли кандидатуры для избрания и отзыва председателя, заместителей председателя и судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего экономического суда;
- с согласия Маджлиси Оли назначает и освобождает Генерального прокурора и его заместителей;
- по представлению Министра юстиции назначает и освобождает судей военных судов, суда Горно-Бщахшанской автономной области, областных, города Душанбе, городских и районных судов;
- распоряжается резервным фондом и информирует Маджлиси Оли о его расходовании;
- вносит в Маджлиси Оли предложения по определению денежной системы;
- подписывает законы;
- отменяет или приостанавливает действие актов органов государственного управления в случае их противоречия Конституции и законам;
- руководит проведением внешней политики, подписывает международные договоры и представляет их на утверждение Маджлиси Оли;
- с согласия Президиума Маджлиси Оли назначает Глав дипломатических представительств в зарубежных государствах и представителей республики в международных организациях;
- принимает верительные грамоты Глав дипломатических представительств иностранных государств;
- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Таджикистана; назначает и освобождает командующих войсками Вооруженных Сил Таджикистана;
- при реальной угрозе безопасности государства объявляет военное положение с внесением Указа об этом на утверждение Маджлиси Оли;
- объявляет чрезвычайное положение на всей территории республики или в отдельных местностях с незамедлительным внесением Указа об этом на утверждение Маджлиси Оли и сообщением в Организацию Объединенных Наций;
- создает Совет безопасности и руководит им;
- предоставляет политическое убежище;
- решает вопросы приема в гражданство и утраты гражданства;
- решает вопросы помилования осужденных;
- присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
- награждает граждан государственными наградами, присваивает государственные премии и почетные звания Таджикистана;
- исполняет другие полномочия, предусмотренные Конституцией и законами [1].
Правительство Таджикистана подчиняется Президенту и не ответственно перед парламентом. Оно состоит из Премьер-министра, его первого заместителя, заместителей, министров и председателей государственных комитетов. В соответствии с Конституционным законом «О Правительстве Таджикистана» от 3 ноября 1995 г. (с изменениями и дополнениями) Правительство обеспечивает эффективное руководство экономикой, а также социальной и духовной сферами, исполнение законов и решений Маджлиси Оли, указов и распоряжений Президента. Правительство представляет в Маджлиси Оли социально-экономические программы, вопросы предоставления и получения государственных кредитов, оказания финансовой помощи другим государствам, проект государственного бюджета и информацию по возможному дефициту бюджета, а также источникам его покрытия [2, с. 625].
Местная власть в Таджикистане высокоцентрализованна. Органы местной представительной власти — это маджлисы народных депутатов, руководимые председателями. Исполнительная власть на местах осуществляется представителями Президента Таджикистана, который назначает и освобождает председателей всех уровней местной власти [2, с. 625].
Литература:
1. Конституция Таджикистана. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/125 (Дата обращения: 20.12.2013).
2. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.622–630.
3. Тахиров Ф. Т. Толкование «адата» в дореволюционном Таджикистане: основные понятия и значение. Из истории развития политико-правовых идей. М., 1984.