Особенности системы государственного управления Республики Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 8048 раз

Библиографическое описание:

Миннибаев, Б. И. Особенности системы государственного управления Республики Узбекистан / Б. И. Миннибаев, Р. Ф. Шарифуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1.1 (60.1). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8799/ (дата обращения: 15.11.2024).

Ключевые слова: Республика Узбекистан, Олий Мажлиса, Правительство, Президент, Средней Азии, Премьер-министр, Конституция.

Государство в центральной части Средней Азии.

По форме государственно-территориального устройства Узбекистан — унитарное государство. Республика Узбекистан состоит из 12 областей, 174 районов, 119 городов, 115 поселков, множества кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан. Столица Узбекистана — город Ташкент — имеет статус самостоятельной административной и юридической единицы. Республика Каракалпакстан имеет свою Конституцию и обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана. Взаимные отношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан в рамках Конституции Республики Узбекистан регулируются договорами и соглашениями, заключенными Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан [2, с. 672].

Форма правления по Конституции Узбекистана — президентская республика, в которой Президент является как главой государства, так и Председателем Правительства (Кабинета министров), т. е. главой исполнительной власти [2, с. 672].

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Узбекистана, именуемому Олий мажлис. Он состоит из 250 депутатов, выбранных сроком на 5 лет по территориальным избирательным округам на многопартийной основе. Олий мажлис является высшим государственным представительным органом. Он собирается 3–4 раза в год на двух — или трехдневные заседания. В соответствии с результатами референдума 27 января 2002 г. в Узбекистане вводится двухпалатная система. В верхней палате должны быть представлены все регионы республики [2, с. 672].

В соответствии с Конституцией ст. 78, к исключительным полномочиям Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся:

-          принятие Конституции Республики Узбекистан, внесение в нее изменений и дополнений;

-          принятие законов Республики Узбекистан, внесение в них изменений и дополнений;

-          определение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Узбекистан и принятие стратегических государственных программ;

-          определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей Республики Узбекистан;

-          принятие в состав Республики Узбекистан новых государственных образований и утверждение решений о выходе их из состава Республики Узбекистан;

-          законодательное регулирование таможенного, валютного и кредитного дела;

-          законодательное регулирование вопросов административно-территориального устройства, изменение границ Республики Узбекистан;

-          принятие по представлению Кабинета Министров бюджета Республики Узбекистан и контроль за его исполнением, установление налогов и других обязательных платежей;

-          назначение выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистан и местные представительные органы; образование Центральной избирательной комиссии;

-          назначение даты выборов Президента Республики Узбекистан по истечении срока его полномочий;

-          избрание Председателя Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместителей;

-          избрание Конституционного суда Республики Узбекистан;

-          избрание Верховного суда Республики Узбекистан;

-          избрание Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан;

-          по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;

-          утверждение указов Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности премьер-министра, его первого заместителя, заместителей премьер-министра, членов Кабинета Министров;

-          утверждение указов Президента республики о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей;

-          по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан;

-          утверждение указов Президента Республики Узбекистан об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления;

-          утверждение указов Президента Республики Узбекистан об объявлении общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения;

-          ратификация и денонсация международных договоров и соглашений;

-          учреждение государственных наград и званий;

-          образование, упразднение, переименование районов, городов, областей и изменение их границ;

-          осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящей Конституцией [1].

Глава государства и исполнительной власти — Президент Республики Узбекистан, занимающий центральное место в системе органов государственной власти Узбекистана. Он избирается непосредственно гражданами. В соответствии с результатами референдума 27 января 2002 г. срок полномочий Президента — 7 лет (прежде — 5 лет). Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более 2 сроков подряд. Президент Республики Узбекистан одновременно является Председателем Кабинета министров [2, с. 673].

Согласно Конституции (ст.93) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:

-          выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан;

-          принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства;

-          представляет Республику Узбекистан внутри страны и в международных отношениях;

-          ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения Республики Узбекистан, обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств;

-          принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей;

-          назначает и освобождает дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах;

-          представляет Олий Мажлису республики ежегодно информацию о внутреннем и международном положении;

-          формирует аппарат исполнительной власти и руководит им, обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики, образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Республики Узбекистан с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение Олий Мажлиса;

-          назначает и освобождает от должности премьер-министра, первого заместителя, заместителей премьер-министра, членов Кабинета Министров Республики Узбекистан, Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей с последующим утверждением их Олий Мажлисом;

-          представляет Олий Мажлису Республики Узбекистан кандидатуры на должности председателя и членов Конституционного суда, председателя и членов Верховного суда, председателя и членов Высшего хозяйственного суда, председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;

-          назначает и освобождает от должности судей областных, районных, городских и хозяйственных судов;

-          назначает и освобождает от должности хокимов областей и города Ташкента с последующим утверждением их соответствующими Советами народных депутатов; Президент вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима;

-          приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления республики, а также хокимов;

-          подписывает законы Республики Узбекистан; вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис для повторного обсуждения и голосования. Если Олий Мажлис большинством в две трети голосов подтвердит ранее принятое им решение, Президент подписывает закон;

-          в исключительных случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Условия и порядок введения чрезвычайного положения регулируются законом;

-          является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами республики, назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания;

-          объявляет состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

-          награждает орденами, медалями и грамотой Республики Узбекистан, присваивает квалификационные и почетные звания Республики Узбекистан;

-          решает вопросы гражданства Республики Узбекистан и предоставления политического убежища;

-          принимает акты об амнистии и осуществляет помилование граждан, осужденных судами Республики Узбекистан;

-          формирует службы национальной безопасности и государственного контроля, назначает и освобождает от должности их руководителей и решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

Президент не вправе передавать исполнение своих полномочий государственным органам или должностным лицам [1].

Литература:

1.      Конституция Узбекистана. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/123 (Дата обращения: 20.12.2013).

2.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.672–682.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, Республика, Президент Республики, утверждение указов Президента Республики, состав Республики, утверждение Олий, чрезвычайное положение, Высший хозяйственный суд, законодательное регулирование, исполнительная власть.


Ключевые слова

Конституция, Президент, Премьер-министр, Конституция., Правительство, Средней Азии, Республика Узбекистан, Олий Мажлиса
Задать вопрос