Ключевые слова: Республика Хорватия, Палата жупаний, Президент, Сабор, Председатель, Палата представителей, Конституция.
Государство на юго-востоке Европы.
Хорватия — унитарное государство. Основная административно-территориальная единица — жупания [2, с. 731].
Форма правления в соответствии с Конституцией 1990 г. — смешанная (парламентско-президентская) республика [2, с. 731].
Высший законодательный орган — Сабор Республики Хорватии (парламент) избирается сроком на 4 года. Состоит из 2 палат — Палаты представителей (127 депутатов) и Палаты жупаний (общин) — 68 депутатов [2, с. 731].
Палата представителей избирается на основе прямого, всеобщего и равного избирательного права. Палата жупаний — также всеобщим голосованием, причем от каждой жупании избираются по 3 депутата. Президент Республики может назначать до 5 членов в Палату жупаний из числа граждан, имеющих особые заслуги перед Республикой. Экс-президент Республики становится пожизненным членом Палаты жупаний [2, с. 731].
Палата представителей и Палата жупаний могут быть распущены по решению, принятому большинством всех их представителей. Президент Республики вправе в соответствии с Конституцией распускать Палату представителей [2, с. 731].
В соответствии с Конституцией ст. 80, к полномочиям Палаты представителей Республики Хорватии относятся:
- принимает Конституцию и вносит в нее изменения;
- принимает законы;
- принимает государственный бюджет;
- принимает решение об объявлении войны и заключении мира;
- принимает решение об изменении границ Республики Хорватия;
- назначает референдум;
- осуществляет выборы, назначения и освобождения от занимаемой должности в соответствии с Конституцией и законом;
- осуществляет надзор за деятельностью Правительства Республики Хорватия и других носителей публичных полномочий, которые несут ответственность перед Сабором в соответствии с Конституцией и законом;
- объявляет амнистию по уголовным преступлениям;
- выполняет иные функции, предусмотренные Конституцией [1].
В соответствии с Конституцией ст. 81, к полномочиям Палата жупаний Республики Хорватии относятся:
- вносит в Палату представителей законопроекты и предложения о проведении референдума;
- рассматривает и может высказывать свое мнение по вопросам, относящимся к компетенции Палаты представителей;
- направляет в Палату представителей предварительное мнение в процессе принятия Конституции, а также утверждения законов, регулирующих национальные права, осуществление предусмотренных Конституцией свобод и прав человека и гражданина, избирательную систему, организацию, компетенцию и порядок деятельности государственных органов, организацию местного самоуправления и управления;
- в течение пятнадцати дней с момента принятия закона Палатой представителей может возвратить его в Палату представителей со своим мотивированным заключением для повторного рассмотрения. В этом случае Палата представителей принимает закон большинством голосов от общего числа депутатов, за исключением случаев, когда для принятия решений требуется большинство не менее двух третей голосов;
- выполняет иные функции, предусмотренные Конституцией [1].
Законы промульгируются Президентом Республики в течение 8 дней с даты, когда они были в соответствии с Конституцией приняты Палатой представителей [2, с. 732].
Глава государства — Президент Республики, избираемый непосредственно гражданами сроком на 5 лет. Никто не может быть Президентом более чем дважды [2, с. 732].
Согласно Конституции (ст.98) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:
- назначают выборы в палаты Хорватского государственного сабора и созывает их на первое заседание;
- назначает референдум в соответствии с Конституцией;
- назначает и освобождает от занимаемой должности председателя Правительства Республики Хорватия;
- по представлению председателя Правительства Республики Хорватия назначает и освобождает от занимаемой должности заместителей председателя и членов Правительства;
- осуществляет помилование;
- производит награждения и присваивает почетные звания, установленные законом;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией [1].
Исполнительная власть осуществляется правительством, которое фактически назначает Президент и утверждает парламент. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей, министров и других членов. Оно издает декреты в соответствии с Конституцией и законом, представляет парламенту законопроекты и проект государственного бюджета, реализует законы и другие акты, принятые парламентом [2, с. 733].
Правительство ответственно перед Президентом Республики и Палатой представителей. Премьер-министр, его заместители и члены правительства несут солидарную ответственность за решения, принятые правительством, и личную — за соответствующие участки работы [2, с. 733].
Премьер-министр должен не позднее 15 дней после своего назначения просить Палату представителей о вотуме доверия правительству. Назначение Премьер-министра и членов правительства считается принятым, если ему будет выражено доверие большинством всех членов Палаты представителей [2, с. 733].
Вопрос о вотуме доверия Премьер-министру, отдельным членам правительства или правительству в целом может быть поставлен по предложению по крайней мере 1/10 депутатов Палаты представителей. Голосования о вотуме доверия правительству может также потребовать сам Премьер-министр. Вотум недоверия выносится большинством голосов от общего количества членов Палаты представителей [2, с. 733].
В случае вынесения вотума недоверия Премьер-министру или правительству в целом Премьер-министр подает прошение об отставке Президенту Республики, который должен распустить правительство. Вотум недоверия отдельному члену правительства не влечет его обязательной отставки [2, с. 733].
Основы судебной системы Хорватии установлены в Конституции. Судебная система включает муниципальные, районные и Верховный суд (как суды общей юрисдикции), а также Конституционный суд и административный суд. Система специальных торговых судов рассматривает все хозяйственные споры между предпринимателями [2, с. 735].
Верховный суд Республики Хорватия гарантирует единообразное применение законов и равенство граждан. Должность судьи является пожизненной. Назначение судей (как и прокуроров) и освобождение их от должности, а также привлечение к дисциплинарной ответственности находится в компетенции специального органа — Высокого совета судебной власти Республики. Председатель и 14 членов этого Совета избираются на 8-летний срок Палатой представителей по представлению Палаты жупаний из числа выдающихся юристов. Конституционный контроль осуществляет Конституционный суд, состоящий из 11 судей, избранных Палатой представителей по предложению Палаты жупаний сроком на 8 лет из числа выдающихся юристов. Конституционный суд выбирает председателя сроком на 4 года [2, с. 736].
Конституционный суд рассматривает вопросы о соответствии законов Конституции, а также о соответствии других нормативных правовых актов Конституции и законам; он защищает конституционные права и свободы человека и гражданина; разрешает споры о компетенции между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти; участвует в процедуре импичмента в отношении Президента Республики, контролирует конституционность программ и деятельность политических партий и может в соответствии с Конституцией запрещать их деятельность; контролирует конституционность и законность выборов и республиканских референдумов, разрешает избирательные споры, не подпадающие под юрисдикцию других судов. Конституционный суд аннулирует закон, если признает его неконституционным, а также иной правовой акт, признанный не соответствующим Конституции и законам [2, с. 736].
Контроль за соблюдением прав человека осуществляет также специальный уполномоченный парламента — омбудсман (Народный правозащитник Республики Хорватия). Эта должность была введена Конституцией 1990 г. и окончательно оформлена Законом от 25 сентября 1992 г. Омбудсман избирается Палатой представителей на 8 лет. По предложению омбудсмана парламент избирает 3 его заместителей [2, с. 736].
В настоящее время основным источником права в Хорватии являются законы и другие нормативные акты. Высший нормативный акт — Конституция; за ней следуют законы, принятые парламентом; декреты, изданные Президентом в порядке чрезвычайного и правительством — в порядке делегированного законодательства, обычные декреты правительства, подзаконные акты, изданные министерствами во исполнение законов и декретов правительства и подзаконные акты, издаваемые органами местного самоуправления для решения вопросов, входящих в их компетенцию [2, с. 734].
Литература:
1. Конституция Хорватии. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/107 (Дата обращения: 20.12.2013).
2. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.731–736.