В статье кратко рассмотрены основные приемы и правила наглядного представления данных в компьютерных презентациях. Представлены примеры страниц компьютерной презентации учащегося, в которой приведены результаты его проектной деятельности.
Ключевые слова:компьютерная презентация, проектная деятельность, проект, электронные ресурсы образовательного назначения, организация учебного процесса, процесс обучения.
Графическая информация является обобщением полученных исследователем данных и способствует быстрому осмыслению результатов проделанной работы. Кроме того, она делает презентации отчетов работы наглядными, более информативными и доступными для понимания. Иллюстрации являются мощным инструментом для продвижения идей, поэтому умение представлять информацию в графическом виде является весьма актуальным и востребованным умением у исследователей и специалистов в различных отраслях [2, с. 4].
На наш взгляд, школьников нужно знакомить с основными приемами и правилами наглядного представления научных данных и иной специальной информации. Это расширит и обогатит их представление об иллюстрациях, предназначенных для визуализации результатов научной и практической деятельности.
Приведем наиболее важные правила представления результатов учебных исследований в графическом виде (некоторые из них соответствуют правилам, характерным для научных исследований [2, с. 6]):
- название или заголовок иллюстрации должны лаконично и точно отражать ее смысл;
- простота и наглядность должны доминировать над излишней точностью и детализацией;
- основные элементы иллюстрации должны быть обозначены;
- подписи и единицы измерений на графиках обязательны.
Презентация — это публичное представление чего-либо, кроме того, презентацией иногда называют одну из информационных технологий, которые используются для предоставления информации ее потребителям, обращенная к конкретным людям и направленная на вызов желаемых поведенческих реакций [3, с. 6]. Преимущество компьютерных презентаций заключается в том, что они позволяют сделать сообщение понятнее и проще для восприятия [3, с. 7]. Такие презентации удобно создавать в MS PowerPoint или других подобных программных продуктах.
По способу предоставления информации презентации могут быть линейными, нелинейными, циклическими и смешанными (включающими в себя три или два указанных ранее типа) [3, с. 8].
При создании презентации учащийся должен знать ответы на следующие вопросы:
- Какова главная цель презентации?
- Для кого делается презентация?
- Каким будет вид этой презентации?
- Сколько времени потребуется на выступление?
- Какими будут условия презентации? (Какие технические и программные средства будут использоваться? Каковы характеристики технических средств? В каком помещении будет проходить презентация? Сможет ли кто-то помочь выступающему в случае неполадок?)
- Требуется ли какая-то реакция от слушателей? (Что нужно сделать, если такая реакция необходима? Сколько на это потребуется времени?)
- Кто будет управлять демонстрацией материала? (Нужен ли оператор?)
Разработка структуры презентации является очень важным этапом, к которому нужно подходить очень ответственно. Практика показывает, что число страниц компьютерной презентации, созданной учащимся, должно быть небольшим (5–6 страниц). Например, содержание презентации учебного исследования по физике может быть таким: 1) первая страница (титульный лист); 2) страница с планом работы; 3) страница с описанием экспериментальной установки; 4) страница с результатами эксперимента; 5) страница с анализом работы; 6) последняя страница презентации (выражение благодарности слушателям).
Учащиеся должны знать, что все объекты презентации можно свести к четырем базовым типам:
- рисунки и фотографии;
- другие графически элементы (например, таблицы, матрицы и т. п.);
- текст (бывает чаще всего двух типов: пункт и предложение);
- фон (самый нижний слой любого слайда).
Также они должны знать правила создания слайдов (не требуется их беспрекословное бездумное выполнение, но нужно стремиться следовать этим правилам), которые кратко можно сформулировать так:
- меньше — значит лучше (в презентации не должно быть лишней информации; в ней должен использоваться один тип выделения; лучше всего воспринимается информация, если в ней не больше трех тем, трех мыслей, трех тезисов и т. п.; иногда наличие иллюстрации намного лучше текста: схема лучше таблицы, таблица лучше текста; спецэффекты не должны быть самоцелью: главное — содержание презентации, а не наличие в ней максимально возможного количества спецэффектов);
- заголовок должен отражать главную мысль;
- необходимо стилевое единство (используется один вид шрифтов; заголовки, текст и пункты расположены в одних и тех же местах на всех слайдах).
Рис. 1. План работы учащегося, представленный в компьютерной презентации
Рис. 2. Функциональная схема экспериментальной установки в компьютерной презентации учащегося
В качестве примера мы приведем фрагменты компьютерной презентации учащимся результатов своей проектной деятельности, опустив титульный лист и последнюю страницу презентации. Учащийся выполнял практические задания в рамках учебного проекта «Компьютер — измерительный прибор!», а затем выступал перед своими одноклассниками (участниками этого же проекта) с докладом, который сопровождался компьютерной презентацией. На рис. 1 представлен план работы учащегося в течение всего проекта в виде таблицы. На рис. 2 приводится информация об экспериментальной установке, с помощью которой проводились измерения температуры тела. Слайд содержит три блока: текст и два рисунка (функциональную схему экспериментальной установки и принципиальную схему ее измерительной части). Рис. 3 — это слайд, на котором представлены результаты экспериментального исследования учащегося вновь в виде триады: на этот раз она включает текст, рисунок и таблицу. Рисунок дополнен автофигурами с поясняющими надписями. Они указывают на те части графика зависимости температуры тела от времени, где тело нагревается и охлаждается. Информация на слайдах размещена так, чтобы свести к минимуму движение глаз зрителей. Кроме того, при составлении композиции слайдов учитывалась природная предрасположенность глаз двигаться слева направо и сверху вниз. Учитывалось, что темные яркие объекты замечаются быстрее, чем светлые; чем больше контраст между текстом и фоном, тем проще этот текст читать; при большом количестве графических объектов фон лучше сделать простым. На рис. 4 учащимся представлен анализ результатов своей деятельности. Здесь он показывает, чему научился, и как он интерпретирует результаты собственных измерений.
Рис. 3. Результаты измерений, представленные в компьютерной презентации
Эта презентация является линейной, так как последовательность слайдов четко определена. Именно такие презентации наиболее часто встречаются при представлении проектов учащимися. Тем не менее, при ее подготовке учащемуся необходимо подготовить план выступления (как правило, он содержит вступление, основную часть, заключение и ответы на вопросы), определить способы акцентирования внимания слушателей, по возможности подготовить ответы на предполагаемые вопросы слушателей, определить время выступления. При этом надо помнить, что вступление и заключение являются наиболее запоминаемыми частями презентации.
Рис. 4. Анализ учащимся полученных результатов, представленный в компьютерной презентации
Учащемуся не обязательно учить весь доклад наизусть. Известно, что в этом случае у выступающего появляется страх забыть что-то сказать, и он начинает говорить быстрее. Важно научить учащихся пользоваться ассоциациями [1]. Например, во время подготовки они могут выписать на листочек ключевые слова и фразы, сложные термины, аббревиатуры и т. п. Затем расположить их в порядке появления в выступлении и потренироваться в воспроизведении содержания доклада, используя ассоциативные цепочки. Еще лучше не записывать все это на листочек, а изготовить специальные карточки, на которых и разместить эту полезную информацию. В этом случае процесс изготовления карточек уже будет являться своеобразной подготовкой к докладу. Но все же еще лучше вообще не пользоваться никакими записями при выступлении, но при этом и не учить доклад наизусть [3, с. 63–64].
Создавая и используя компьютерные презентации, учащиеся приобретают навыки публичного выступления, осваивают различные технические, технологические и психологические приемы, знакомятся с новыми для них способами представления информации.
Литература:
1. Данилов О. Е. Решение педагогических задач, обусловленных низким уровнем информационной культуры учащихся / О. Е. Данилов // Учебный физический эксперимент: Актуальные проблемы. Современные решения: Программа и материалы четырнадцатой Всероссийской научно-практической конференции. — Глазов: ГГПИ, 2009. — С. 6–7.
2. Мамаев А. Н. Визуализация данных в презентациях, отчетах и исследованиях / А. Н. Мамаев, Д. А. Кудлай. — М.: Практическая медицина, 2011. — 40 с.
3. Муромцева А. В. Искусство презентации. Основные правила и практические рекомендации / А. В. Муромцева. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. — 112 с.