Современные требования к подготовке спортсменов складываются под влиянием социально-экономических процессов, ускорения темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, поэтому авторитарно-репродуктивная система учебно-тренировочной деятельности устарела. В меняющемся мире система подготовки спортсмена должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Студент, занимающийся волейболом в высшем учебном заведении, должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от тренеров применения совершенно новых методов, приемов и форм работы, направленных на повышение уровня овладения студентами компетенций, призванных сформировать у обучающихся фундаментальные знания о процессе физического самосовершенствования и ответственности за собственное здоровье [1].
Волейболист — это всесторонне развитый атлет, обладающий силовой и скоростной выносливостью, «взрывной реакцией», прыгучестью, умением быстрого перемещения и перехода из статистического положения в динамическое, силой и быстротой сокращения мышц участвующих в выполнении основных игровых приемов (подача, переход, нападающий удар, блок), ловкостью, гибкостью необходимой для овладения рациональной техникой, а так же психологической подготовкой (быстрота двигательных реакций, ориентировка, наблюдательность, быстрота ответных действий, умение пользоваться периферическим зрением). Все эти качества вырабатываются (достигаются) во время учебно-тренировочных занятий по общефизической и специальной подготовке [5].
Физическая подготовка волейболистов — педагогический процесс, направленный на развитие физических способностей и повышение функциональных возможностей, укрепление опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих эффективное овладение навыками игры и способствующих высокой надежности игровых действий. Представим дидактическую реализацию формирования базовой компетентности волейболистов в процессе физической подготовки (таблица 1).
Таблица 1
Дидактическое обеспечение формирования базовых компетенций волейболистов
Направления подготовки |
Формы и методы работы |
1.Тренировка общей выносливости |
1. повторный, переменный, интервальный, соревнователь-ный методы при обязательном использовании компонентов физической нагрузки — продолжительности, интенсивности, интервалов отдыха, характера отдыха, количества повторений. 2. упражнения с отягощениями, имитационные упражнения, игровые упражнения с мячами |
2.Развитие скоростной выносливости |
повторный, интервальный и соревновательный методы с использованием общеразвивающих, имитационных и игровых упражнений с мячом. |
3.Игровая выносливость |
проведение игр с большим количеством партий с заполнением пауз между партиями интенсивными физическими упражнениями |
4.Развитие прыгучести |
1. метод больших усилий, повторный и метод интервальной тренировки; 2. прыжки вверх и в длину с места и с короткого разбега, серии прыжков, прыжки через гимнастические снаряды, 3. Упражнения с отягощениями с небольшим количеством повторений, 4. имитационные упражнения и приемы с мячом. |
5. Развитие гибкости |
1. повторный и интервальный методы тренировки; 2. гимнастические упражнения, выполняемые с последовательно увеличивающейся амплитудой, 3. повторные пружинящие движения, упражнения с партнером, упражнения с отягощениями |
6. Развитие ловкости |
1. элементы акробатики, 2. спортивные и подвижные игры, гимнастические упражнения. 3. упражнения в раскачивании на канате, кольцах с последующими разнообразными соскоками, с преодолением препятствий и с заданной точностью приземления 4. комплексные упражнения, которые выполняются в быстром темпе, одно за другим 5. соревновательный метод и метод упражнений с ускорением 6. легкоатлетический бег, различные прыжки и эстафеты, технические упражнения. 7. стартовые ускорения, скоростной бег, эстафеты |
7. Развитие скоростно-силовых способностей |
упражнения, связанные с выполнением работы статического, уступающего и преодолевающего характера. |
Не менее важным является формирование межличностных компетенций волейболистов. Межличностные компетенции отражают интегральные свойства личности спортсмена, связанные с тем, как он строит отношения с другими людьми, как ставит перед собой цели, как решает задачи и обращается с информацией, и какой уровень саморегуляции ему доступен [3].
Межличностная компетентность направлена на организацию эффективного взаимодействия в волейболе и связана с согласованностью игровых действий всей команды, с так называемым коллективным замыслом.
Одна из его особенностей — опережающий характер, т. е. создание возможности пространственно-временного опережения действий противника. Такое групповое предвосхищение лежит в основе координации индивидуальных замыслов игроков с общей стратегией действий команды. Конечный итог индивидуальных и групповых взаимодействий в команде зависит от рационального подбора игроков, сходства восприятия информации соревновательного противоборства и условий протекания игры. Надежность взаимодействий в спортивной команде определяется наличием общей цели — выигрыш (как цель) требует согласованности и координированности, управляемости и организованности, разделения всеми участниками спортивной деятельности задач для достижения конечного результата [2].
Индивидуально-личностные компетенции волейболистов направлены на эффективность соревновательной и тренировочной деятельности и включают следующие виды компетенций:
1. Решение проблем: спортсмен стремится совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, превосходить других, достигать значительных успехов, решать сложные задачи, соответствовать высоким стандартам, проявлять инициативу.
2. Когнитивные компетенции проявляются в системном мышлении; умении отыскивать, обрабатывать, интерпретировать и представлять информацию; критически мыслить; уметь планировать; умении анализировать проблемы; способность и желание обучаться.
3. Рефлексивные компетенции проявляются в адекватной самооценке; самоконтроле в стрессовых ситуациях; умении принимать ответственность; способности уверенно выражать собственное мнение и противостоять групповому давлению; умении извлекать из ошибок опыт.
Специальная компетентность
Специальная компетентность волейболистов реализуется в процессе технической и тактической подготовки и включает:
Специальные физические способности, от которых зависит эффективность технических приемов;
1. Владение техникой всех приемов и способами их выполнения, а также высокая степень надежности техники в сложных условиях игры;
2. Владение индивидуальными тактическими действиями при выполнении технических приемов.
Техническая подготовленность включает в себя необходимое развитие двигательных навыков и умений, проявляющихся в координационных возможностях спортсмена, через управление своим телом в пространстве и управление средствами спортивной активности. Под средствами подразумеваются спортивное оборудование, инвентарь.
Тактическая подготовленность — это интеллектуальная способность и возможность спортсмена в нужное время, в нужной последовательности, в оптимальном сочетании проявить компоненты физической и технической подготовленности — как во взаимодействии с партнерами, так и в противодействии сопернику.
Высокий уровень владения техникой игры является определяющими в соревновательной борьбе волейболистов. Техническая подготовка представляет собой педагогический процесс, направленный на эффективности надежное овладение спортсменами рациональной техникой приемов игры и способов их выполнения.
В связи с этим, в методике тренировки наряду с другими вопросами особое место занимают такие, как «соединение специальных физических способностей с отдельными компонентами навыка и навыками в целом, умение полностью использовать высокий уровень развития физических способностей и эффект реализации качеств в зависимости от возрастных особенностей спортсменов» [4].
Таким образом, деятельность тренера по волейболу предъявляет к человеку ряд профессиональных требований, соответствие которым программирует результативность усилий. Высокий профессионализм характеризуется владением специальными знаниями, умениями и свойствами личности и характера, позволяющими успешно осуществлять процесс деятельности на всех его этапах. Главными функциями профессиональной деятельности тренера является обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности в процессе формирования компетенций спортсмена.
Литература:
1. Бакланов, Н. И. Критерии оценки на уроках волейбола: V-VI кл. [Текст] / Н. И. Бакланов // Физическая культура в школе. — 2011. — № 8. — С. 10–13.
2. Желнин, Г. К. Волейбол. Обучение нападающему удару [Текст] / Г. К. Желнин // Физическая культура в школе. — 2001. — № 3. — С. 28–29.
3. Кагилев, Ю. В. Волейбол. Подводящие упражнения [Текст] / Ю. В. Кагилев // Физическая культура в школе. — 2004. — № 3. — С. 17–19.
4. Спортивные игры [Текст] / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков. — М.: Академия, 2001. — 517 с.
5. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учеб. для вузов [Текст] / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов. — М.: Академия, 2008. — 518 с.