Отношение студенческой молодёжи города Астрахани (на примере студентов Астраханского государственного университета) к моральной ответственности современных российских политиков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Исагалиева, А. С. Отношение студенческой молодёжи города Астрахани (на примере студентов Астраханского государственного университета) к моральной ответственности современных российских политиков / А. С. Исагалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 606-609. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8809/ (дата обращения: 17.10.2024).

Ключевые слова: Моральная ответственность, политическая социализация, агенты политической социализации, моральные ценности и установки.

Key words: Мoral responsibility, political socialization, agents of political socialization, moral values ​​and attitudes

На сегодняшний день тема моральной ответственности российских политиков довольна актуальна. Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно» и т. д. Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, влиять на его реализацию. Стоит учесть тот факт, что без морали политическая деятельность невозможна, ведь политическая сфера, так или иначе, основывается на моральных нормах и установках [1, с. 19]. Лояльно оценить моральные принципы в политике и их реализацию может молодое поколение нашей страны.

По данной теме автором было проведено небольшое пилотажное социологическое исследование, посвященное изучению отношения студентов Астраханского государственного университета к моральной ответственности современных российских политиков. Основным методом сбора эмпирических данных является анкетирование. Объём выборочной совокупности составляет 100 человек (65 % представители женского пола, а 35 % — мужского).

На вводный вопрос, «Являетесь ли Вы членом партии или политического движения?» практически все респонденты, а именно 88 % ответили, что не являются таковыми, 9,9 % респондентов ответили, что пока не являются, но планируют и лишь 2,1 % опрошенных ответили, что являются членом партии или политического движения. (Рис.1)

Рис. 1. Являются ли студенты членами партии или политического движения

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Участвовали ли Вы когда-нибудь в выборах», (%)

Вариант ответа

%

Всегда хожу на выборы, так как мне не безразлично будущее нашей страны

11,1

Редко участвую из-за нехватки времени

36,3

Никогда не участвовал(а), так как от меня всё равно ничего не зависит

52,6

Таким образом, из приведенных результатов можно сделать вывод, что большинство опрошенных студентов (52,6 %) не участвовали на выборах из-за сложившегося стереотипа, что от них ничего не зависит. Из всех опрошенных студентов 36,3 % редко участвуют из-за нехватки времени и лишь 11,1 % всегда ходят на выборы, так как им не безразлично будущее Астраханского региона и страны в целом.

На вопрос, «Слышали ли Вы о моральной ответственности политиков?», 84,4 % опрошенных ответили, знают об этом, однако, считают, что на сегодняшний день моральная ответственность отсутствует в деятельности российских политиков, 12,3 % — не слышали до этого дня о таком понятии ничего и 3,3 % респондентов затруднились ответить на заданный вопрос.

Результаты исследования показали, какие именно агенты политической социализации влияют на отношение подростков к моральной ответственности политиков (Рисунок 2). Так, институт семьи был назван 70 % респондентов, социальное окружение личности — 64,4 %, ВУЗ — 44,4 %, СМИ- 54,4 %, интернет — 47,8 % и сами политики — 68,9 %.

Рис. 2. Агенты политической социализации, влияющие на отношение студентов к моральной ответственности российских политиков

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Из каких источников Вы узнаете о политических новостях», (%)

Вариант

%

По телевидению

38,9

Из газет

18,7

Из социальных сетей

53,3

От родителей, знакомых

74,4

Таким образом, видно, что большинство студентов о политических новостях узнают от родителей и знакомых (74,4 %), 53,3 % — из социальных сетей, 38,9 % — по телевидению и лишь 18,7 % опрошенных узнают обо всем из газет.

Рис. 3 Мнения студентов о том, какая информация в большей степени характеризует политическую сферу отношений

Из приведенных результатов можно сделать вывод о том, что, по мнению большинства опрошенных студентов (41,1 %) политическая деятельность носит безнравственный/аморальный характер, и она взаимозависит от этических норм, так ответили 35,6 % опрошенных.

Также хотелось бы отметить, что практически все опрошенные студенты (85,7 %), согласны с таким убеждением, что политики являются скрытыми коррупционерами (Рис.4).

Рис. 4. Мнения респондентов о том, что политики являются скрытыми коррупционерам

Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод о том, что политическую деятельность российских политиков, таких как Медведев Д. А., Зюганов Г. А., Путин В. В., Прохоров М. Д. и Жириновский В. В., студенты, в среднем, оценивают на «троечку», так ответили практически все респонденты (73,5 %). На региональном уровне политическую деятельность Губернатора Астраханской области Жилкина А. А. студенты, в среднем, оценивают на «4 балла», так ответили 62,7 % опрошенных студентов. Однако, стоит учесть тот факт, что депутатов Думы Астраханской области таких как: Зайцев В. В., Агапов А. В. и Коняев В. Г., большая часть студентов (71,2 %) ответили, что не знают. Скорее всего, это связано с тем, что СМИ, в основном, не распространяют информацию об их политической деятельности.

На вопрос, «Оцените, на Ваш взгляд, важность принятых законов на благо общества» ответы респондентов распределились следующим образом, так «Закон о запрете распития пива и других алкогольных напитков», по мнению студентов, оказался самым важным законом для общества, так ответили 45,1 % опрошенных, «Закон о запрете продажи алкоголя и табачных изделий» оказался вторым по приоритету важности (21,2 %), «Закон о запрете продажи алкоголя после 22:00» — третьим по приоритету (18,6 %), «Закон о запрете курения в общественных местах» — четвертым (10,9 %), «Закон о запрете подросткам до 16 лет появляться на улице, в общественных местах после 23 часов» оказался пятым по приоритету важности, по мнению студентов, законом, так ответили 4,2 % опрошенных респондентов.

 На вопрос, «Какие примеры характеризуют нравственность поступков политиков?» ответы респондентов распределились следующим образом: 31,9 % ответили, что выполнение обещания характеризует нравственность поступков политиков, 27,5 % — способность адекватно реагировать, 27,4 % — поступать согласно совести и морали и лишь 13,2 % опрошенных затруднились ответить на заданный вопрос (Рис.5).

Рис. 5. Мнение студентов о том, какие примеры характеризуют нравственность поступков политиков»

На вопрос, «Оцените, пожалуйста, моральную деятельность российских политиков», респонденты ответили следующим образом, так моральная деятельность Медведева Д. А. была оценена на «3» (52,7 %), Зюганова Г. А. — на «3» (60 %), Жириновского В. В. — на «2» (54 %), Прохорова М. Д. — на «3» (51,6 %) и Путина В. В. — на «3» (57,3 %).

Таким образом, из всех приведенных результатов можно сделать общий вывод о том, что большинство опрошенных студентов негативно относятся как к моральной деятельности политиков, из-за сложившегося на сегодняшний день стереотипа, что все политики скрытые коррупционеры и, если, хочешь добиться чего-то серьезного, то надо переступать моральные общепринятые нормы поведения.

Литература:

1.                  Петухов В. В. Общественная мораль и государство / В. В. Петухов // ВЦИОМ. — 2005. — № 4. — С. 18–30.

Основные термины (генерируются автоматически): моральная ответственность, политик, политическая деятельность, политическая социализация, политическое движение, студент, Астраханская область, мнение студентов, моральная ответственность политиков, Распределение ответов.


Ключевые слова

Моральная ответственность, политическая социализация, агенты политической социализации, моральные ценности и установки., моральные ценности и установки

Похожие статьи

Политическая социализация студенческой молодёжи (на примере Астраханского региона)

В статье рассмотрены основные социологические теории политической социализации. А также, приведены результаты экспертного интервью о политической социализации студенческой молодёжи.

Диагностика и формирование экологического сознания студентов педагогического вуза как ценностная ориентация современного образования

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с диагностикой экологического сознания студентов педагогического вуза, а также намечены пути формирования экологического сознания будущих педагогов.

Психологические особенности молодежного экстремизма в образовательной сфере

В статье рассмотрены вопросы наличия скрытого или явного негативного воздействия на учащихся образовательной среды, проявляющегося как одна из психологических особенностей молодежного экстремизма.

Нормативно-методическая база для формирования гражданской позиции школьной молодежи

В статье рассматриваются нормативные и методические основы формирования системы воспитания гражданской позиции школьной молодежи. В тексте автор с помощью сравнительного метода анализирует современное состояние законодательной базы, проверяет гипотез...

Сущность эстетического воспитания

В данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной проблеме.

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Похожие статьи

Политическая социализация студенческой молодёжи (на примере Астраханского региона)

В статье рассмотрены основные социологические теории политической социализации. А также, приведены результаты экспертного интервью о политической социализации студенческой молодёжи.

Диагностика и формирование экологического сознания студентов педагогического вуза как ценностная ориентация современного образования

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с диагностикой экологического сознания студентов педагогического вуза, а также намечены пути формирования экологического сознания будущих педагогов.

Психологические особенности молодежного экстремизма в образовательной сфере

В статье рассмотрены вопросы наличия скрытого или явного негативного воздействия на учащихся образовательной среды, проявляющегося как одна из психологических особенностей молодежного экстремизма.

Нормативно-методическая база для формирования гражданской позиции школьной молодежи

В статье рассматриваются нормативные и методические основы формирования системы воспитания гражданской позиции школьной молодежи. В тексте автор с помощью сравнительного метода анализирует современное состояние законодательной базы, проверяет гипотез...

Сущность эстетического воспитания

В данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной проблеме.

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Задать вопрос