На сегодняшний день, тема необходимости создания Экологического кодекса РФ становится все более острой и актуальной. Это обусловлено, тем, что действующее экологическое законодательство представляет собой систему с несогласованными элементами. Включая в себя кодексы, направленные на регулирование общественных отношений в разных экологических направлениях, а также несколько десятков федеральных законов и сотен, подзаконных нормативно правовых актов, данная отрасль российского права обрекла себя на хаос, в регулировании экологических вопросов.
На первый взгляд, кажется, что идея создания нового и главного нормативного акта в данной отрасли права, устранила бы ее существующие недостатки: но не принесет ли подобное решение новых проблем? В теории, Экологический кодекс РФ видится как новая, четко структурированная система правовых норм, которая придет на смену действующему громоздкому законодательству в области охраны окружающей среды и природопользования. Но при переходе в практическую плоскость, создание Экологического кодекса РФ, если оно будет непроработанным и поспешным, может стать разочарованием для российского законодательства.
Подобного мнения придерживаются такие ученые как Боголюбов С.А в своей работе «Проблемы и задачи Экологического кодекса», Игнатьева И. А. «Кодификация экологического законодательства: современные проблемы и условия применения».
Например, Игнатьева И. А., в своих работах предполагает, что кодификация экологического законодательства, как таковая, должна «назреть», чтобы принятие столь важного нормативно-правового акта как Экологический кодекс РФ, не носило недоработанный характер. Также, она пишет о том, что прежде чем вводить такие кардинальные изменения не только в отрасль экологического права, но и во все российское законодательство в целом, следует убедиться, что основанием для принятия Экологического кодекса РФ, будет являться вся полнота существующих проблем данной отрасли, а целью не только их устранение, но и пресечение будущих, ведь: «Как минимум нецелесообразно ожидание Экологического кодекса для решения лишь некоторых текущих задач модернизации и развития экологического законодательства. Ведь подобные задачи следует решать, прежде всего, в рамках существующих более простых законотворческих механизмов» [2, с. 16].
Проанализировав, работу И. А. Игнатьевой, мы можем сделать вывод, о том, что, по ее мнению, создание Экологического кодекса — реальная перспектива отрасли экологического законодательства, но, в настоящее время, разрешение данного вопроса, не стало еще настолько остроактуальным, чтобы российское законодательство могло позволить себе принять Экологический кодекс, предварительно не проработав иные пути совершенствования экологического законодательства, тем самым, обеспечивая подготовку наиболее лучшего фундамента, для создания исчерпывающего единого акта.
Боголюбов С. А., придерживается сходной с Игнатьевой точки зрения: «К идее разработки Экологического кодекса нужно относиться серьезно, компетентно, чтобы не породить очередных разочарований общества в возможностях решения социально-экономических и экологических проблем с помощью закона. Кодекс должен отличаться от простого закона не только формой, не только названием, но и качественно иным наполнением, иным содержанием. Подготовку и принятие качественно нового головного экологического закона в виде Экологического кодекса необходимо сделать новой вехой в систематизации экологического законодательства, неким переломным моментом в отношениях общества и природы, а не демонстрацией бурного правотворчества и изображения видимого движения вперед» [1, с. 15].
Таким образом, возвращаясь к практическому взгляду на создание Экологического кодекса РФ, стоит понимать, что приступая к его составлению, нужно будет, прежде всего, определиться с тем, как поступить с шестью действующими природоресурсными кодексами, а также со всеми федеральными законами и подзаконными актами. По мнению Боголюбова С. А.: «Если все их собрать «под крышу» нового кодекса, под названием «экологический», то получится громоздкий закон, содержащий и впитывающий тысячи статей природоресурсного законодательства, который превзойдет по объему четыре части ГК РФ; пользоваться им будет достаточно затруднительно, а изменяться он будет ежемесячно» [1, с. 15].
Если же попробовать выбрать из природоресурсных законов именно природоохранные нормы, то отделение их от остальных, будет достаточно затруднительным, к тому же природоохранные нормы, отделенные от норм, регулирующих рациональное природопользование, станут во многом «схоластическими, идеалистическими, нереальными» [1, с. 15]. В качестве примера, проблемы отделения охраны окружающей среды от природопользования, можно привести государственные экологические экспертизы, в недавнем прошлом, проводимые раздельно, в разных федеральных службах, по поводу охраны окружающей среды и по поводу природопользования — в Ростехнадзоре и в Росприроднадзоре.
Учитывая вышесказанные доводы о возможных препятствиях на пути создания Экологического кодекса РФ, а также о чреватости поспешности его разработки, без качественной предварительной подготовки правового фундамента, мы пришли к выводу, что путеводителем и примером в данном вопросе, для российского законодательства, может послужить зарубежный опыт.
Похожей точки зрения придерживаются и указанные выше авторы. По мнению, Игнатьевой И. А.: «Не менее значимым является изучение опыта зарубежных стран по кодификации и иному совершенствованию своего законодательства об окружающей среде» [3, с. 242]. По мнению, Боголюбова С. А.: «Если составлять концепцию и обоснование качественно нового закона в виде Экологического кодекса, то надо, прежде всего, учитывать состояние развития природоохранного законодательства в стране, инвентаризировать уровень применения его предписаний, и главное: продуктивно и творчески использовать зарубежный опыт» [1, с. 15].
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что для проведения данной формы систематизации экологического законодательства, должны быть подготовлены: научная основа и реальные правовые условия, в которых создание Экологического кодекса примет наиболее исчерпывающий, объективный и завершенный характер. Но подготовке этих условий должен предшествовать объективный и всесторонний как теоретический, так и практический анализ реализации действующего законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации, а также законодательства зарубежных стран, результатом которого должны стать:
- объединение и систематизация действующих законов, регулирующих данную отрасль права.
- выявление и устранение коллизий и пробелов,
- выявление и устранение дублирования правовых предписаний
- внесение новых, существенных изменений в нынешнюю концепцию Экологического кодекса
- совершенствование экологического законодательства РФ, на базе опыта зарубежных стран и приведение его в соответствие с международным и европейским экологическим правом.
По нашему мнению, наиболее, удачным примером, кодификации законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, может являться Экологический кодекс Франции. В частности, целесообразно было бы применить на практике в РФ следующие элементы опыта его создания:
- в работе над кодификацией принимали участие, не только чиновники, но и представители общественности, юристы, преподаватели права французских высших учебных заведений (это позволило сделать процесс исчерпывающим и объективным).
- создание кодекса происходило путем инкорпорации (включение в текст, всех ранее принятых законов этой отрасли права, помогло сделать кодекс максимально содержательным, а также выявило устаревшие, дублирующиеся и противоречащие друг другу правовые нормы).
- размещение экологического законодательства в одном источнике позволило уточнить некоторые правовые определения и привести их в соответствие с другими нормативными актами [4, с. 44].
Экологический кодекс Франции, на сегодняшний день, состоит из Общей и Особенной части, которые включают в себя семь книг:
- «Общие положения».
- «Физические среды»
- «Природные пространства»
- «Фауна и флора»
- «Предупреждение загрязнений, рисков и вреда»
- Книга VI посвящена положениям, применимым в заморских территориях
- Книга VII полностью посвящена охране окружающей среды в Антарктике [10].
Проанализировав их содержание, мы пришли к выводу, что для Экологического кодекса РФ, было бы также целесообразно, объединить земельные, лесные и прибрежные природно-территориальные вопросы в одну книгу или главу как это сделано в III книге кодекса Франции «Природные пространства». Также регулирование общественных отношений в области растительного и животного мира объединить на примере IV книги «Фауна и флора».
Также мы подробно проанализировали II книгу Экологического кодекса Франции «Физические среды», которая объединяет в себе правовые нормы по регулированию водной и воздушной среды. Но, по нашему мнению, учитывая, действующее экологическое законодательство РФ, а именно, четкое дифференцирование регулирования общественных отношений в Водном и Воздушном кодексах РФ, при создании Экологического кодекса РФ, правовые нормы данных природных сред, стоит оставить разделенными и разместить в разных главах или книгах Особенной части.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что, по нашему мнению, на сегодняшний день, французский опыт кодификации правовых норм в области охраны окружающей среды и природопользования, является наиболее удачным. Он был бы достойным примером для создания Экологического кодекса РФ. Тем не менее, относительно российского законодательства, которое в свою очередь имеет много особенностей, Экологический кодекс Франции имеет и свои минусы, поэтому французский опыт не должен стать для нас шаблоном. Зарубежный опыт, как на примере Франции, так и в целом, стоит воспринимать как модель возможного развития экологического законодательства РФ, худшие элементы которой мы могли бы убрать или усовершенствовать, а лучшие — перенять.
Литература:
1. Боголюбов С. А. Проблемы и задачи Экологического кодекса // Экологическое право. 2010. N 6. С. 15–21.
2. Игнатьева И. А. Кодификация экологического законодательства: современные проблемы и условия применения // Экологическое право. 2008. N 1/ С. 16–19.
3. Игнатьева И. А. Теория и практика систематизации экологического законодательства России. М.: Изд-во МГУ, 2007. С. 242.
4. Калиниченко В. Т. Экологический кодекс Франции // Экологическое право. 2010. N 6. С. 44–46.
5. Экологический кодекс Франции (яндекс перевод с французского).