В статье раскрывается опыт работы по формированию патриотических чувств дошкольников старшего возраста посредством организации мини-музея в ДОУ.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольный возраст, чувашский народ, мини-музей в ДОУ.
«Труды Ивана Яковлевича Яковлева и его духовное завещание чувашскому народу являются для нас бесценным подарком. Ведь труд великого чувашского просветителя Ивана Яковлева имеет основополагающее значение для детей и педагогов разных поколений» — отметил Глава Чувашской Республики О.Николаев при подписании Указа о проведении мероприятий в 2023 году, посвященных 175-летию со дня рождения великого просветителя и педагога Чувашии Ивана Яковлевича Яковлева. И это особенно актуально в настоящее время, когда статус педагога сильно упал и Президент Российской Федерации В. В. Путин в знак высочайшей общественной значимости профессии педагога объявил 2023 год — годом Педагога и наставника.
Наш земляк Иван Яковлевич Яковлев вел активную педагогическую и просветительскую деятельность, которую по праву можно назвать целью и смыслом его жизни. Особую роль И.Яковлев сыграл в истории Симбирской чувашской школы, которая стала настоящей кузницей учителей для сельских школ. Пройдя нелегкий путь от бедного крестьянского мальчика-сироты до великого учителя, Яковлев стал одним из высокообразованных и культурных людей своего времени. В своем завещании чувашскому народу И. Я. Яковлев пожелал стать высокообразованной, культурной, деятельной, дружной и преданной России нацией.
Сегодня в современном мире происходят перемены в сознании человечества, мы наблюдаем картину, когда начинает переписываться история, уничтожаются памятники великим людям, прославившим свою родину, человек теряет связь со своими корнями, с малой родиной. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа-фундамент нравственных качеств ребёнка, которые позволяют вырасти человеком, гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие своего народа. Ребенок не рождается патриотом, он им становится в процессе своего развития, воспитания. Мы считаем, что сейчас наступил тот момент, когда необходимо обратить особое внимание на воспитание в подрастающем поколении чувства патриотизма и гражданственности, чувства гордости за своих предков, за их достижения. И лучшим достижением — наследием чувашского народа стало дело педагога и просветителя, писателя и переводчика Ивана Яковлевича Яковлева. Всю свою жизнь он посвятил просвещению родного народа, развитию культуры, росту национального самосознания чувашей, формированию национальной интеллигенции.
В нынешних условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию гражданских и патриотических чувств. Очень важно донести до сознания подрастающего поколения понимание того, что они являются носителями народной культуры, их духовной жизни.
Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал свою причастность к Родине, личную ответственность за родную страну и ее будущее. Всему этому способствует разработка и реализация данного проекта — создание Мини-музея Ивана Яковлевича Яковлева. Дошкольникам важно не просто услышать о достижениях человека, но и прикоснуться к истории через непосредственное участие в подготовке и развитии музейных направлений: экспозиции, экскурсии, поиск и создание материалов.
Именно музей становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладывается интерес к своей культуре, своим корням, прошлому своего народа. Но как часто дети и родители посещают музеи? Думаем, что ответ на этот вопрос очевиден! Многие воспитанники ни разу не были в музее и даже не знают, что это такое! Исходя из анализа работы по данной проблеме, мы решили создать в детском саду Мини-музей, посвященный жизни и деятельности И. Я. Яковлева, чтобы, через непосредственное погружение воспитанников в процесс работы, познакомить их с достижениями великого педагога, создателя чувашской письменности, азбуки и букваря, писателя, переводчика.
Цель. Создание в ДОУ мини-музея Ивана Яковлевича Яковлева — педагога и основоположника чувашского алфавита и письменности.
Задачи
- Создать мини-музей в ДОУ, сформировать представление детей о музее, как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
- Способствовать развитию интереса к духовным и материальным ценностям, уважительное и бережное отношение к ним;
- Познакомить с жизнью И. Я. Яковлева; показать значимость его деятельности для чувашского народа и народов соседних регионов;
- Воспитывать качества, способствующие развитию инициативности, креативности, коммуникабельности и коммуникативности, и других качеств личности детей;
- Воспитывать чувство любви к своей малой Родине, к родному чувашскому языку, культуре и истории, чувство гордости и восхищения выдающимися земляками;
- Повысить компетентность родителей по вопросу ознакомления детей с культурой и традициями чувашского народа.
Принципы
- Принцип наглядности;
- Принцип доступности;
- Принцип содержательности;
- Принцип научности;
- Принцип интеграции;
- Принцип деятельности и интерактивности;
- Принцип природосообразности;
- Принцип культуросообразности;
- Принцип гуманизации;
- Принцип регионализма.
Ожидаемые результаты
- В ДОУ обогатилась предметно-пространственная среда — появился мини-музей И. Я. Яковлева;
- В процессе работы в музее у дошкольников формируется представление о музее, правилах поведения в нем;
- У воспитанников продолжат формироваться основы интереса, как к духовным, так и к материальным ценностям;
- Дети познакомятся с жизнью и деятельностью педагога и просветителя чувашского народа — И. Я. Яковлева, его творениями и работами; со значимостью И. Я. Яковлева, как педагога, не только для чувашского народа, но и для народов соседних регионов (Татарстан, Ульяновская область);
- Продолжит формироваться чувство уважения к родной Республике; людям, живущим в ней и прославившим её; созидательное отношение к окружающему миру, к культурным ценностям и традициям народа;
- У педагогов, детей и родителей повысится интерес к историческим и культурным достижениям значимых деятелей Чувашии;
- У педагогов повысится педагогическая компетентность в решении задач, связанных с воспитанием у детей проектно-исследовательских умений и навыков, нравственно-патриотических чувств;
- У родителей повысится интерес к вопросам духовного и нравственно-патриотического воспитания детей;
- У детей начнет формироваться ценностное отношение к истории, появляться интерес к музеям и выставкам, развиваться эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»;
- Воспитанники станут непосредственными участниками в организации и развитии мини-музея И. Я. Яковлева, в результате чего станут более продуктивными взаимоотношения между взрослыми и детьми, детьми между собой.
Целевая аудитория
Мини-музей предусматривает работу с педагогами, воспитанниками старшего дошкольного возраста детского сада, их родителями. Но в дальнейшем планируется привлекать воспитанников соседних детских садов, учащихся начальных классов школ. Шаговая доступность мини-музея для близлежащих образовательных организаций позволит устраивать различные экскурсии, экспозиции, тематические мероприятия в удобное для всех время, не перемещаясь по городу на транспорте.
Описание команды
В ДОУ сформирована команда педагогов, заинтересованных в данной проблеме, которые умеют и знают, как планировать, готовить и проводить подобные мероприятия; как заинтересовать воспитанников и их родителей. В нее входит руководство ДОУ, воспитатели, музыкальные руководители, учителя-логопеды, педагоги-психологи.
План создания мини-музея
1. Подготовительный этап:
– Формирование творческой-рабочей группы участников, распределение обязанностей;
– Определение целей и задач организации мини-музея;
– Определение места размещения мини-музея; разработка дизайна оформления мини-музея;
– Поиск и заключение договора с изготовителем объектов мини-музея;
– Разработка тематики экспозиции, подбор экспонатов для музея;
– Изготовление экспозиций подрядчиком;
– Разработка плана работы мини-музея;
– Оформление мини-музея. Установка экспонатов, регистраций их в каталоге;
– Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея.
2. Основной этап:
– Анкетирование детей старшего дошкольного возраста и родителей «Что Вы знаете о И. Я. Яковлеве»;
– Разработка тематических мероприятий, экскурсий, занятий для ознакомления с экспонатами мини-музея;
– Отбор детей для подготовки в качестве экскурсоводов;
– Проведение тематических мероприятий в мини-музее;
– Подготовка к торжественному открытию;
– Торжественное открытие мини-музея с приглашением гостей.
3. Заключительный этап:
– Итоговая презентация создания мини-музея;
– Анализ проделанной работы по созданию мини-музея;
– Полноценное функционирование мини-музея.
Дальнейшее развитие
Создание мини-музея И. Я. Яковлева войдет в систему работы по ознакомлению детей и их родителей с жизнью и деятельностью И. Я. Яковлева и великими людьми Чувашии. Музей будет функционировать как форма работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, их родителями и педагогами.
В дальнейшем планируется заключить договор-сотрудничество с Музеем И. Я. Яковлева/ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, и Чувашским национальным музеем для обновления экспонатов мини-музея, что позволит проводить различные мероприятия на базе нашего мини-музея.
Мероприятия мини-музея расширяют возможности ДОУ для участия в семинарах, конференциях по обмену опытом в музейной педагогике, организации различных мастер-классов.
Создание страницы мини-музея в сети интернет позволит расширить возможности для сотрудничества с соседними регионами: Татарстан и Ульяновская область, где жил и занимался педагогической деятельностью Иван Яковлевич Яковлев.
Литература:
- Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. //Справочник старшего воспитателя. — 2013. № 2. С.-32–37
- Музейная педагогика, под редакцией Морозовой А. Н., Мельниковой О. В., — Творческий центр, Москва, 2008г.
- Пантелеева Л. В. «Музей и дети», — Изд. дом «Карапуз», Москва, 2000г.
- Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. — Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.