Туризм — одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. По всему миру в настоящее время, индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле товарами и услугами. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров всеобщего потребления. Целью развития туризма в Российской Федерации является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристического рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, повышение занятости и уровня доходов населения [1].
В настоящее время Россия занимает весьма незначительное место на мировом туристическом рынке. Перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, способствовать дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время, в условиях интенсивно развивающихся и крепнущих межгосударственных, культурных и туристических контактов России и Японии, изучение национальных традиций, психологических особенностей может оказаться очень полезным для установления туристских взаимоотношений между странами. В данной статье анализируются предпосылки для развития отношений в сфере туризма между Приморским краем и Японией.
В последние годы значимость Приморского края в Азиатско-Тихоокеанском регионе возрастает и рассматривается как территория перспективного и многостороннего международного сотрудничества в различных областях, в том числе и в сфере туризма, что предполагает увеличение числа туристов и, как следствие, оживление экскурсионной деятельности. Международный туризм в Приморье носит ярко выраженный внутрирегиональный характер. На сегодняшний день в большей степени региону присущ выездной туризм: 99 % убытий из Приморья направлено в страны Азии и Тихого океана (КНР, Республика Корея, Япония, Таиланд, Вьетнам, Сингапур, Филиппины, Индонезия, Малайзия). Из чего следует, что для края первостепенной задачей является развитие въездного туризма, а также увеличение потока иностранных туристов стран Азиатско-Тихоокеанского региона. К таким странам относится и Япония, с которой Приморский край связывают тесные историко-культурные связи и современные отношения, касающиеся различных сфер деятельности, таких как туризм, экономика и т. д.
Согласно «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 г». от 20 октября 2008 года № 324-КЗ, основная цель развития туризма — формирование современного туристического продукта Приморского края и обеспечение его конкурентоспособности на рынках АТР и Российской Федерации. В свою очередь, туристская отрасль в Приморском крае имеет перспективы и потенциал для развития отношений, как с Японией, так и с другими близлежащими странами, благодаря своему уникальному географическому и политическому расположению. Крупным связующим транспортным узлом и отправной точкой в вопросах туризма в регионе является город Владивосток — портовый и рыбацкий город, чем привлекает внимание стран Японии, Китая, Республики Корея, с которыми на протяжении длительного времени были тесные взаимоотношения. Столица Приморья все чаще становится местом проведения крупных официальных мероприятий международного и федерального уровня, например как саммит АТЭС в 2012 г.
В 2013 году туристские связи в России с различными государствами, в том числе и Японией, развиваются согласно постановлению от 07 декабря 2012 года № 396 «О государственной программе Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013–2017 годы». Развитие проходит, за счет туристского потенциала Приморского края, включающего: лечебные грязи, более 100 источников минеральных вод, морские пляжи протяженностью 500 км, 4,1 % территории края государственные природные заповедники, 11 государственных природных заказника, 2 национальных парка федерального значения, 1 природный парк регионального значения, памятники природы, ботанический сад, дендрарий. В Приморском крае имеется более 2 тыс. памятников истории и древней культуры, 184 ед. государственных и общественных музеев, картинных галерей, галерей искусств, 9 театров, 2 цирка, океанариум, более 60 оркестров, концертных организаций, центров культуры, более 300 ед. досуговых учреждений, около 30 ед. крупных спортивных комплексов, 10 стадионов, 7 специализированных выставочных центров и др. [2].
Япония является одним из стратегических партнеров Приморского края в сфере туризма, благодаря территориальной близости и стремлением сторон развивать всестороннее международное сотрудничество. Приморский край уже на протяжении нескольких лет поддерживает дружественные отношения с такими японскими префектурами как, Тоттори, Акита, Тояма, Симанэ, Ниигата и Хоккайдо. Активно развиваются побратимские связи между городами Приморья и Японии, в результате чего повышается взаимный интерес сторон и увеличивается турпоток.
С 2011 г. наблюдается возрастание въездного туризма из Японии в Приморский край. Активизировался деловой и научный туризм, увеличилось число японских делегаций и групп, посетивших город и край с туристскими и иными целями. В последнее время на территории края были построены объекты транспортной, научно — образовательной, культурной, гостиничной инфраструктуры, а также создана игорная зона «Приморье» — особая туристско-рекреационная экономическая зона на о-ве Русский. По данным Федерального агентства по туризму и Приморскстата показатели туристского въезда из Японии в Россию на 2011 г. составил 37 985 человек (это -10 % от предыдущего 2010 года), на долю же Приморского края приходилось 4 219 человек (11,1 %). В Приморский край в 2011 г. турпоток из Японии был увеличен вдвое, по сравнению с 2010 г. и составил 2 108 человек (4,9 %). [3].
Наибольшее распространение в Приморском крае получил выездной туризм. Приоритетным направлением в развитии туристской индустрии края является Китай, чей показатель на 2011г. составил 581 658 человек (89,3 %), но также динамично растет число туристов выезжающих в Республику Корею — 37 117 человек (5,7 %) и в Таиланд — 22 840 человек (3,5 %). Япония в выездном туризме Приморского края занимает всего лишь небольшую долю — 2093 человека (0,3 %).
Данные статистики указывают на слабо развитие японского направления во въездном и выездном туризме региона, что обусловлено следующими факторами. Во — первых, туристская индустрия в Японии является одной из самых развитых в мире. И наряду с другими передовыми странами задает новейшие тенденции на мировом рынке туризма, участвует в создании глобальных союзов и стратегических альянсов в гостиничном хозяйстве, на рынке авиапутешествий и в сфере компьютерных систем бронирования турпродуктов. Регионы Дальнего Востока, в частности Приморский край, в силу не развитости туристского бизнеса не могут в полной мере войти в этот высокотехнологический рынок.
Во-вторых, Япония, ориентируясь на мировые рынки Америки, Азии и Европы, учитывает предложения туристов от этих регионов. Основываясь на предпочтениях таких туристов, японские туроператоры строят свою маркетинговую стратегию на продвижение турпродуктов, которые по большей мере недоступны основной массе туристов из России. Причиной тому являются высокие цены на авиабилеты, проживание, питание и транспортные услуги внутри Японии.
В-третьих, в Японии продвижение турпродуктов на рынке — длительный и сложный процесс, поскольку японский бизнес склонен работать с проверенными «брэндовыми» партнерами, которые зарекомендовали себя на туристском рынке и существуют определенное время. Примером такого партнера может служить деятельность японского отделения ВАО «Интурист» («Intourist Japan»), которое существует на рынке с 90-х годов ХХ века, сохраняя при этом свои деловые контакты и привлекая к сотрудничеству новых туроператоров. В настоящее время на долю ЗАО «Интурист-Находка» приходится до 50 % японских туристов, посещающих Приморский край. [4, с.43–44].
В-четвертых, немаловажным фактором, повлиявшим на въездной туризм Японии, стала природная катастрофа на Востоке Японии, которая произошла 11 марта 2011г. Случившееся негативно отразилось практически на всех сферах японского бизнеса, в том числе и на туристской отрасли страны.
Для Японии туризм является важным имиджевым показателем и косвенным индикатором оценки гражданами других стран состояния дел в Японии. По всей вероятности, основным устрашающим фактором для туристов стала природно-технологическая авария на АЭС «Фукусима — 1», в результате которой окружающая среда подверглась радиоактивному загрязнению. Произошедшая экологическая катастрофа очевидно не способствовала желанию иностранцев посещать Японию. Со временем, когда ситуация с радиоактивным загрязнением в основном прояснилась, экспертами Научного комитета ООН были проведены исследования и выявлен допустимый для безопасной жизни людей уровень радиации. Таким образом, предоставленная информация, подкрепленная выводами авторитетных международных организаций, способствовала прояснению радиоактивной обстановки в Японии и, в частности, содействовала восстановлению туристического потока из-за границы.
По данным Национальной туристской организации Японии, в 2011г. Японию посетило 33 797 граждан России, что оказалось на 34,3 % меньше, чем в 2010г. Спад потока туристов из Японии приходится на первые месяцы после катастрофы, с марта по июнь 2011г. [5].
Однако, не смотря на возникшие в 2011г. проблемы в Японии, уже первый квартал 2012г. показал увеличение и восстановление туристического потока в страну. Всего за пять месяцев 18 000 граждан из России, в том числе из Приморского края, посетили Японию. По сравнению с 2011г. прирост потока туристов составил 37,3 %. На основании данного источника, можно констатировать, что в течение года Японии удалось справиться с падением туристского рынка, вызванным, как уже отмечалось выше, аварией на АЭС «Фукусима -1». Благодаря активной позиции Японии по привлечению иностранных туристов и принятым мерам, которые были направлены на усиление рекламы разнообразных традиционных японских мероприятий (например, сезон цветения сакуры), постепенно начал восстанавливаться въездной поток туристов. Возрождению туризма в пострадавшем от землетрясения, цунами и радиоактивного загрязнения в районе Тохоку способствовало создание компании «Пункт назначения — Тохоку», которая стартовала в марте 2012г. Район Тохоку представлен в виде 28 туристских зон со своими особенностями, привлекательными для туристов. В целях более активного привлечения иностранных гостей, японским агентством по туризму было запланировано с апреля 2012г. по март 2013г. израсходовать на развитие туризма в стране около 5 млрд иен (46 млн евро, или 60 млн долл.). В Токио открылась самая высокая в мире телерадиовещательная башня «Небесное дерево», которая символизирует научно-технические, строительные, дизайнерские и иные достижения для привлечения многих туристов, в том числе из Приморского края [3, с.58].
В январе 2012г. между Россией и Японией было подписано Межправительственное соглашение об упрощении процедуры выдачи виз для граждан России и Японии. Документ упростил общение между гражданами двух стран, а также оказывает содействие развитию контактов деловых, научных, культурных и общественных кругов для улучшения дальнейших российско-японских отношений в целом. Администрацией Приморского края неоднократно принимались программы по развитию туризма. Сегодня в крае действует государственная программа «Развитие туризма в Приморском крае на 2013–2017 годы» с общим объемом финансирования более 500 млн. рублей. Задачами программы является: «создание инфраструктуры туризма с использованием кластерного подхода; совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма, направленного на содействие развитию системы обеспечения безопасности туристов, образования в сфере туризма, обеспечения и повышения качества туристских услуг и их доступности для всех слоев общества; реализация кадрового потенциала индустрии туризма; разработка и реализация маркетинговой стратегии, направленной на формирование образа Приморья как региона, благоприятного для путешествий и отдыха». Программа развития Приморского края предусматривает финансовую поддержку развития туризма из бюджета края. В 2013 году из краевого бюджета выделено 126 миллионов рублей в рамках реализации данной программы.
Несмотря на то, что туристская отрасль в крае относительно молодая, что объясняется ранее закрытым статусом Приморья, в настоящее время начинает динамично развиваться. Организована система подготовки профессиональных кадров, которая осуществляется в Дальневосточном Федеральном Университете (ДВФУ) в городе Владивостоке и на острове Русский, а также в вузе Владивостокского Государственного Университета Экономики и Сервиса (ВГУЭС) и его филиалах, в том числе и в г. Находка. В учебных заведениях готовят профессиональных гидов-переводчиков, квалифицированных кадров для работы в гостиницах, ресторанах и предприятий общественного питания, культурно-развлекательных комплексов, с учетом национальных и психологических особенностей каждой страны, в том числе и Японии.
В тоже время в Приморском крае имеется ряд факторов, сдерживающих полноценное развитие сферы туризма. Японские туристы до сих пор продолжает воспринимать Россию как страну, неблагоприятную для путешествий туристов. Причиной этому является не удовлетворяющий японцев уровень санитарии и безопасности в стране, также цена, качество, степень комфортабельности, уровень гостиничных услуг, туристские маршруты и таможенные процедуры.
Таким образом, имеющийся в Приморском крае туристский потенциал и уровень развития туризма, в целом позволяет развиваться въездному туризму Японии. Однако существуют значимые проблемы, требующие пристального внимания и серьезного подхода к их решению, и прежде всего это недостаточное развитие туристской инфраструктуры (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Современный мировой туристский рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы, поэтому Приморскому краю, обладающему необходимым потенциалом, на наш взгляд, важно формировать благоприятный имидж для развития взаимоотношений между Россией и Японией в сфере туризма.
Литература:
1. Официальный сайт Администрации Приморского края. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2025 года. URL:http:/ /primorsky. ru/authorities/ executive-agencies/departments/economics/development/strategy/pk-25.php
2. Гатауллина С. Ю. Экономика туризма: Учебное пособие. — Владивосток: Издательский дом Дальневосточного федерального университета, 2012. — 160 с.
3. Казаков О. И. Иностранный туризм в Японии после Великого бедствия на Востоке Японии. Япония наших дней № 2 (12) / О. И. Казаков. — М: ИДВ РАН, 2012. — 51–61 с. URL: http:/ /japancenter.livejournal.com/tag/
4. Берестовой Д. А. Развитие туристических связей между Приморским краем и Японией (1992–2011г.), № 4 / Д. А. Берестовой. — ДВО РАН, 2012. — 40–48 с.
5. Количество посетивших Японию иностранных гостей. Данные по 2011г. Национальная туристская организация Японии. URL: http://www.jnto.go.jp/jpn/
6. Информационное агентство Новости ДГ. Дальневосточная электронная газета. Японию заинтересовало Приморье. URL: http:// dalgazeta.ru/ (дата обновления 05.11.2012)
7. Туристическая библиотека. Все о туризме. Отчет Всемирной Туристской Организации 2011–2012. URL: http://tourlib.net/wto.htm.