Реформы системы высшего профессионального образования продолжают набирать обороты. Вопросам анализа практик данных реформ в целом профессорско-преподавательским составом Московского государственного университета пищевых производство (МГУПП) в последние годы посвящено множество работ [1–8]. Одним из пунктов данных реформ является постепенный переход с тотально-очной на частично-дистанционную форму преподнесения материала в рамках образовательного стандарта. В Министерстве образования и науки Российской Федерации уже сегодня жестко формулируют, что дистанционное образование должно составлять не менее 20 % от общего объема образовательных программ в учебных планах вузов для технических специальностей, и не менее 30 % для специальностей гуманитарного профиля [9]. Описанию проблематики внедрения данного пункта по конкретной технической дисциплине (Прикладная механика) и посвящена данная работа.
Стоит отметить, что в последнее время работы по описанию подобной проблематики выходят в достаточном объеме в научной периодике [10–15].
Курс «Прикладная механика», изучаемый в Московском Государственном Университете Пищевых Производств состоит из трех разделов: теоретической механики, сопротивления материалов, деталей машин и основ конструирования. Данная дисциплина предназначена для студентов немеханического профиля, и является общеинженерной дисциплиной, дающей основные понятия о расчете и конструировании деталей машин и конструкций оборудования пищевых производств.
Курс включает все виды учебной нагрузки: лекции, практические занятия и лабораторные работы. Лекционный курс знакомит студентов с основными положениями и законами «Механики». Материал излагается в кратком объеме, соответствующем учебной программе, в порядке, прослеживающим взаимосвязь от теоретических положений статики до практического применения формул «Сопротивления материалов» для расчета элементов конструкций и деталей машин. Практические занятия посвящены решению задач расчетно-графических работ. Порядок проведения практических занятий выполняется в последовательности изучения лекционного материала. Решение задач позволяет овладеть основными навыками проектировочных и проверочных расчетов. Лабораторные работы дают представление о механических испытаниях материалов, позволяют ознакомиться с устройством механических передач и редукторов, а также проводить доказательство и проверку формул «Сопротивления материалов» путем сравнения теоретических данных с данными полученными из испытания.
Инновационным подходом является преподавание дисциплины дистанционно, используя информационные технологии и интернет. Дистанционное преподавание дисциплины имеет ряд преимуществ, но и создает дополнительные задачи в работе преподавателя. Обратная связь студента с преподавателем осуществляется на форуме информационного портала дистанционного образования МГУПП. Студенты изучают курс, используя размещенные на сайте методические материалы: конспекты лекций, видео-пособия, вопросы для самопроверки. На сайте размещены подробно изложенные примеры решения задач, и дополнительные вопросы, чаще всего задаваемые преподавателю. В любой момент студент может воспользоваться консультацией, задав вопрос преподавателю на форуме. Контрольные мероприятия осуществляются в виде тестов. Курс имеет две промежуточные аттестации. После изучения первой и второй части, соответствующими первому и второму семестру изучения дисциплины на очной форме обучения, студенты сдают зачет и экзамен. Изучения курса «Механики» дистанционно не имеет традиционных временных рамок. Гибкость программы обучения и индивидуальный подход, позволяют студенту самостоятельно строить график занятий, выбирая наиболее оптимальный темп с точки зрения усилий и затрат времени.
Литература:
1. Еделев Д. А., Майорова Н. В. Стратегические противоречия реформ системы образования// Terra Economicus. 2012. T.10. 4–3. C.234–237
2. Майорова Н. В. Управленческие противоречия реформирования системы высшего образования //Экономика и менеджмент систем управления. 2012. № 4.1 (6). С.132–138
3. Майорова Н. В. Приоритетные принципы управления системой высшего образования// Экономика и менеджмент систем управления. 2012. Т.6. № 4.2. С. 247–253
4. Майорова Н. В. Направления развития высшей школы: особенности и противоречия// Черные дыры в Российском законодательстве. 2013. № 5. С. 144–145.
5. Майорова Н. В. Формирование новых экономических отношений как основа реформы высшего образования// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 29. С.12–18.
6. Майорова Н. В. Новые экономические отношения в системе высшего образования // Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2013. Т.2. № 26. С.12.
7. Денисова О. П. Система мотивации профессорско-преподавательского состава как показатель качества образования в высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 2. С.179–184.
8. Еделев Д. А., Кантере В. М., Матисон В. А., Игнар С. Система подготовки кадров высшей квалификации для пищевой отрасли на основе рамок квалификаций// Пищевая промышленность. 2013. № 1. С.26–30.
9. Дистанционного образования должно быть больше// URL: http://academica.ru/novosti/Novosti-obrazovanija/734310-distancionnogo-obrazovanija-dolzhno-byt-bolshe/
10. Полоскина З. А. Роль спецкурса «Прикладная механика» в формировании положительной мотивации будущих специалистов// Среднее профессиональное образование. 2008. № 10. С.16–18.
11. Антифеева Е. Л., Петрова Д. Г. Промежуточный контроль знаний студентов по курсу «Прикладная механика»// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 48. С.131–146.
12. Калашникова Л. Я. Курс «Прикладная механика» как основа изучения технических дисциплин направления «Технологическое образование»// Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2010. № 2. С.44–48.
13. Калашникова Л. Я. Профессиональная подготовка бакалавра технологического образования в курсе «Прикладная механика»// Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.18–22
14. Калашникова Л. Я. Профессионально ориентированная подготовка будущего специалиста в цикле предметных дисциплин// Гуманитарный вектор. Сектор: Педагогика, психология. 2009. № 3. С.35–40.
15. Калашников Г. О., Скляренко С. А. Дисциплина «Сопротивление материалов» для подготовки специалистов пищевой отрасли в профильных вузах. XXI век// Молодой ученый. 2013. № 8. С.400–402.