Контейнер Open-Top является одним из достаточно распространенных вариантов стандартизированной контейнерной тары.
Контейнер Open-Top представляет собой контейнер со съемной крышей. Крыша может быть в виде тента из брезента или подобного гибкого материала Open Top или в виде жесткой снимаемой крышки Hard-Top.
В основном используются 20-футовые и 40-футовые контейнеры.
Стены контейнера изготавливаются из рифленой стали, пол, как правило, выполняется из древесины или листовой стали. Для удобства погрузки контейнер оборудуют съемной верхней перекладиной над дверьми в торце контейнера. Конструктивные особенности Open-Top заметно упрощают упаковку контейнера грузом. В частности, при открытой крыше, довольно легко загружать контейнер, опуская груз сверху подъемным краном или крабом. А съемная дверная перекладина делает процесс загрузки и разгрузки ещё менее трудоемким. Стоит отметить, что съемная дверная перекладина Open-top предназначена не только для упрощения разгрузки и загрузки контейнера, и удержания брезента, в конструкции Open-top контейнера перекладина служит распоркой, и придает дополнительной жесткости кузову контейнера, что крайне важно при перевозке тяжелых грузов. Необходимо отметить, что опора крыши в открытом контейнере предназначена для поддержания тента и обеспечить устойчивость контейнера. Погрузочный поддон в этом случае — наиболее подходящее средство для высоких грузов.
Крепежные кольца установлены на верхней и нижней боковых балках и угловых опорах. Кольца могут выдержать груз до 1000 кг.
Конструкция контейнера и расположение фитингов позволяет без ограничений обрабатывать его стандартными грузозахватными механизмами, а за счет съемной крыши контейнера и перекладины для погрузки груза в вагон можно использовать универсальные погрузо-разгрузочные машины.
Контейнеры предназначены для перевозки широкой номенклатуры грузов. Наиболее часто в них транспортируются:
- оборудование, станки различной конструкции;
- грузы в биг-бэгах и мягких контейнерах (МКР);
- трубы, пиломатериалы;
- стекло, панели.
В мировой практике Open-Top используют для перевозки труб, оборудования, некоторых видов насыпных грузов и грузов, упакованных в биг-бэги.
Контейнер Open-top представлен в 2 типоразмерах контейнерных емкостей — 20-футовый контейнер и 40-футовый. Размеры контейнеров Open-Top могут немного варьироваться в зависимости от производителя. Размеры контейнеров Open-Top соответствуют размерам универсальных контейнеров, поэтому погрузка грузов в контейнеры и контейнеров на вагоны соответствует техническим условиям (ТУ) для универсальных контейнеров.
К наиболее часто перевозимыми грузам в контейнерах Open-Top являются трубы различных типоразмеров.
Рассмотрим размещение труб в контейнере, на примере электросварных тонкостенных труб выпускающихся металлургическим заводом длиной 5.7 м, диаметром d= 40, 45, 48 и 60 мм в соотношении 440:245:276:222 соответственно (рисунок 1). При размещении труб необходимо, чтобы торцовая стена и двери контейнера были ограждены щитом на высоту погрузки из досок толщиной 30 мм и более. Трубы размещаются вдоль контейнера, на пол укладываются 6 подкладок толщиной не менее 40 мм и шириной 150 мм. Трубы увязывают в связки. Так как трубы различного диаметра, то сначала размещают трубы меньшего диаметра, а затем на них укладывают более крупные, либо трубы меньшего диаметра размещают между трубами большего диаметра [1].
Рис. 1. Размещение и закрепление труб в контейнере
Стоимость отправки открытых контейнеров Open — Top выше стоимости отправки универсальных, закрытых контейнеров. Но в ряде случаев отправка груза Open — Top контейнером может быть выгодной — как более дешевая альтернатива отправки полувагоном на дальние расстояния.
Рассмотрим экономическую выгоду перевозок грузов в контейнерах на примере труб, по сравнению с универсальным подвижным составом — платформой, для этого рассчитаем провозную плату при перевозке труб в контейнерах Open-Top и на железнодорожной платформе для разных расстояний транспортировки. Графическая зависимость провозных платежей приведена на рисунке 2.
Рис. 2. График зависимости провозной платы от расстояния перевозки
На графике показано изменение провозной платы в зависимости от расстояния перевозки загруженными трубами в равных условиях. Масса груза при размещении по вышеописанной схеме составит 21487 кг. Из графика видно, что перевозка в контейнерах выгоднее [2].
Рассмотрим график изменения стоимости грузовой массы при транспортировке в контейнере и платформе (рисунок 3).
Рис. 3. График зависимости стоимости грузовой массы при транспортировке от расстояния перевозки
На графике изображена стоимость перевозки тонны груза, условия перевозки равные для контейнера и платформы. Видно, что перевозка в контейнерах выгоднее, чем на платформе [2].
При транспортировке груза в контейнере Open-Top в смешанном или международном сообщениях можно также сократить эксплуатационные расходы на перегруз в пунктах перевалки или перегруза.
Сокращение эксплуатационных расходов определяется как разность затрат при перегрузке груза из вагона в вагон или другое транспортное средство и перегрузки самого контейнера с грузом. Затраты складываются из стоимости простоя вагона, контейнера под грузовыми операциями и сбора за перегрузку груза, контейнера.
, (1)
где ;
- затраты на перегрузку груза из платформы, руб;
- затраты на перегрузку контейнера, руб.
, (2)
где — стоимость вагоно-(контейнеро-) часа простоя, руб/ваг-ч или руб/конт-ч;
— стоимость сбора за перегрузку за тонну (контейнер), руб/т, руб/конт;
— простой вагона (контейнера) под грузовой операцией, ч;
— масса груза, т (количество физ. контейнеров).
.
.
.
Таким образом, экономия эксплуатационных расходов составит 2018,76 рублей.
Контейнеры Open-Top могут перевозиться железнодорожным, водным транспортом, а также автотранспортом. При перевозке автотранспортом контейнер устанавливается на прицеп контейнеровоза (рисунок 4).
Рис. 4. Контейнер Open-Top на контейнеровозе и его характеристики
Перевозка грузов в контейнерах Open-Top имеет преимущества и недостатки. Преимуществами контейнеров Open-Top являются:
- транспортировка негабаритных грузов и грузов, размещение которых в контейнерах других типов через дверной проем затруднительно;
- контейнер довольно мобилен, поэтому может ожидать погрузки не на платформе, а на площадке, таким образом, снижается время простоя;
- отсутствует перевалка, поскольку Open — Top контейнер может транспортироваться всеми видами транспорта;
- на одной платформе может перевозиться два контейнера;
- меньшие простои под грузовыми операциями.
Недостатками являются:
- ослабленная отсутствием связей в крыше конструкция быстрее изнашивается и чаще требует серьезного конструктивного ремонта;
- невозможно обеспечить полную гидроизоляцию и герметичность;
- уровень безопасности и сохранности груза ниже, чем в цельнометаллических контейнерах.
Таким образом, можно отметить, что контейнеры Open-Top являются аналогами полувагонов и особенно перспективны в смешанном сообщении, это является их главным преимуществом, недостатки следует компенсировать регулярным осмотром и своевременным уходом.
Литература:
1. Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах — М.: Юртранс, 2003 г. — 504с, 509с, 512с.
2. Прейскурант № 10–01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2).
3. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник. — М.: Дашков и К°, 2010. — 410с.
4. Резер С. М. Логистика экспедирования грузовых перевозок — М., 2002. — 472с.