В статье рассмотрена педагогическая практика как одна из необходимых составляющих процесса становления будущего учителя. Раскрыта суть понятия «педагогическая практика» как способа изучения учебно-воспитательного процесса в школе на основе непосредственного участия в нем практикантов.
В статье выделены и охарактеризованы все виды педагогической практики, детально описаны организация, цели и задания каждого вида педагогической практики.
Ключевые слова: педагогическая практика, методическая подготовка, профессиональная подготовка, студент.
Модернизация системы образования должна сопровождаться совершенствованием профессиональной подготовки будущих учителей, неотъемлемой составляющей которой является педагогическая практика. Педагогическая практика студентов играет важную роль в подготовке будущего учителя и формирует ключевые профессиональные качества учителя.
Педагогическая практика — эффективная форма профессиональной подготовки студентов к будущей педагогической деятельности, в процессе которой полученные теоретические знания и методическая подготовка реализуются на практике [1, С. 11].
Практическая составляющая учебного процесса профессиональной подготовки студентов в высшем педагогическом учебном заведении опирается на глубокую теоретическую подготовку, которая, в свою очередь, состоит из предметов психолого-педагогических теоретических курсов и методики преподавания предмета по специальности.
Проблеме практической подготовки будущих учителей посвятили свои работы такие ученые: А. Абдуллина, А. Атрушкевич, Н. Загрязкина, Н. Казанишена, С. Кара, В. Ковальчук, Н. Кожухова, Н Козий, И. Табачек, А. Мороз, В. Сластенин, И. Чорней и др.
Рассматривая педагогическую практику как форму профессионального обучения, ученые выделяют в ее организации образовательную цель, воспитательную цель и развивающую цель. Образовательная цель содействует развитию профессиональных знаний, их самостоятельному приобретению, формированию профессиональных умений студентов; развивающая цель содействует развитию педагогического мышления, педагогической направленности; воспитательная способствует формированию профессионально значимых качеств личности, навыков самообразования и самосовершенствования [3, С.12; 2, С. 5–6].
В педагогических учебных заведениях Украины педагогическая практика будущих учителей в соответствии с Положением о педагогических практиках имеет непрерывный характер в структуре подготовки студентов к профессиональной деятельности и включает такие ее виды: пропедевтическая педагогическая практика на ІІ курсе; учебная педагогическая практика на ІІІ курсе; учебно-воспитательная педагогическая практика на IV курсе; учебно-воспитательная практика на V курсе.
Главная цель всех видов педагогических практик — закрепить, углубить, усовершенствовать приобретенные теоретические знания и научиться применять их в педагогической деятельности, развивать профессиональные способности, умения и навыки организации учебно-воспитательного процесса на уроке, адаптироваться и совершенствоваться в будущей профессии.
Педагогическая практика студентов в высших учебных заведениях проводится на основе специально разработанных программ и предусматривает ознакомление с:
- учебно-материальной базой школы;
- учебно-воспитательной работой в школе и в отдельном классе;
- работой ученического самоуправления;
- внеклассной и внешкольной работой;
- трудовым, физическим, эстетическим, экономическим, экологическим воспитание и т. п.
Цель пропедевтической практики на ІІ курсе — это ознакомление студентов с особенностями организации и проведением учебно-воспитательной работы учителей в условиях реального учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях.
Основное задание этого вида практики — научиться практически применять полученные теоретические знания психологического цикла дисциплин, развивать профессиональные умения и навыки, а также формировать психологическую готовность к будущей профессии.
Педагогическая практика на III курсе, также как и на втором курсе, длится две недели с отрывом от учебы. В течение первой недели студенты-практиканты знакомятся с организацией учебно-воспитательного процесса и особенностями работы учителей и классного руководителя, работа на второй неделе направлена на выполнение практических заданий по проведению пробного урока по специальности и воспитательного мероприятия в закрепленном за студентом классе.
Система заданий для студентов третьего курса значительно более сложна, в сравнении с заданиями на втором курсе и состоит из трех направлений: воспитательная деятельность в роли помощников классных руководителей; работа студента в роли помощника учителя-предметника; изучение личности школьника и ученического коллектива.
Важным заданием педагогической практики на младших курсах учебы является целеустремленное наблюдение за учащимися и осмысление педагогических явлений. «Главное в школе педагогической культуры, — писал В. А. Сухомлинский, — это живое наблюдение явлений учебно-воспитательной работы, рассуждения об этих явлениях, о взаимосвязях и зависимостях между ними» [5, C. 8]. Именно практика дает возможность этого наблюдения и вызывает потребность разобраться в сути и теоретически осмыслить те или другие педагогические явления, проанализировать, где, когда, при каких условиях состоялся тот или иной факт, является он случайным, или отражает тенденцию развития педагогического явления, какие причины его возникновения и т. п. [4, C. 199].
Следовательно, именно во время разных видов пассивной педагогической практики студенты обогащаются наблюдениями, чувствуется практическая значимость профессиональных знаний, потребность овладения ими. Знания из общественных, психолого-педагогических и специальных дисциплин становятся конкретнее, действенными. В процессе педагогической практики появляется возможность проверить себя на правильность выбранного жизненного пути, соответствие личностных качеств требованиям педагогической профессии, умение общаться со школьниками, умение отстаивать свою точку зрения, способность объединить школьников в единую команду.
Педагогическая практика только тогда может стать эффективным средством подготовки к педагогической деятельности, когда у самого студента будет желание стать настоящим педагогом. Именно во время ознакомления студентов с учебно-воспитательным процессом в общеобразовательных учебных заведениях происходит начало процесса адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности.
Активная учебная педагогическая практика с отрывом от занятий проводится на четвертом курсе в течение 6-ти недель. Главное задание данного вида педагогической практики — самостоятельная работа в качестве учителя, организация процесса обучения и воспитания школьников, как на уроках, так и в системе внеклассной и внешкольной работы. За время практики студенты должны научиться исполнять обязанности учителя-предметника и классного руководителя.
Практика не случайно называется учебной. На ней студенты учатся проводить уроки и внеклассную работу с тем, чтобы на пятом курсе быть готовыми полностью исполнять обязанности учителя и классного руководителя, или же быть готовым работать в общеобразовательном учебном заведении, получив диплом бакалавра.
Педагогическая практика или, как ее еще называют, стажировка проводится на пятом курсе, в течение 8-ми недель. Данный вид педпрактики от предыдущего отличается тем, что здесь студент фактически полностью и самостоятельно исполняет все обязанности учителя-предметника и классного руководителя в том классе, к которому он прикреплен.
Студенты привлекаются к методической работе — деятельности, которая направлена на повышение профессиональной подготовки. С этой целью знакомятся с планом работы методического совета школы, материалами методического кабинета, посещают открытые уроки учителей, участвуют в методических семинарах, предметных методических объединениях или в работе творческих групп учителей (для решения конкретных проблем), неделях педагогического мастерства, где изучают передовой педагогический опыт учителей-методистов, старших учителей, знакомятся с нестандартными формами и методами проведения уроков.
Для того чтобы ознакомить будущих учителей со сложным процессом учебно-воспитательной работы школы, рекомендуется все виды практики организовывать в таком порядке: на втором курсе студенты работают с учащимися 5–6-х классов, на третьем курсе — 5–7-х классов, на четвертом курсе — 5–9-х классов и на пятом — с учащимися 10–11-х классов. Такая постепенность в организации педагогической практики на разных этапах учебы студентов даст им возможность наблюдать за возрастными особенностями школьников, а также ознакомиться с особенностями внеклассной и внеурочной работы в разных классах.
В организации практики нельзя допускать крайностей — ни чрезмерной опеки студента-практиканта со стороны руководителей, ни полного освобождения практиканта от помощи и контроля. Эффективность педагогической практики часто определяется уровнем взаимодействия университета и школы, содружеством методистов и педагогического коллектива, мерой применения в их труде новых достижений науки и передового педагогического опыта [4, с.199].
Педагогическая практика должна быть соответствующим образом организована. Студенты должны четко осознавать, каких именно результатов они должны достичь в процессе педагогической практики, знать ее промежуточные задания, быть мотивированными относительно достижения ее целей. Важную роль играет также контроль и оперативное руководство педагогической практикой. К организации педагогической практики и ее проведению, независимо от ее вида, привлекаются опытные преподаватели высших учебных педагогических заведений, которые имеют не менее двух лет педагогического стажа работы в школе.
Качественная организация педагогической практики и детальные методические рекомендации не всегда помогают студентам избежать трудностей, которые могут возникнуть во время практики.
По результатам анкетирования и наблюдения во время прохождения активной практики, мы выявили такие типичные трудности, что возникают у студентов: неумение находить общий язык с учащимися, учителями; плохое владение собой; неспособность преодолеть страх перед аудиторией; отсутствие индивидуального подхода к каждому учащемуся; неумение подбирать литературу во время подготовки к проведению урока; сложности в проведении психологического тестирования при подготовке психолого-педагогических характеристик школьника и класса; учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика; неумение правильно оформлять план-конспект.
Трудности, которые возникают во время активной практики, помогает преодолеть постепенное вхождение в практическую деятельность студентов. Благодаря пассивным практикам на младших курсах, студенты получают возможность ознакомиться с особенностями работы общеобразовательной школы и подготовиться к прохождению активной практики.
Хорошо продуманная организация педагогической практики на всех уровнях профессиональной подготовки студентов, поэтапное проведение различных ее видов на принципах последовательности, постепенное усложнение ее заданий имеет большое значение в профессионально-педагогической подготовке студентов, формировании у них умений учебно-воспитательной работы с учащимися, профессионально значимых качеств личности воспитателя школьников подросткового возраста.
Рассматривая проблему организации практики, следует помнить и о том, что она только тогда может стать эффективным средством подготовки к педагогической деятельности, когда у самого студента есть желание, стремление стать хорошим учителем, когда он сознательно организует процесс своего профессионального самообразования и самовоспитания, когда он осознает ответственность за воспитание и развитие подрастающего поколения.
Студенты высоко оценивают роль педагогической практики в подготовке к работе в школе и пытаются использовать это время с большой пользой для себя. Приводим отрывок произведения написанного студентом после прохождения педагогической практики. Студент Николай Н. пишет: «Во время педагогической практики, я впервые почувствовал себя не учеником, а учителем. Я научился готовиться и проводить уроки, воспитательные часы и разную внеклассную работу, почувствовал, что умение к педагогической работе у меня есть, я с большим удовольствием исполнял обязанности учителя. Практика подтвердила, что настоящим учителем можно стать лишь после настойчивой работы над собой. После педагогической практики я стал более серьезно готовиться к занятиям в университете».
Педагогическая практика — это важная составляющая профессиональной подготовки будущих учителей и необходимое звено в системе высшего педагогического образования, которое дополняет и обогащает теоретическую подготовку студентов, создает им возможности для закрепления и углубления полученных знаний, использования теоретических положений профессиональных дисциплин для решения практических задач, и способствует процессу самовоспитания, самосовершенствования и самообразования.
Литература:
5. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю [Текст] / В. А. Сухомлинский. — К.: Рад. Школа. — 1984. — 256 с.