В статье рассматриваются основные подходы к психологическому сопровождению студентов в образовательном пространстве педагогического вуза.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, принципы, подходы, педагог, студент.
Современная система образования опирается на новую парадигму, предполагающую для ее субъектов в ситуации выбора самостоятельное принятие решений и прогнозирование их возможных последствий. Поэтому решение большинства проблем, с которыми сталкивается студент вуза, находится в сфере изучения его личности и категорий качества высшего образования. Правильность решения задач, поставленных перед современной высшей школой, во многом зависит от умения правильно организовать работу со студентами.
В связи с этим, существенно возрастает роль психологического сопровождения образовательного процесса в вузе, необходимость которого в последние годы активно обсуждается учёными, практиками, представителями Министерства образования и науки, в психологических публикациях и публичных выступлениях на конференциях различного уровня. Единодушно признается, что решение стоящих перед системой высшего профессионального образования задач невозможно без квалифицированного психологического обеспечения.
Предпосылкой для исследования психологического сопровождения явились труды отечественных классиков, таких как Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, А. В. Петровского. В качестве теоретико-методологических основ психологического сопровождения можно обозначить следующие:
- принцип гуманизации образования (И. В. Дубровина, А. К. Маркова, И. В. Кузьмина, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов);
- принцип системности (Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, В. К. Платонов);
- принцип активности субъекта (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейна);
- концепцию отношений личности В. Н. Мясищева.
Психологическое сопровождение и его содержание рассмотренные в ряде современных исследований: С. П. Ждановой (2007) применительно к студентам-психологам; Т. В. Киящук (2006) в связи с учебной деятельностью студентов; И. В. Молочковой (2005) относительно развития педагога; М. И. Плугиной применительно к развитию преподавателей высшей школы; Ю. В. Слюсаревым (1992) применительно к процессам самовоспитания и саморазвития личности; Ю. В. Суховершиной применительно к работе практической психологической службы вуза и др.
С накоплением исследований в области психологического сопровождения возникло и множество определений самого термина. Так, М. Р. Битянова под психологическим сопровождением понимает систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития человека в ситуации учебного взаимодействия [1]. Э. Ф. Зеер описывал в своих трудах, что психологическое сопровождение — это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка [4]. С. П. Жданова считает, что психологическое сопровождение — это системно организованная работа психологической службы, направленная на профессиональное развитие будущего специалиста в период вузовского обучения, раскрытие потенциальных возможностей студента, его индивидуальности, а также коррекцию разного рода затруднений в его личностном развитии и саморазвитии [2]. Таким образом, в нашей работе под психологическим сопровождением мы будем понимать — систематическую работу психологической службы вуза, направленную на личностное и профессиональное развитие студента, на преодоление трудностей возникающих в процессе обучения и коррекцию в эмоционально-личностной сфере, а также создание условий для успешного обучения.
Актуальной проблемой психологического сопровождения студентов является приоритет опоры на внутренний личностный потенциал субъекта, его выбор и ответственность за него (И. В. Дубровина, Э. Ф. Зеер, Н. В. Калинина, Т. Я. Киящук, М. И. Плугина, Н. С. Пряжников, М. И. Рожков). Цель психологического сопровождения — полноценная реализация личностно психологического потенциала субъекта деятельности.
Психологическое сопровождение рассматривается И. Г. Дутювым, Е. С. Кузьминой, Л. Н. Нечаевым как длительный процесс, осуществляемый на всех этапах личностного развития ребенка. В ходе осуществления процесса сопровождения между психологом и ребенком возникают отношения сотворчества сотрудничества эмоциональной открытости и доверия друг к другу.
Психологическое сопровождение базируется на идеях усиления субъектности партнеров по общению, помощи личности в самостоятельном творческом развитии. Идеи субъектности, степени свободы и творчества возможностей конструктивных преобразований личности в актах взаимодействия развиваются в современной отечественной психологической науке в работах А. Г. Асмолова, К. А. Абульхановой-Славской, Б. С. Братуся, А. В. Брушлинского, А. В. Петровского, В. А. Петровского, А. К. Леонтьева, В. И. Слободчнкова и др.
На основе изучения нового законодательства в сфере образования (Закон об образовании, Концепция развития образования 2013–2020) мы приходим к мнению, что образ традиционного учительства уходит в прошлое, вместо него складывается образ педагога как научного консультанта и исследователя. Таким образом, в связи с изменениями в законодательной базе, необходимо выработать новый подход к сопровождению развития молодого педагога и формирования морального самосознания. В документе «Российское образование — 2020 модель образования для экономики, основанной на знаниях». Описано несколько условий становления такого преподавателя:
- доминирование творческих компетенций в труде преподавателя над дидактическими;
- необходимость адресной поддержки эффективных и перспективных педагогов;
- совершенствование подготовки педагогических кадров для новой школы, в том числе с ориентацией на их готовность к использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности [4].
Главная цель педагогического сопровождения студента связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию. Опыт создания системы сопровождения показывает, что эта цель может быть реализована только тогда, когда достигается «стыковка» начальной и конечной целей деятельности по отношению к личности студента. Начальная цель взаимодействия — определение и формирование готовности студентов к обучению в вузе посредством интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, поведенческих воздействий, выявление их индивидуальных особенностей как основы развития компетентности на первом этапе обучения в вузе. Конечная цель взаимодействия — формирование у студента психологической, профессиональной, творческой готовности к предстоящей профессионально-педагогической деятельности, профессиональному саморазвитию [5].
Т. В. Зайцева пишет, что модели психологического сопровождения, основанные на идеях экзистенциальной психологии, отражают стремление к восстановлению аутентичности личности, соответствия внутренней природе бытия в мире. Здесь психологическое сопровождение ориентировано на помощь субъекту в решении основных экзистенциальных проблем: жизни и смерти; свободы, ответственности и выбора; смысла и бессмысленности существования. Модели психологического сопровождения, основанные на идеях психоанализа выражают стремление помочь человеку осознать истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, сделать травмирующие переживания осознанными, доступными осмыслению [3].
Определенная динамика наблюдается и в ценностном аспекте морального сознания студента. Ю. П. Поваренков в своем исследовании ценностных ориентации студентов педагогического вуза выявил следующую динамику: доминирующие терминальные ценности первокурсников — это здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, интересная работа. Исследование установило возможность реализации данных ценностей в будущей профессиональной деятельности. Оказалось, что среди выделенных ценностей только ценность «наличие хороших и верных друзей» может быть наиболее успешно реализована в будущей профессиональной деятельности первокурсников. Ю. П. Поваренков этот факт объясняет неадекватностью оценочных механизмов первокурсников, их неопытностью как в жизненном и профессиональном плане. Среди предпочитаемых ценностей-средств независимо от курса обучения выделены: ответственность, жизнерадостность, образованность, воспитанность, честность. Динамика данных ценностей происходит от 1-го к 5-му курсу и выглядит следующим образом: для студентов-первокурсников ведущими средствами достижения жизненных целей являются «чувство юмора» и «жизнерадостность», для студентов 5-го курса «ответственность» и «рационализм», что свидетельствует о росте профессиональной и жизненной зрелости студентов. Исследование выявило факт высокой профессиональной идентичности студентов педагогического вуза: из пяти самых реализуемых в учебной деятельности ценностей — средств четыре отмечаются как самые значимые для студентов [5, с. 52].
Таким образом, необходимо отметить, что психологическое сопровождение отечественные ученные активно начали исследовать в 70-е года XX века. Данному процессу посвящены труды многих классиков советской психологии. Существует множество определений данного процесса, в нашей работе под психологическим сопровождением мы будем понимать — систематическую работу психологической службы вуза, направленную на личностное и профессиональное развитие студента, направленную на преодоление трудностей возникающих в процессе обучения и коррекцию в эмоционально-личностной сфере, а также создание условий для успешного обучения. Были выявлены основные принципы, направления, параметры психологического сопровождения, создана и разработана динамическая модель изменения структуры самосознания в процессе психологического сопровождения.
Психологическое сопровождение опирается на личностные приоритеты в профессиональном становлении специалистов в сфере образования, которые способствуют всестороннему профессиональному развитию будущего специалиста. В то же время в ходе профессионально-личностного становления развитие студентов как специалистов сливается в единый процесс с целостным формированием новообразования личности молодого человека — профессионализма. Целостное же становление происходит на основе самореализации в профессиональной среде, что позволяет выпускнику педагогического вуза быть конкурентоспособным специалистом.
Литература:
1. Битянова М. Р. Модели деятельности психолога в образовательном; учреждении; / M. Битянова; Т. Беглова. Электронный ресурс. // Школьный психолог. 2010. — № 2. — С. 23–27.
2. Жданова С. П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / С. П. Жданова; Томск, 2007. — 252 с.
3. Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструмент воздействия. — СПб.: Речь; — 80 с.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М.: Академический проект, 2006. — 336 с.
5. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М.: УРАО, 2002. –160 с.
6. http://минобрнауки.рф/документы/ Профессиональный стандарт педагога (проект, февраль 2013 г.).
7. http://минобрнауки.рф/документы/ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы.
8. http://минобрнауки.рф/документы/ Федеральный закон об образовании в Российской Федерации.