Интеллектуальные игры как форма развития умственных способностей учащихся средней общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 9516 раз

Библиографическое описание:

Байбуртли, Ф. М. Интеллектуальные игры как форма развития умственных способностей учащихся средней общеобразовательной школы / Ф. М. Байбуртли, Э. В. Зекиев, А. В. Байбуртли. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 478-480. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8855/ (дата обращения: 18.12.2024).

В условиях современной школы проблема умственного развития учащихся приобретает доминирующее значение. Актуальность данной проблемы диктуется условиями современной жизни.

Для того чтобы привить интерес у учащихся к познавательному процессу, нужно заинтересовать его. В этом могут помочь интеллектуальные игры.

Целью настоящей работы явилось рассмотрение интеллектуального развития учащихся как важнейший компонент деятельности учителя.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

-          активизировать деятельность учителей по формированию интеллектуальных способностей учащихся;

-          создать комплекс интеллектуальных игр по развитию умственных способностей учащихся;

-          разработать рекомендации для педагогов по формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Целью интеллектуальных игр является развитие познавательного интереса к различным разделам науки, выявить самого эрудированного ученика, привить интерес к изучению художественной, научно-познавательной литературы, поддерживать эмоциональный настрой и положительную мотивацию к обучению.

В качестве примера приведем сценарий интеллектуальной игры, проведенной в рамках нашей школы.

Сценарий межпредметной игры «Коэффициент интеллекта» среди учащихся 9–11 классов

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья!

Ведущий 2: Вас приветствует познавательный клуб «Коэффициент интеллекта».

Наконец-то мы собрались в полном составе.

Ведущий 1: Позвольте представить вам команды — участников сегодняшней викторины. (Представление команд)

Ведущий 2: Вашему вниманию представляем наше многоуважаемое жюри в составе. (Представление членов жюри поочередно)

Ведущий 1: Мы надеемся, что в таком составе мы соберемся еще не раз.

Ведущий 2: Итак, мы начинаем познавательную викторину «Коэффициент интеллекта».

Ведущий 1: Мы напоминаем Вам друзья, что игра есть игра, и иногда все решает случай, удача и Ваш коэффициент интеллекта.

Коэффициент интеллекта сокращенно IQ — количественная оценка уровня интеллектуальности человека, в нашем случае — команды. Понятие «коэффициента интеллекта» ввел немецкий ученый Вильгельм Штерн в 1912 году. Средним показателем коэффициента интеллекта считается 100 IQ. А показатель IQ менее 70 квалифицируется как умственная отсталость, а коэффициент интеллекта больше 120 IQ квалифицируется как гениальность.

Ведущий 2: Внимание! Правила игры.

Вопросы распределены по степени сложности. (Приложение № 1)

Каждая из команд поочередно выбирает любой вопрос. Через полторы минуты все команды должны дать письменный ответ. Дилеры относят ответы судьям. Команда, выбравшая вопрос, отвечает устно. Степень интеллектуальности команды будет определяться количеством набранных IQ. Задача каждой команды набрать как можно больше IQ.

Ведущий 1: Друзья мои, прошу обратить внимание, что большинство вопросов на логику. Проведем жеребьевку, чтобы определить последовательность выбора вопросов.

Вопросы игры «Коэффициент интеллекта»

1. Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры и я переверну этот мир». Нечто подобное говорил Рене Декарт: «Дайте мне материю и движение, и я создам космос». Похожее выражение произнес Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де Лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидат Мартир Патрисио Руис (мы его знаем как Пабло Пикассо), заканчивая выражение словами «… и я его заполню». Вопрос: назовите 3 слова, которыми этот человек начинал свое выражение.

Ответ: «покажите мне музей … и я его заполню»,- говорил Пабло Пикассо.

2. В средние века среди русских царей часто цитировалось знаменитое выражение: «Царь может все, кроме одного». Вопрос: чего не мог царь?

Ответ: царь не мог отречься от престола.

3. Назовите происхождение слова декан.

Ответ: в римском войске солдаты жили в палатках по 10 человек. Во главе каждой палатки назначался старший, которого называли деканом.

4. Почему обручальные кольца носят на безымянном пальце?

Ответ: традиция носить обручальные кольца на безымянном пальце пришла к нам от древних египтян, затем ее переняли греки и римляне. Уже средневековые авторы предложили объяснение такому обычаю: якобы через безымянный палец проходит «vena amoris» — вена любви, идущая прямо к сердцу.

5. Откуда взялось выражение «большая шишка»?

Ответ: самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой, это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.

6. По мнению американского актера Вилли Смита, в Голливуде нет расизма: белый ты или черный, нет никакой разницы. В Голливуде имеет значение и обсуждается только один цвет, который важнее белого или черного. Вопрос: какой это цвет?

Ответ: зеленый цвет. Важную роль играют гонорары актеров, которые выплачиваются в долларах.

7. По данным Википедии, во многих европейских школах в начальных классах эту вещь признали вредной и даже запретили приносить в школу. Ученые считают, что она может привести детский мозг к атрофии одной функции. Назовите эту вещь.

Ответ: калькулятор.

8. Помимо красной книги, в которую с 1958 года ученые заносят исчезающие виды животных и растений, есть еще и черная книга. Вопрос: о чем черная книга?

Ответ: в черную книгу включены животные и растения, навсегда исчезнувшие с лица земли из-за разрушительной деятельности человека.

9. Внимание старинная индийская загадка. Преданнее, чем они, наверное, человеку никто не служит. Даже еще не родившись, они начинают служить человеку. А родившись, тем более служат, даже после своего ухода из жизни, они послужат человеку. Кто это?

Ответ: куры. Когда, они еще яйца, человек ими питается, когда они живут, то несут яйца для человека, затем человек их режет и ест их мясо.

10. Журнал для огородников рекомендует за 10–15 дней до созревания клубники разбрасывать вдоль грядок перекрашенные в красный цвет камушки. Для чего разбрасываются вдоль грядок перекрашенные в красный цвет камушки?

Ответ: птицы, приняв красные камешки за клубнику, пробуют их съесть, но не могут. А когда поспевает клубника, они принимают ее за камушки и пролетают мимо.

11. В Японии в зданиях заседаний под каждым креслом хранятся пустые деревянные ящички размером 30 см в ширину, в длину и высоту. Для чего предназначены эти ящички?

Ответ: для защиты головы от стеклянных обломков во время землетрясения.

12. В 1812 году, во время войны с Наполеоном, в Москве, в общественных местах запрещалось это делать. Тех, кто это делал, крупно штрафовали. В наше время это часто делают на севере американского континента и в некоторых странах Африки. О чем идет речь?

Ответ: говорить по-французски.

13. Почему технология Bluetooth так называется?

Ответ: технология Bluetooth получила название в честь датского короля Харольда 1 Синезубого. В 10 веке этот король объединил разрозненные датские племена, а Bluetooth был призван сделать то же самое с протоколами связи, объединив их в один универсальный стандарт.

14. Туристы, побывавшие в Париже и посетившие Эйфелеву башню, видели сувенирные лавки, находящиеся прямо на Эйфелевой башне. Покупая сувениры на память в виде Эйфелевой башни, они были удивлены. С виду одинаковые по всем параметрам сувениры продавались по разной цене: одни стоили 1 евро, а другие, такие же, 100 евро. Вопрос: почему такая разница в цене?

Ответ: дорогие сувениры были сделаны из переплавленных ржавых и изношенных деталей самой конструкции Эйфелевой башни.

15. Древние индийцы золото называли Расо. Вопрос: как мы называем науку, которую древние индийцы называли расояна?

Ответ: алхимия. Не секрет, что алхимики хотели простые металлы превращать в золото.

16. По закону, принятому в 1980 году в Италии, если вы идете в лес без оружия, то у вас должна быть лицензия, которая выдается после сдачи специального экзамена. Какая лицензия у вас должна быть, если вы идете в лес без оружия?

Ответ: должна быть лицензия, дающая право на сбор грибов.

17. Почему Ги де Мопассан не любил Эйфелеву башню, но постоянно там обедал?

Ответ: Ги де Мопассан обедал в ресторане Эйфелевой башни, объясняя это тем, что это единственное место в Париже, откуда ее не видно.

18. В Германии — перлон, в Польше — стилон, в Швеции — грилон. А у нас?

Ответ: капрон.

19. Каждый год в городе Ганнибал проходит фестиваль, на котором с большим интересом проводится состязание по закрашиванию заборов. Подумав, через 1,5 (полторы) минуты ответьте, чьим именем назван фестиваль.

Ответ: фестиваль назван именем Марка Твена.

20. В Штутгарте опубликовали необычное учебное пособие. Во время чтения этого учебника ученики могут поставить себя на место учителя, и даже ставить оценки издателям этого учебного пособия. Назовите, в чем принципиальное отличие этого учебника от других.

Ответ: этот учебник специально напечатан с ошибками.

21. Эти предметы в Китае постоянно расхищались, поэтому их заменили специальными кирпичами. Вопрос: что это за предметы и где они расхищались?

Ответ: в автобусах специальные молотки для разбивания стекол во время аварий расхищались и их заменили кирпичами.

22. Что общего между нашей собачкой, зарубежными обезьянкой и улиткой?

Ответ: только в русском языке и некоторых языках бывших советских республик знак @ называют собачкой, а на других языках чаще всего этот знак @ называют обезьянкой или улиткой, встречаются и такие экзотические варианты как штрудель (на иврите), сельд под маринадом (в чешском и словацком), лунное ухо (в казахском).

23. Статистика очень интересная наука. В ней встречаются удивительные факты. Например, на сто двадцать миллионов этого приходится продаж на 100 долларов. Что это? Надеемся, ваш ответ не превратится в это.

Ответ: это спам. Пользователям интернета надоело уже получать спамы на свои электронные почты.

24.Перед вами эмблема одного московского ресторана и фото шеф повара этого ресторана Джакома Ламбардини. Назовите название ресторана.

Ответ: Карлсон.

25. Доктор Индиана Джонс в одном из фильмов говорит: «Археология не ищет истину». Вопрос: по мнению Индиана Джонса, что ищет археология?

Ответ: на своих лекциях Индиана Джонс своих студентов учит: «Археология не ищет истину, она ищет доказательства».

Игра помогла учащимся выявить свои интеллектуальные способности, появился интерес к знаниям, к чтению как художественной, так и научной литературы. Таким образом, в очередной раз убедились в том, что интеллектуальная игра есть метод развития умственных способностей учащихся. Планируется защита кандидатской работы на данную актуальную тему.

Приложение № 1

5 IQ

10 IQ

15 IQ

20 IQ

25 IQ

1

6

11

16

21

2

7

12

17

22

3

8

13

18

23

4

9

14

19

24

5

10

15

20

25

Основные термины (генерируются автоматически): ответ, Эйфелева башня, безымянный палец, ведущий, игра, интеллектуальная игра, черная книга, интеллектуальная способность учащихся, красный цвет, умственная способность учащихся.


Похожие статьи

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной активности школьников (из опыта работы)

Формирование культуры межнационального общения младших школьников посредством ролевых игр

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Похожие статьи

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной активности школьников (из опыта работы)

Формирование культуры межнационального общения младших школьников посредством ролевых игр

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Задать вопрос