В статье исследованы особенности политики финансового регулирования экологоориентированного развития региона, проанализированы основные ее преимущества и недостатки. Предложен методический подход к усовершенствованию процесса выбора приоритетных инструментов, форм и методов финансового обеспечения региона, на основе матрицы соотношения показателей регионального развития.
Ключевые слова:финансовое обеспечение, потенциал экологоориентированного развития, финансово-стратегическая адаптивность, стратегия.
Эффективная реализация экологической политики на региональном уровне невозможна без соответствующего финансового обеспечения. Учитывая, что внутреннее содержание и многоуровневая структура экологоориентированного развития региона формируется под воздействием большого количества различных факторов и условий: развитие научно-технического прогресса, темп использования производственных фондов, наличие новых и более эффективных полезных ископаемых, эффективность размещения производительных сил, динамические изменения в экономике, которые и определяют финансовые возможности территории, значительную актуальность приобретает наличие эффективного механизма финансового обеспечения региона, благодаря которому достигается согласованность экологической и экономической составляющей регионального развития.
Под финансовым обеспечением экологоориентированного развития понимается совокупность форм, методов, инструментов формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной и местной власти, субъектов предпринимательской деятельности направленных на создание благоприятных условий для обеспечения экологоориентированного развития отдельных регионов и страны в целом.
Ключевым элементом эффективного процесса финансирования региона являются учет и согласование эколого-экономических показателей регионального развития. Анализ научных подходов к определению понятия «потенциал» позволил определить потенциал экологоориентированного развития региона, как обобщенную, интегральную категорию, характеризующую возможность региона реализовать свои возможности за счет эффективной трансформации входных ресурсов у выходные результаты путем достижения их эффективного взаимодействия и синергетического эффекта в современных качественных условиях [3].
Государственная финансовая политика в сфере содействия экологоориентированному развитию регионов должна учитывать не только потенциальные возможности к финансовому обеспечению данного развития но и способность региона своевременно реагировать (адаптироваться) на ухудшение экологической ситуации путем эффективных стратегического управления и политики финансирования экологоориентированных мероприятий направленных на уменьшение степени экологического нагрузки на регион. Показателем отражающий реальный уровень совместимости, согласованности эколого-экономической политики в заданном пространственно-временном интервале по нашему мнению является показатель финансово-стратегической адаптивности, который определяется как соотношение объема выбросов вредных веществ всеми источниками загрязнения к объему очищенных (утилизированных) веществ за счет реализации природоохранных мероприятий.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов и высокого уровня централизации целесообразным является изменения политики выделения финансовых средств со стороны государства путем определения приоритетных для данного финансирования регионов. Выявление данных областей предложено осуществлять при помощи региональной матричной стратегии управления, в основе которой лежат потенциальные возможности к улучшению экологической обстановки в регионе и уровень финансово-стратегической адаптивности. Матрица соотношения данных показателей с выделением соответствующих зон представлена на рисунке 1.
В основе данной матрицы лежит диагональная закономерность, которая заключается в том, что нормальное развитие региона предполагает движение по диагонали матрицы из левого нижнего угла в правый верхний угол. При осуществлении такого развития высокий уровень потенциальных возможностей региона соответствует низким значением коэффициента его финансово-стратегической адаптивности и наоборот регионы, которые сильно чувствительны к экологическому фактору, которые ухудшают экологическую обстановку в стране имеют самые низкие значения уровня потенциала. В такие регионы в первую очередь целесообразно вкладывать инвестиции (при совершенствовании экологической политики), и они являются приоритетными в процессе распределения межбюджетных трансфертов.
Рис. 1. Матрица соотношения потенциала экологоориентированного развития и финансово-стратегической адаптивности регионов
Для регионов с низким уровнем потенциальных возможностей и невысокой степенью адаптивности государственная поддержка является ключевым элементом реализации стратегии регионального развития. Поскольку высокий уровень антропогенной нагрузки и недостаточный объем финансовых ресурсов, может негативно сказаться не только на развитии данного региона, но и оказать негативное влияние на развитие соседних областей и страны в целом. Именно поэтому данным регионам должно предоставляться преимущество при распределении бюджетных средств.
К регионам с данной степенью экономического развития необходимо применять более жесткие инструменты экономического регулирования. Штрафные санкции за загрязнение окружающей среды должны быть относительно высокими. Поскольку основными загрязнителями окружающей среды являются субъекты предпринимательской деятельности, то при условии высоких штрафных санкций, предприятию более выгодно не нарушать экологическую стабильность окружающей среды, согласно действующему экологическому законодательству.
Регионы, входящие во вторую группу, имея определенный уровень потенциальных возможностей могут кроме административных инструментов применять льготные кредиты на финансирование природоохранных мероприятий. При этом ставки по данным кредитам должны быть существенно ниже, чем для регионов, относящихся к первой группе. Те области страны, которые имеют высокие потенциальные возможности и низкий коэффициент адаптивности в первую очередь должны пересмотреть свою политику в отношении распределения финансовых ресурсов и стремиться к привлечению как отечественных так и иностранных инвесторов.
К первой группе относятся регионы с высокими потенциальными возможностями и соответственно высоким уровнем финансово-стратегической адаптивности к загрязнению окружающей среды. Для таких регионов государственная политика должна быть направлена на содействие увеличению величины иностранных инвестиций, участие всех субъектов экономической системы в различного рода международных программах и грантах, направленных на использование опыта развитых стран в процессе перехода на модель устойчивого развития.
В условиях стремительного развития общественно-политических и экономических отношений важное значение приобретают вопросы обеспеченности регионов достаточным объемом финансовых ресурсов и функционирования их на основе устойчивого экономического развития. Формирование рыночной экономики требует решения экологических проблем в пределах саморегулируемой рыночной экономической системы, а это, в свою очередь — внедрения надежного экономического механизма экологического управления, благодаря которому создались бы условия для устойчивого развития [1, c. 178].
Также с помощью матрицы возможно выявление регионов, находящихся в благоприятной тенденции своего развития, а именно, регионов со значительным уровнем инвестиционной потенциала. После построения данной матрицы осуществляется корректировка региональной экологической политики с учетом группировки регионов. Соответствующие методы управления (налогообложение, льготы, лицензирование, штрафы) должны демонстрировать дифференцированный подход к регионам с различных групп согласно матрице соотношение показателей потенциала и адаптивности регионов страны.
Наличие значительного количества разнообразных инструментов не способствует повышению результативности процесса государственного регулирования развития региона. На основе предложенного подхода к ранжированию регионов необходимо осуществить типологизацию финансовых инструментов в зависимости от места регионов в матрице (таблица 1).
Государственная финансовая политика в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды имеет существенные недостатки: механизм и инструменты финансового регулирования экологической деятельности регионов подвергаются постоянным качественным и количественным изменениям. Законодательство по вопросам национальной безопасности, основам внешней и внутренней политики, государственной региональной экологической политики, не регламентируют правовых обязанностей, компетенции и полномочий органов местного самоуправления по формированию в стране и ее регионах политики устойчивого развития.
Таблица 1
Характеристика зон матрицы отбора инструментов финансового обеспечения экологоориентированного развития региона
Квадрант матрицы |
Характеристика региона |
Приоритетные инструменты, формы и методы финансового обеспечения |
||
Инструменты |
Методы |
Формы |
||
Квадрант І |
Гранты Штрафы Налоги, сборы, платежи |
Прямое финансирование |
Инвестирование Самофинансирование |
|
Квадрант ІІ |
|
Гранты Штрафы Налоги, сборы, платежи Субсидии, трансферты Льготное кредитование |
Прямое финансирование Заемное финансирование |
Инвестирование Самофинансирование Кредитование |
Квадрант ІІІ |
|
Штрафы Налоги, сборы, платежи Субсидии, трансферты Льготное кредитование |
Заемное финансирование |
Самофинансирование Кредитование |
Выход из этой ситуации возможен при условии одновременного формирования и реализации концептуальных основ обеспечения устойчивого развития на государственном и региональном уровнях, с учетом перспектив развития государственной региональной политики и усиления самостоятельности регионов, создания благоприятных условий для их саморазвития.
Литература:
1. Боронос В. Г. Бюджетно-податкові інструменти механізму управління екологічно спрямованим інноваційним розвитком економіки./ В. Г. Боронос, К. В. Савченко // Світ фінансів. — 2008. — Випуск 4 (17). — Тернопіль: ТНЕУ, “Економічна думка”. — С. 175–181.
2. Боронос В. Г. Критерії вдосконалення фінансового механізму управління інноваційним розвитком екологічного спрямування/ В. Г. Боронос, К. В. Савченко //Проблеми управління інноваційним підприємництвом екологічного спрямування: Монографія / За заг. ред. О. В. Прокопенко. — Суми: ВТД «Університетська книга», 2007.– С. 202–224.
3. Карпенко І. В. Удосконалення механізму фінансового забезпечення екологоорієнтованого регіонального розвитку/ І. В. Карпенко // Ефективна економіка [Електронний ресурс]. — 2013. — № 11. — Режим доступу до журналу: http://www.economy.nayka.com.ua