В статье рассматриваются особенности методики и организации производственной практики магистров педагогического образования. Определены основные методологические подходы к проектированию производственной практики магистров. Выявлены главные отличия практики магистров по сравнению с бакалаврами — индивидуализация и вариативность. Приведены примеры реализации новых подходов к проектированию производственной практики магистров педагогического образования
Ключевые слова: Производственная практика магистров, уровневое образование, профессиональная компетентность, личностно-ориентированный подход, вариативность, индивидуализация образовательного процесса.
В процессе профессиональной подготовки специалистов образования в области БЖ значительное место занимает производственная практика. Именно во время прохождения практики магистранты имеют возможность апробации своих сил и возможностей в реальной образовательной среде в соответствии с профессиональной направленностью.
С момента основания факультета безопасности жизнедеятельности успешно разрабатывалась и была реализована система практик студентов — будущих учителей ОБЖ. Структура и содержание учебных практик были направлены на подготовку специалистов с квалификацией «учитель основ безопасности жизнедеятельности средней школы». [1].
Переход на уровневую систему высшего профессионального образования на базе новых Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) потребовал пересмотра методологических подходов к содержанию и организации практики студентов магистратуры по направлению «Педагогическое образование». Подготовка специалистов на уровне магистратуры несет принципиально новые черты, обусловленные новыми целями и новыми требованиями к результатам высшего профессионального образования.
В новых ФГОС четко обозначена цель вузовского образования — формирование профессиональной компетентности выпускника, которая является основой успешной реализации профессиональных задач в различных видах деятельности в образовательной области «безопасность жизнедеятельности». Сфера профессиональных возможностей выпускника магистратуры значительно расширена — это методическая, педагогическая, научно-исследовательская, проектировочная, управленческая и культурно-просветительская деятельность в учреждениях образования разного уровня и формы [4].
Вот почему возникает противоречие между необходимостью индивидуального проектирования производственной практики магистрантов с одной стороны и традиционными представлениями о педагогической вузовской практике как определенной педагогической деятельности в школе.
Возможность реализации целей высшего профессионального образования в рамках ФГОС третьего поколения потребовала переосмысления концепции производственной практики для студентов и бакалавриата, и магистратуры. Основополагающим методологическими подходами к построению такой концепции представляется компетентностный и личностно-ориентированный подходы.
Значимость использования компетентностного подхода к вопросам проектирования производственной практики в магистратуре отражается в целеполагании такого вида подготовки студентов: содействие становлению общекультурных и профессиональных компетенций магистрантов посредством развития педагогических и методических знаний и умений, сформированных в ходе освоения магистерской программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности». Диплом магистра означает, что студент прошёл углублённую подготовку, включающую не только формирование базовых знаний и умений, но и узкоспециализированное обучение, предполагающее определенную профессиональную деятельность выпускника магистратуры в различных сферах образования в соответствии с личностными интересами и способностями. В Федеральном Государственном Стандарте третьего поколения определены планируемые результаты как общекультурная и профессиональная компетентность. В Стандарте раскрыто содержание профессиональной педагогической компетентности как наличие готовности к эффективной деятельности в различных сферах системы образования.
Таким образом, выпускник магистратуры обладает широким спектром сформированных компетенций [2,3,4]. Задачи и содержание каждого вида практики предполагают формирование и развитие у студентов конкретных профессиональных компетенций, заложенных в требованиях федерального стандарта.
Таблица 1
Компетенции, формируемые у магистрантов в период производственной практики
- способность применять современные методики и технологии организации образовательного процесса на различных ступенях обучения в различных образовательных учреждениях (ПК-1); - готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2); - способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3); - способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4); - способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5); - готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях (ПК-8); - готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9); - готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14); - способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15); - готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и методики обучения (ПК-16) |
Учебный план магистратуры для всех программ подготовки предполагает два вида производственной практики: педагогическую на первом курсе (6 недель) и научно-исследовательскую на втором (6 недель).
Основное отличие производственной практики магистров заключается в высокой вариативности и индивидуализации программы практики.
В зависимости от индивидуальных научных интересов и проблематики научного исследования магистранты могут проходить практику в образовательных учреждениях различного типа и уровня:
- в общеобразовательных и профессиональных средних учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах);
- в высших учебных заведениях;
- в учреждениях дополнительного образования (в Домах творчества юных, в подростковых клубах, в досуговых центрах, в центрах социальной реабилитации и т. д.);
- в средних военных учебных заведениях (Кадетские корпуса, Суворовское училище)
- в научных организациях и научно-методических центрах.
В течение прохождения практики магистранты работают по индивидуальному плану.
Каждый магистрант вместе с руководителем составляет индивидуальный план прохождения практики на основе требований и заданий, представленных в программе практики. Причем, включение инвариантных заданий является обязательным. Кроме того из списка вариативных заданий студент выбирает те, которые можно выполнить в конкретных условиях прохождения практики. На установочной конференции магистранты знакомятся с требованиями к производственной практике, с формами отчетной документации. Каждый магистрант получает методическое пособие, в котором кроме задач и содержания каждого вида практики представлены отчетные и контрольные формы, технологические карты, которые заполняются практикантом [2].
Содержание и задачи педагогической практики магистров, отвечая требованиям уровневой подготовки, направлены, прежде всего, на развитие аналитической, диагностической и методической компетенций.
Педагогическая практика готовит студентов для работы в учебных заведениях различных типов и уровней, в том числе в высших учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования. Магистр педагогического образования способен осуществлять не только преподавательскую деятельность, но и вести методическую, проектировочную и исследовательскую работу, уметь диагностировать качество учебного процесса. Важное место в педагогической практике занимает подготовка магистров к культурно-просветительской работе. Педагогическая практика направлена на развитие профессионально-значимых качеств личности магистранта, повышение мотивации к педагогической деятельности.
Научно-исследовательская практика — это специфическая форма обучения в магистратуре, важный компонент подготовки магистров. Основной целью научно-исследовательской практики у магистрантов становиться развитие готовности к научно-исследовательской деятельности. Место прохождения практики определяется индивидуально в конкретных учреждениях в соответствии с программой магистерской подготовки. Так, в 2012–2013 годах наши магистранты проходили научно-исследовательскую практику в Суворовском военном училище, в лабораториях института Почвоведения, в Академии Постдипломного образования, в подростковом клубе, в общеобразовательных и специализированных школах.
По результатам практики магистрантом подготавливается научная статья с учетом специфики исследования. Все магистры выступают на студенческой научной конференции с докладами и сообщениями.
Многолетняя работа по проектированию и проведению практики, позволяет сделать вывод, что новые цели нашли свое отражение в структуре и содержании практики магистров. Производственная магистерская практика как особая форма практической подготовки, направленная на становление профессиональной компетентности магистра, становится все более личностно-ориентированной, адаптированной к условиям реальной деятельности магистрантов.
Литература:
1. Киселева Э. М., Попова Р. И. Педагогическая практика студентов в реализации готовности к проведению урочной учебно-познавательной деятельности Сборник: Материалы конференции — Урок в современной школе. ЛОИРО, СПб, ноябрь 2010.
2. Киселева Э. М., Попова Р. И., Силакова О. В. Методические рекомендации по организации и проведению практики магистров по программам «Образование в области безопасности жизнедеятельности», «Экологическая безопасность» учебно.-метод. пособие СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.-39с.
3. Костецкая Г. А., Киселева Э. М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов. Научно-технические ведомости СПбГПУ, № 2(«24), Серия «Гуманитарные и общественные науки»
4. Соломин В. П., Станкевич П. В. Становление уровневого высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности / Формирование образовательных программ в свете стандартов третьего поколения (образовательная область «Безопасность жизнедеятельности»): Материалы XIII научно-практической конференции (23–27 ноября 2009 года, Санкт-Петербург). — СПб.: Изд-во русской христианской гуманитарной академии, 2009. — С.5–13.
5. www.mon.gov.ru — Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. — Образование. — Новые ФГОС. — ФГОС общего образования.
6. www.edu.ru. — Российское образование. Федеральный портал.- Государственные образовательные стандарты профессионального образования. — ФГОС третьего поколения.