Медицинская кафедра педагогического вуза, её роль и значение в педагогическом университете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 04.01.2014

Статья просмотрена: 1980 раз

Библиографическое описание:

Бахтин, Ю. К. Медицинская кафедра педагогического вуза, её роль и значение в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 480-484. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8876/ (дата обращения: 18.12.2024).

В 2013 году кафедра Медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена вступила во второе пятидесятилетие своей деятельности.

Кафедра Гражданской обороны (так она называлась в течение первых 25 лет её работы) была организована в Ленинградском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена 29 сентября 1962 года, в соответствии с приказом министра просвещения РСФСР «Об организации кафедр Гражданской обороны в педагогических институтах», от 23 августа 1962 года.

Целью создания кафедр гражданской обороны в педагогических институтах, как и в ряде других гуманитарных вузов, было решение Правительства страны обеспечить формирования Гражданской обороны достаточной численностью подготовленных резервных кадров среднего медицинского персонала, а также — организовать подготовку квалифицированного преподавательского состава для средних школ, чтобы на должном уровне обучать школьников основам гражданской обороны.

Такое решение в начале 60-х годов было продиктовано нарастанием международной напряжённости в условиях холодной войны и учитывало возможность военного конфликта, с прогнозируемым применением вероятным противником средств массового поражения. Сейчас, по истечении полувека, такое предположение может показаться недостаточно обоснованным и не вполне реальным, но в те годы приходилось считаться с реальной возможностью подобного развития событий. Подтверждением этого может служить «Карибский кризис» 1962 года, когда весь мир оказался на грани ядерной катастрофы.

Вновь образованная кафедра на протяжении первых 25 лет готовила медицинских сестёр гражданской обороны запаса — из контингента студенток всех факультетов педагогического института, получающих высшее педагогическое образование. Одновременно студенты — юноши обучались на кафедре по курсу «Гражданская оборона». За эти годы более тридцати пяти тысяч студенток Педагогического института имени А. И. Герцена, вместе с дипломом об окончании педагогического вуза, получили диплом медицинской сестры гражданской обороны. За это же время не менее шести тысяч студентов — юношей, обучавшихся на кафедре, получили свидетельства об окончании курса «Гражданская оборона», что в дальнейшем давало им право на преподавание данного учебного предмета в школе. При этом обращала на себя внимание основательность проводившейся в тот период медицинской подготовки студенток.

Обучение основам медицинских знаний и практике выполнения медицинских манипуляций проводилось в течение четырёх семестров, а общий объём учебной нагрузки составлял 360 часов аудиторных занятий. Курс подготовки медицинских сестёр гражданской обороны включал лекции, практические и семинарские занятия, а также — доклиническую практику и клиническую практику. Необходимо подчеркнуть, что программа обучения включала не только аудиторную подготовку с доклинической практикой, но и клиническую практику в медицинских учреждениях.

Особое внимание при этом уделялось практическому освоению навыков оказания первой медицинской помощи больным и пострадавшим, наряду с усвоением методов и техники ухода за больными, а также с реальным исполнением на практике обязанностей медицинской сестры лечебного отделения больницы.

Учебная работа на кафедре проводилась на высоком учебно-методическом уровне, с большим объёмом не только теоретической, но и практической подготовки студенток к ответственной и специфической, новой и необычной для них деятельности, включающей круг обязанностей среднего медицинского персонала лечебного учреждения.

Кафедра Гражданской обороны Педагогического института имени А. И. Герцена со времени своего создания, в течение многих лет являлась головной среди аналогичных кафедр педагогических вузов Северо-Западного региона Российской Федерации, работавших в таких городах, как Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Череповец, Вологда, Великий Новгород и Псков.

Однако в конце 80-х годов вся эта налаженная работа была свёрнута, и наименование кафедры было изменено: с 1988 года она стала называться кафедрой Медицинской подготовки, а с 1991 года — кафедрой Основ медицинских знаний.

В 1996 году кафедре было присвоено современное ее наименование: кафедра Медико-валеологических дисциплин. Это было обусловлено, наряду с актуальностью медико-профилактической подготовки будущего педагога, значительно возрастающей с каждым годом необходимостью распространения среди учащихся знаний о путях формирования, сохранения и укрепления здоровья молодёжи.

В течение последних 16 лет, сохраняя свои межфакультетские функции, кафедра Медико-валеологических дисциплин работает в составе факультета Безопасности жизнедеятельности Герценовского педагогического университета, где имеются все условия для успешной реализации её возможностей. Здесь необходимая для будущих учителей медико-валеологическая подготовка студентов дополняется изучением вопросов профилактики социальных отклонений и предупреждения формирования наркотической зависимости среди учащейся молодёжи. Эту сложную и ответственную работу реализуют опытные, высококвалифицированные преподаватели кафедры, перенявшие богатый опыт работы у своих предшественников, — у своих учителей.

Кафедра медико-валеологических дисциплин — это коллектив, который располагает большим опытом работы в таком особом для педагогического вуза направлении, как формирование у студентов основ медицинских знаний, воспитание медико-гигиенической культуры учащихся и формирование культуры здоровья.

У истоков становления и развития кафедры находились такие её руководители, как Максим Иванович Тришин, Михаил Алексеевич Сластихин, Николай Петрович Свинухов, Пётр Иванович Нечипоренко и другие, широко известные и преданные делу специалисты.

В работе кафедры в течение многих лет, на принципах совмещения с основной своей деятельностью, принимали участие работники практического здравоохранения, сотрудники медицинских учреждений, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, некоторые из которых вошли затем в штат кафедры. Это, например, доктор медицинских наук, профессор Варшамов Юрий Львович, который проработал на кафедре 25 лет и руководил ею в период с 1991 года по 1995 год. Доктор медицинских наук, профессор Макарова Людмила Павловна, заведовавшая кафедрой с 1995 года по 2000 год, продолжает плодотворно работать в должности профессора кафедры по настоящее время.

Именно на их долю пришлось руководить коллективом в наиболее трудные, 90-е годы — в этот сложный период многочисленных перестроек, изменений установившихся традиций, переоценки ценностей и смены социально-политических государственных приоритетов. Многие годы успешно работали на кафедре её заслуженные ветераны — профессора, доценты, старшие преподаватели, лаборанты, передавая свой опыт новым сотрудникам, приходящим им на смену [1,2,3].

В чём же заключается особая роль кафедры Медико-валеологических дисциплин в Педагогическом университете? В чём состоит её миссия в настоящее время — в период становления системы уровневого образования и внедрения новых образовательных стандартов?

Центральной задачей медико-валеологического образования студентов педагогического университета является воспитание медико-профилактической культуры будущего педагога как одной из основ воспитания культуры здоровья у формирующегося учителя [1,2,3].

Выполнение указанной задачи требует формирования у студентов определённого уровня знаний, умений и навыков:

-        навыков эффективной реализации образовательного процесса по распространению медико-профилактических знаний среди учащихся;

-        навыков активного проведения антиалкогольной, антитабачной и антинаркотической работы с учащимися;

-        знаний основ медицины, гигиены, валеологии, возрастной психологии, анатомии и физиологии человека, необходимых для обучения основам культуры здоровья и профилактики заболеваний учащихся общеобразовательных учебных заведений;

-        знаний основ организации работы медицинской службы и тактики рациональных действий педагога при возникновении ситуаций, требующих безотлагательного оказания медицинской помощи больным и пострадавшим;

-        умений самостоятельно оказать первую медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях;

-        умений выполнять простейшие медицинские манипуляции по уходу за больными и пострадавшими и при оказании им первой медицинской помощи.

Ответственная задача преподавателей кафедры состоит в том, чтобы дать в доступной форме сложные, специфические медико-биологические знания студентам, не имеющим специальной медико-биологической подготовки. При этом достаточно высокие требования к уровню подготовки преподавателя, необходимые для того, чтобы просто и доступно, понятно и логично разъяснять студентам не медицинского, а педагогического вуза сложный и специфический медико-биологический учебный материал, не искажая его современного научного понимания, — такие требования к высокой профессиональной квалификации преподавательского состава кафедры представляются нам вполне обоснованными.

Однако не столько мастерству владения медицинскими манипуляциями следует учить студентов педагогического вуза, не столько клиническим особенностям и методам лечения отдельных форм заболеваний, — а сколько ясному пониманию общих причин и механизмов развития наиболее распространённых заболеваний, знанию их основных признаков, возможных осложнений и методов профилактики.

При этом необходимо научить студентов пониманию основ медицинской терминологии, чтобы они могли грамотно излагать учащимся школы и их родителям вопросы, касающиеся современных проблем укрепления здоровья, распознавания и предупреждения заболеваний, наряду с обсуждением вопросов профилактики табакокурения, алкоголизма, наркомании и токсикомании в молодёжной среде.

Изучение студентами бакалавриата факультета Безопасности жизнедеятельности медико-валеологических учебных дисциплин проводится на нашей кафедре в определённой последовательности. Так, на первом курсе обучения студенты осваивают учебную дисциплину «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», на втором курсе — дисциплины «Основы медицинских знаний», «Профилактика социально опасных инфекций» и «Основы здорового образа жизни»; на третьем курсе — учебные дисциплины «Первая медицинская помощь при заболеваниях и травмах», «Основы социальной медицины» и «Профилактика наркозависимости в молодёжной среде».

Заключает медико-профилактический блок программы обучения студентов бакалавриата учебная дисциплина «Медицина катастроф». Изучение каждого учебного предмета завершается определённой формой контроля знаний студентов (зачёт, дифференцированный зачёт, экзамен). После защиты выпускных квалификационных работ, итоговый контроль медико-валеологических знаний студентов проводится на выпускном государственном экзамене. Углублённое изучение отдельных вопросов программы медико-валеологической подготовки студентов продолжается в магистратуре, — в зависимости от направления и профиля выбранной студентами магистерской программы обучения.

В результате изучения медико-валеологических дисциплин студенты, обучающиеся на кафедре (или на факультете) Безопасности жизнедеятельности педагогического университета, должны знать:

-          Характеристику и содержание основных компонентов здорового образа жизни — как непременного условия интеллектуального и физического совершенствования человека;

-          Характеристику понятия «Здоровье», его основных компонентов, а также и факторов, которые оказывают влияние на формирование здоровья человека;

-          Основные гигиенические нормы и правила организации учебной деятельности учащихся, способствующие сохранению их здоровья;

-          Характеристику понятий: «Болезнь», «Заболевание», «Инфекционное заболевание», «Травма», «Коллаптоидное состояние (Коллапс)», «Коматозное состояние (Кома)», «Шок», «Терминальное состояние», «Клиническая смерть», «Биологическая смерть»;

-          Общие условия и причины возникновения болезней человека и факторы, оказывающие влияние на особенности их течения и исходы;

-          Основные методы, средства и способы оказания доврачебной помощи больным и пострадавшим при острых заболеваниях и несчастных случаях;

-          Доступные методы оценки и контроля состояния больных и пострадавших при оказании им первой медицинской помощи;

-          Формы и методы профилактики детского травматизма, а также наиболее распространённых инфекционных и соматических болезней у детей;

-          Вредоносное влияние курения табака, курительных смесей, а также употребления алкогольных и тонизирующих напитков;

-          Опасность использования психоактивных веществ и наркотиков — как реальных факторов риска формирования зависимого поведения;

-          Правила безопасного поведения в общественных местах и на улицах с интенсивным движением транспорта;

-          Правила безопасного пользования доступными для молодёжи транспортными средствами (велосипеды, скутеры, мопеды, мотоциклы, моторные лодки);

-          Правила безопасного поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения.

Таким образом, студенты должны иметь сформированный понятийный аппарат, наряду с определённым уровнем знаний и умений, для того чтобы компетентно применять эти знания и умения в своей учебно-воспитательной работе с учащимися, располагая при этом определённым набором профессиональных компетенций, необходимых для такой деятельности.

Кафедра Медико-валеологических дисциплин имеет широкие перспективы дальнейшей своей деятельности и располагает реальными возможностями прогрессивного развития в составе факультета Безопасности жизнедеятельности Герценовского педагогического университета. Здесь наша кафедра реализует свои возможности вот уже 17-й год, и она прочно занимает принадлежащее ей место в технологическом процессе подготовки высококвалифицированных, широко образованных педагогических кадров.

Выполняя свои межфакультетские функции, кафедра предлагаёт учебные дисциплины: «Основы валеологии (Основы здорового образа жизни)», «Основы медицинских знаний» (в объёме по 36 часов аудиторных учебных занятий каждая) и «Медицинские основы безопасной жизнедеятельности» (18 учебных часов) — в качестве курсов по выбору для студентов других факультетов Университета. Примерное распределение изучаемой тематики, на примере курса основ медицинских знаний, — представлено в таблице.

Таблица

Структура программы изучения основ медицинских знаний студентами различных факультетов педагогического университета (36 учебных часов аудиторных занятий)

Тематика учебных занятий

Число учебных часов

Лекций

Практики

Всего

1

Основы учения о здоровье.

4

2

6

2

Основы учения о болезни.

4

2

6

3

Первая медицинская помощь, её значение, виды и методы; контроль эффективности её оказания.

2

4

6

4

Инфекционные болезни, их профилактика и противоэпидемические меры в очаге инфекции.

4

2

6

5

Внутренние болезни, их профилактика и методы оказания первой помощи при заболеваниях.

4

2

6

6

Первая помощь при травмах, профилактика детского и подросткового травматизма.

6

6

7

Итого аудиторных учебных часов:

18

18

36

Программа изучения курса «Основы медицинских знаний» состоит, таким образом, из шести, равных по объёму отводимого на их освоение учебного времени, тематических блоков (модулей), которые расположены в определённой логической последовательности, что направлено на облегчение усвоения учебного материала студентами. Тем не менее, пожелания студентов и индивидуальные предпочтения преподавателя могут повлиять как на последовательность изучаемых разделов курса, так и на объём каждого из них. При этом любой их шести модулей может быть, по желанию студентов, развёрнут в дальнейшем в самостоятельный отдельный факультативный курс, в курс по выбору [1, с.375].

Примерами таких факультативов могут быть учебные курсы: «Первая медицинская помощь при травмах», «Первая помощь при острых заболеваниях внутренних органов», «Социально опасные инфекции и их профилактика», «Лекарственные средства, их характеристика и методы применения», «Профилактика наркотической зависимости» и другие — каждый объёмом от 18 до 36 учебных часов аудиторных занятий.

Литература:

1.      Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете. / В. П. Соломин и др. // Молодой учёный, 2012, № 6, с. 372–375.

2.      Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Морозов М. А., Сопко Г. И. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза. / В. П. Соломин и др. // Молодой учёный, 2012, № 9, с. 337–345.

3.      Соломин В. П., Бахтин Ю. К. Кафедре Медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена — 50 лет. /В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин // Безопасность жизнедеятельности, 2012, № 9, с. 48–53.

Основные термины (генерируются автоматически): Гражданская оборона, медицинская помощь, кафедра, педагогический университет, знание, педагогический вуз, студент, дисциплина, Профилактика, будущий педагог.


Похожие статьи

Медицинская кафедра педагогического вуза и её значение в современном педагогическом университете

Психолого-педагогические особенности воспитания студентов педагогического колледжа

Структура и проблемы образовательного процесса студентов лечебного факультета БГМУ

Роль преподавателя физической культуры в образовательном пространстве университета

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных навыков среднего медицинского персонала центральной районной больницы

Физическая подготовка курсантов образовательных учреждений ФСИН: совершенствование физического воспитания и основные свойства

Значение экологического воспитания в процессе преподавания географии в учебных заведениях

Направления совершенствования и инновационного развития учебного процесса в вузе инклюзивного образования МГГЭУ

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Похожие статьи

Медицинская кафедра педагогического вуза и её значение в современном педагогическом университете

Психолого-педагогические особенности воспитания студентов педагогического колледжа

Структура и проблемы образовательного процесса студентов лечебного факультета БГМУ

Роль преподавателя физической культуры в образовательном пространстве университета

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных навыков среднего медицинского персонала центральной районной больницы

Физическая подготовка курсантов образовательных учреждений ФСИН: совершенствование физического воспитания и основные свойства

Значение экологического воспитания в процессе преподавания географии в учебных заведениях

Направления совершенствования и инновационного развития учебного процесса в вузе инклюзивного образования МГГЭУ

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Задать вопрос