Введение. В настоящее время прогрессивные перестройки в мире, развитие информационных и коммуникативных технологий, переход к рыночной экономике, демографические изменения в сфере занятости и охраны здоровья меняют взгляды и отношение мирового и Европейского сообщества, правительств государств и негосударственных организаций на проблемы людей с инвалидностью, как носителей всех прав и основных свобод человека, а также на необходимость того, чтобы эти права были реализованы без каких-либо ограничений и дискриминации.
Одним из условий интеграции инвалидов в социум является возможность получить качественное образование в высших учебных заведениях. Исследования современного рынка трудоустройства показали, что среди инвалидов выпускники ВУЗов имеют на 80 % больше шансов найти работу, чем люди без высшего образования.
Качественное образование молодежи с разными нозологиями зависит не только от внедрения современных технологий в учебный процесс ВУЗа, но и от окружающей среды, в которой студенты с ограниченными возможностями здоровья чувствовали бы себя комфортно.
Физическое воспитание в ВУЗах, как обязательная учебная дисциплина, для студентов с ограниченными возможностями здоровья существует лишь декларативно, а реально — совершенно не ориентирована на выполнение социального заказа — подготовку молодого специалиста, который имеет достаточный уровень здоровья, необходимое физкультурное образование и физическую подготовленность для того, чтобы соответствовать требованиям квалификационной характеристике избранной профессии.
Не так давно основу физического воспитания обуславливал подход, который определял выполнение усредненных, единых для всех, нормативов и требований, что нарушает идею индивидуального развития человека. В более прогрессивных ВУЗах произошла смена парадигмы образования, нацеленной на личностно-ориентированный, деятельный подход, усвоение норм и ценностей культуры, что создает адекватные условия для позитивных сдвигов в социальной и физической сферах индивидуума.
Достижение определенного уровня физического развития человека средствами физической культуры требует оптимальной организации специализированного педагогического процесса. Для студенческой молодежи с ограниченными возможностями здоровья такой подход является единственно верным потому, что многообразие нозологий, сопутствующих нарушений, отсутствие мотивации и потребности в двигательной активности требуют персонального подхода к личности, выбора для нее индивидуального пути физического развития.
В первом в Украине ВУЗе «Открытый международный университет развития человека «Украина»» (Университет «Украина») сформирована интегрированная студенческая среда, целью которой является обеспечение равного доступа к качественному обучению всех членов общества, в частности, людям с инвалидностью.
Конкретные шаги Университета «Украина» направлены на социализацию личности с ограниченными возможностями здоровья, на улучшение качества жизни, наполнения ее новым содержанием, эмоциями, которые обуславливают равноценное общение, обучение, развлечения, отдых и другие формы нормального существования в социуме.
В Университете «Украина» вместе с филиалами в разных регионах страны обучается около 45 тыс. студентов, из них — 1835 — студенты с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 4,5 % от общего числа молодежи ВУЗа. В базовой структуре Университета «Украина» (г. Киев) общее количество студентов составляет 10110 человек, из них 1134 — студенты с нозологиями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (ОДА) и последствиями детского церебрального паралича (ДЦП), с соматическими заболеваниями (СЗ) и с сахарным диабетом (СД), имеющих 1 и 2 группы инвалидности.
Во многих странах мира (Россия, Англия, Канада, США) в правовом поле и в сфере социальной защиты общепринятым есть термин «инвалид», который кроме медицинского диагноза (неработоспособный), несет в себе негативный социальный сенс. В последнее время в отечественных (Украина) правовых документах используются термины: «студенты-инвалиды», «люди с разными нозологиями», «люди с особенными потребностями».
В собственных исследованиях руководствуясь, в первую очередь, особенностями психики и возрастом студентов, мы считаем целесообразным использовать термин «студент с ограниченными возможностями здоровья».
Студент с ограниченными возможностями здоровья — человек, который имеет физические и психические недостатки, которые мешают усвоению содержания учебных программ без предоставления специальных условий для получения образования. Содержание специальных условий представляет собой: специальные учебные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среды жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные, физкультурно-спортивные, физкультурно-оздоровительные и другие виды услуг, без которых невозможно обучение данной категории студентов.
Актуальность и необходимость решения проблемы физического воспитания и спорта молодежи с ограниченными возможностями здоровья объясняется многими причинами:
- увеличение количества молодежи с ограниченными возможностями здоровья из-за ухудшения социально-экономических и экологических условий;
- большинство молодежи с разными нозологиями из-за социальных и физических барьеров лишены возможности реализовать свои способности на уровне со здоровыми людьми;
- состояние здоровья подрастающего поколения в Украине угрожает понижением интеллектуального уровня нации и повышением различных заболеваний;
- Украина принимает участие в Паралимпийских Играх, Дефлимпийских Играх и Специальных Олимпиадах; созданы государственные и общественные организации, детско-юношеские спортивные школы по разным видам спорта и т. д.
В статье представлены результаты научных исследований автора, посвященные проблеме физического воспитания и спорта студентов с ограниченными возможностями здоровья в современном ВУЗе.
Педагогические исследования проводились в Университете «Украина» и в его филиалах (16 филиалов в разных регионах Украины) на протяжении 2004–2013 гг.
Цель исследования — разработать и внедрить в учебный процесс по физическому воспитанию модель физкультурно-оздоровительного и спортивного обеспечения обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в период их пребывания в ВУЗе.
В работе использовались общеизвестные методы исследований, а также личностный и деятельный подход к физическому воспитанию студентов с разными нозологиями (зрения, слуха, ОДА и последствиями ДЦП, имеющих соматические заболевания и больных сахарным диабетом, имеющим 2 и 3 группы инвалидности), обеспечение тесной связи процессов воспитания личностного и физического развития.
В многолетнем педагогическом эксперименте приняли участие 644 студента, имеющие 2 и 3 группы инвалидности, из них: 337 юношей и 307 — девушек с разными нозологиями: зрения — 46 юношей, 39 девушек; слуха — 66 юношей и 57 девушек; опорно-двигательного аппарата (ОДА) — 45 юношей (ОДА) и 45 юношей с ДЦП; 39 девушек с ОДА и 37 девушек с ДЦП; студенты с соматическими заболеваниями — 79 юношей и 87 девушек, с сахарным диабетом — 56 юношей и 48 девушек. Средний возраст исследуемых составил 18,7±6,9 лет.
Результаты исследования. Результаты наших исследований показывают, что обучение двигательным действиям и повышение двигательной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья представляет собою сложный разносторонний процесс, где действуют закономерности как общего, но значительно больше, специального характера. Этот процесс осуществляли на основе конкретных организационно-методических подходов к физическому воспитанию, принципов, правил, научных и методических положений физической культуры.
Структуру физкультурно-оздоровительного и спортивного обеспечения составляют три взаимосвязанных раздела: физическое воспитание и спорт, физкультурное образование и научная работа.
Организационно-методические приемы физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья в разделе «Физическое воспитание и спорт» позволяли получить: 1) психофизическую характеристику студентов и определить уровни здоровья, физического развития, физической работоспособности и физической подготовленности, а также составляющие структуры личности студентов с разными нозологиями: зрения, слуха, ОДА и ДЦП, с соматическими заболеваниями и с сахарным диабетом. Использовались информативные методы исследования: уровень физического здоровья (по методике Г. Л. Апанасенко); уровень физического развития (рост, масса тела, обхват грудной клетки, жизненная емкость легких, задержка дыхания на вдохе, задержка дыхания на выдохе, сила правой и левой кисти, частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое артериальное давление, скорость простой и сложной двигательной реакции.
Уровень физической работоспособности определяли с помощью метода индексов: индекса пропорциональности грудной клетки, индекса массы тела, силового индекса, жизненного индекса, пробы Руфье; уровень физической подготовленности: спортивно-педагогическое тестирование индивидуального уровня развития двигательных качеств и способностей; составляющие структуры личности: типологические особенности нервной системы, самооценка, потребность в достижениях.
На основании анализа полученных данных формировали группы занятий физического воспитания по трем направлениям: занятия в группах общей физической подготовленности и оздоровительного плавания; занятия в спортивных секциях (аэробики, аквааэробики, атлетической гимнастики, арм-спорта, баскетбола, волейбола, спортивной борьбы, футбола, настольного тенниса, спортивного плавания, спортивных танцев, шахмат и шашек) и занятия в системе «Инваспорт».
Студенты, занимающиеся спортом в системе «Инваспорт» освобождены от обязательного посещения занятий физического воспитания, но принимают активное участие в соревнованиях за свой ВУЗ.
2) На основании полученной информации происходила дифференциация средств и методов физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и решались задачи по систематизации эффективных средств и методов физического воспитания с учетом их влияния на состояние здоровья студентов с разными нозологиями, обоснованию объема и интенсивности нагрузки на занятиях физического воспитания.
Моделировались занятия физического воспитания, направленные на обучение двигательным действиям, формирование основных двигательных умений и навыков; повышение двигательной активности; устранение функциональных нарушений в физическом развитии, ликвидацию остаточных явлений после заболеваний, повышение умственной работоспособности и т. п.
При разработке технологии обучения двигательным действиям и повышения двигательной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья учитывали результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых, изучающих средства и методы физического воспитания и спортивной тренировки, формы занятий и этапы формирования двигательной активности человека с особыми потребностями и считаем, что представленный нами выбор допустимым в связи с особенностями как направленности исследований, так и контингента исследуемых лиц.
Технология обучения двигательным действиям и повышения двигательной активности студентов представляет собой целенаправленный педагогический процесс физического воспитания и спортивной деятельности, включающий в себя эффективные средства, методы и методические приемы, адаптированные к нозологиям студентов с особыми потребностями и ее влияние на их уровень здоровья и физическую работоспособность, физическую подготовленность и психическое состояние в процессе всего периода обучения в ВУЗе в единстве образовательной и воспитательной целей и способствующей развитию профессиональных умений и навыков.
Результаты наших исследований показывают, что обучение двигательным действиям и повышения двигательной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья и представляет собою сложный разносторонний процесс, где действуют закономерности как общего, но значительно больше, специального характера.
Этот процесс осуществляли на основе конкретных принципов, правил, научных и методических положений физической культуры.
Использование технологии обучения двигательным действиям и повышения двигательной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом процессе физического воспитания приводит к повышению уровня здоровья, познанию возможностей собственного организма, формированию стойкой мотивации и потребности в систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями разной направленности, привлечению к здоровому образу жизни, подготовке к условиям жизнедеятельности, соответствию требованиям квалификационной характеристике избранной профессии, содействию в самоопределении, самореализации как в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, так и в профессии.
Предлагаемая нами технология имеет ряд преимуществ: она на только в полной мере учитывает ранее выполненные учеными фрагментарные данные относительно физического развития молодежи с особыми потребностями, но и адаптирована к особенностям психофизического состояния студентов с нозологиями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и последствиями ДЦП, имеющих соматические заболевания и сахарный диабет и существующей в Украине нормативной базы, отталкиваясь от которой сформировали направленность и содержание физкультурно-оздоровительного и спортивного обеспечения обучения студентов с особыми потребностями в ВУЗе.
3) С помощью оперативной оценки определяли предрасположенность студентов с разными нозологиями к занятиям физического воспитания преимущественной направленности. Этот подход позволил разработать комплекс показателей для оперативной оценки предрасположенности студентов к выполнению конкретной работы. Проводилось обследование самочувствия, настроения, активности, психомоторики студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Полученные данные дают оперативную информацию о состоянии здоровья и физической работоспособности студентов, позволяющую безошибочно выбрать конкретную модель занятия.
4) Разрабатывались вариативные программы занятий физического воспитания на основании определения уровня психофизического состояния и обоснования содержания занятий и обоснованных методических указаний к ним. Разработаны программы занятий физического воспитания для студентов с разными нозологиями: с низким уровнем физической подготовленности и средним уровнем физической подготовленности.
5) Практические занятия физического воспитания. Решались задачи: содействовать улучшению здоровья, повышению физической подготовленности и возможности реализовать ее в повседневной жизни, развитие компенсаторных функций.
Задачи решались путем выполнения разнообразных физических упражнений и их комплексов с учетом оперативного состояния здоровья студентов с разными нозологиями.
6) Отбор студентов-спортсменов и участие в соревнованиях по видам спорта между факультетами, институтами, филиалами Университета «Украина», во Всеукраинских спортивных играх среди студентов-инвалидов.
Содействовать развитию Паралимпийских и Дефлимпийских видов спорта.
В 2004 году по инициативе автора статьи были организованы Всеукраинские спортивные игры среди студентов-инвалидов. Инициатива была поддержана на государственном уровне: Министерством образования и науки Украины, Национальным комитетом спорта инвалидов Украины, Спортивным студенческим союзом Украины, Украинским центром физической культуры и спорта инвалидов «Инваспорт», Всеукраинской общественной организацией студентов-инвалидов «Гаудеамус».
Во Всеукраинских спортивных играх среди студентов-инвалидов принимают участие студенты с разными нозологиями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и ДЦП всех вузов Украины. Соревнования проходят на спортивной базе Национального центра паралимпийской и дефлимпийской подготовки и реабилитации инвалидов в г. Евпатория (АР Крым).
Ежегодно более сотни спортсменов с ограниченными возможностями здоровья соревнуются в видах спорта: плавании, легкой атлетике, настольном теннисе, шахматах.
Впервые студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность продемонстрировать собственные достижения в спорте, определить приоритеты спортивной деятельности, сформировать потребность в достижении, создать свою интегрированную студенческую среду, в которой они чувствуют себя комфортно и уверенно.
Для студенческой молодежи с ограниченными возможностями здоровья участие в соревнованиях разного уровня — это, прежде всего, наличие общения, расширения круга знакомых и друзей, чувство праздника. Радость победы, горечь поражения значительно активизируют эмоциональную сферу спортсменов, позволяют забыть свою инвалидность.
Формирование спортивного стиля жизни студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществлялось по методическим принципам: дифференциации объема, интенсивности и направленности нагрузки в соответствии от уровня развития психофизических возможностей и состояния здоровья; индивидуализации режимов двигательной активности относительно физическому развитию каждого студента; интеграции познавательной и двигательной деятельности на занятиях физического воспитания, предвидев развитие и проявление познавательных процессов студентов, таких как восприятие, представление, мышление не изолировано, а в контексте с двигательным развитием.
7) Всестороннее обследование психофизического состояния студентов с ограниченными возможностями здоровья с привлечением конкретных специалистов (врачей, психологов).
8) Объективная информация о состоянии здоровья и физической подготовленности студентов с разными нозологиями позволяет вносить коррективы в содержание программ занятий физического воспитания, сравнивать динамику показателей физического развития, здоровья, физической работоспособности, физической подготовленности и психологического состояния на протяжении всего периода обучения в ВУЗе.
Разработана и внедрена в педагогический процесс учебная программа «Физическое воспитание» для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание учебной программы ориентирует педагогический процесс дифференцировано подходить к физическому воспитанию каждого студента с ограниченными возможностями здоровья, учитывая его нозологию. Содержание программы объединяет современные принципы физического воспитания и спортивной тренировки: научности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, наглядности, беспрерывности, постепенности.
Разработанные методические подходы позволяют эффективно решать дидактические задачи на новой организационной основе: путем целенаправленного совершенствования как непосредственно содержания программы, так и механизмов обеспечения, которые способствуют ее реализации (научно-методического, организационного, материально-технического снабжения и финансирования).
Основные учебные формы физкультурной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья: академические занятия по расписанию в группах общей физической подготовки и оздоровительного плавания, где решаются педагогические задачи с преимущественной учебно-оздоровительной направленностью; занятия в спортивных секциях и занятия в системе «Инваспорт».
Теоретический раздел программы по физическому воспитанию студентов с ограниченными возможностями здоровья реализуется в форме лекций, консультаций и индивидуальных занятий. Полученные теоретические знания становятся основой для трансформации мышления личности студента и определяют уровень его потребности в двигательной активности.
Методическая подготовка реализуется, в основном, на практических и индивидуальных занятиях. По отдельным темам проводятся консультации. Основная задача — закрепить методику определения и индивидуального дозирования уровня физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями, приобрести опыт использования двигательной активности для достижения жизненных и профессиональных навыков.
В практическом разделе программы реализуется стратегия дифференцированного подхода к каждому студенту и учебный процесс направлен на улучшение здоровья, устранение ухудшения функциональных отклонений; формирование умений и навыков самостоятельного составления и выполнения комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику здоровья; использование на практике студентами знаний основ теории, методики и организации физического воспитания. Занятия носят выраженную компенсаторную специфику, связанную с повышением резистентности действия стресс-факторов учебного процесса, создания условий для повышения их двигательной активности и расширением коммуникативной сферы.
Для активизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания изменена аттестация — отказ от оценивания уровня физической подготовленности и отдано предпочтение фиксированию личного прогресса соответствующих показателей: уровней физического здоровья и физического развития, физической работоспособности и физической подготовленности, психического состояния; всестороннее стимулирование приобретения специальных знаний, двигательных умений и навыков для самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, поддержание постоянного интереса к ним.
Студенты с ограниченными возможностями, занимающиеся в спортивных секциях отдельными видами спорта и повышающие свое спортивное мастерство за пределами ВУЗа, в системе «Инваспорт», освобождены от практических занятий по физическому воспитанию с условием выполнения зачетных требований в сроки, установленных кафедрой.
Содержание работы в спортивных секциях определяется рабочими программами отдельных видов спорта. В Университете «Украина» проводятся учебно-тренировочные занятия со студентами с ограниченными возможностями здоровья по рабочим программам видов спорта: волейболу, настольному теннису, плаванию, легкой атлетике, спортивной борьбе, шахматам и др. (табл.1).
Объем учебных часов для них не превышает 6 час. в неделю (240 час в год), для квалифицированных спортсменов 8–10 час. в неделю (специальные программы подготовки в системе «Инваспорт»).
Спортивная направленность физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает решение задач формирования разностороннего двигательного потенциала, освоения ними техники двигательных действий, формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности и обязательное участие в соревнованиях разного уровня.
На фоне низкого уровня здоровья студентов с ограниченными возможностями здоровья своевременным стал вопрос об увеличении объема часов на занятия физического воспитания в ВУЗе до 8–10 час в неделю.
Известно, что для минимального обеспечения двигательной активности необходимо 6 час. в неделю, поэтому при обязательных 4 час. в неделю рекомендуем планировать еще 2 час. на дополнительные факультативные занятия (табл.2).
Дифференцированный зачет по физическому воспитанию является обязательной формой итогового контроля и проводится по кредитно-модульной системе оценки.
Во втором разделе «Физкультурное образование» внимание сфокусировано было на формировании системы знаний о физической культуре и спорте через традиционные виды занятий: лекционные, семинарские, методические, практические, консультации. Тематика занятий соответствовала интересам студенческой молодежи с разными нозологиями: роль физической культуры и спорта в жизни студенческой молодежи; средства и методы физического воспитания; методы развития физических качеств; методы обучения двигательным действиям; адаптивное физическое воспитание и спорт; физическое воспитание и спорт при различных заболеваниях и травмах и другие популярные темы.
Третий раздел «Научная работа студентов» осуществляется через студенческое учебно-научное подразделение «Олимпия», сформированное из числа наиболее авангардной молодежи с разными нозологиями.
Студенты под руководством преподавателей кафедры овладевают знаниями и умениями проведения научных исследований, выступают на научных конференциях. Участвуют в разработке индивидуальных карт-схем занятий физического воспитания, программ занятий для самостоятельной работы студентов с разными нозологиями.
Таблица 1
Двигательная активность студентов с ограниченными возможностями здоровья Университета «Украина», % (2004–2013 гг.)
№ п/п |
Виды двигательной активности студентов с разными нозологиями |
Студенты с разными нозологиями: % |
|||||||||||
Зрения |
Слуха |
ОДА |
ДЦП |
СБ* |
СД* |
||||||||
юноши n=46 |
девчата n=39 |
юноши n=66 |
девчата n=57 |
юноши n=45 |
девчата n=39 |
юноши n=45 |
девчата n=37 |
юноши n=79 |
девчата n=87 |
юноши n=56 |
девчата n=48 |
||
1. |
Общая физическая подготовка |
21,7 |
12,8 |
4,5 |
7,0 |
8,9 |
15,4 |
17,8 |
8,1 |
5,1 |
9,2 |
12,5 |
12,5 |
2. |
Легкая атлетика |
17,3 |
12,8 |
12,1 |
12,3 |
13,3 |
7,7 |
8,9 |
8,1 |
11,4 |
11,5 |
- |
- |
3. |
Аэробика |
- |
17,9 |
- |
10,5 |
- |
10,2 |
- |
10,8 |
- |
13,8 |
- |
12,5 |
4. |
Аквааэробика |
15,2 |
12,7 |
10,6 |
17,5 |
8,9 |
15,4 |
13,3 |
18,9 |
8,9 |
10,3 |
12,5 |
16,7 |
5. |
Оздоровительное плавание |
26,1 |
12,8 |
12,1 |
10,5 |
15,5 |
15,4 |
15,5 |
21,6 |
11,9 |
11,5 |
14,3 |
16,7 |
6. |
Спортивное плавание |
8,7 |
10,2 |
10,6 |
8,7 |
13,3 |
10,2 |
11,1 |
8,1 |
12,6 |
9,2 |
10,7 |
8,3 |
7. |
Спортивные танцы |
- |
10,2 |
- |
- |
6,6 |
7,7 |
4,4 |
8,1 |
3,7 |
9,2 |
10,7 |
8,3 |
8. |
Боевой гопак |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7,6 |
- |
- |
- |
9. |
Баскетбол |
- |
- |
6,1 |
10,5 |
- |
- |
- |
- |
5,1 |
6,9 |
8,9 |
- |
10. |
Волейбол |
- |
- |
6,1 |
7,0 |
- |
- |
- |
- |
6,3 |
- |
- |
- |
11. |
Настольный теннис |
- |
- |
12,1 |
8,7 |
11,1 |
7,7 |
8,9 |
8,1 |
11,4 |
6,9 |
12,5 |
12,5 |
12. |
Атлетическая гимнастика |
- |
- |
9,1 |
- |
13,3 |
- |
11,1 |
- |
11,4 |
5,7 |
8,9 |
6,3 |
13. |
Спортивная борьба |
- |
- |
12,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
14. |
Шахматы / шашки |
10,8 |
10,2 |
4,5 |
7,0 |
8,9 |
10,2 |
8,9 |
8,1 |
5,1 |
5,7 |
8,9 |
6,3 |
Примечание: СБ — студенты с соматическими болезнями; СД — студенты с сахарным диабетом.
Таблица 2
Нормативное количество учебных часов и наполняемость групп учебных отделений
Учебные отделения |
Объем в академических часах на неделю |
Объем в академических часах на год |
Количество студентов в группе на одного преподавателя |
||||||||
Обязательные занятия |
Дополнительные занятия |
Всего |
Обязательные занятия |
Дополнительные занятия |
Всего |
||||||
Теоретические |
Практические |
Факультативные |
Консультации ** |
Теоретические |
Практические |
Факультативные |
Консультации |
||||
Теоретической подготовки |
1 |
- |
1 |
2 |
34 |
- |
35 |
69 |
|||
ЛФК |
1 |
4 |
2 |
1 |
7 |
34 |
140 |
70 |
35 |
279 |
1–3 |
ОФП и |
1 |
4 |
2 |
1 |
7 |
34 |
140 |
70 |
35 |
279 |
5–12 |
Оздоровительного плавания |
1 |
4 |
2 |
1 |
7 |
34 |
140 |
70 |
35 |
279 |
5–10 |
Спортивной подготовки |
1 |
6 |
4 |
1 |
11 |
34 |
240 |
140 |
35 |
449 |
12–15 |
Спортивного совершенствования* |
1 |
12–24 |
- |
1 |
14–26 |
34 |
480–960 |
- |
- |
514–994 |
5–15 |
Примечание: * — занятия проходят в системе «Инваспорт»;
** — консультации проводятся еженедельно на кафедре в специально отведенные часы для студентов всех медицинских групп.
Внимание акцентировано на глубоком изучении влияния физических упражнений на конкретную нозологию и разработку рекомендаций по улучшению состояния на основании собственных ощущений. Такой подход наиболее интересен студентам с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, организационно-методическую основу физкультурно-оздоровительного и спортивного обеспечения обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, которая обеспечивает физическое развитие и подготовленность к активной жизнедеятельности и продуктивной работе составляет: теоретическая, научная и практическая подготовка, которая базируется на содержании учебных (обязательных и факультативных) и внеучебных занятий общекондиционного, профессионально-прикладного, психофизического совершенства, спортивной тренировки, физической реабилитации, физических упражнений в режиме дня; дидактическое наполнение, которое предусматривает использование средств и методов физкультурного образования и популярных среди студентов с разными нозологиями систем физических упражнений и отдельных видов спорта: плавания, аквааэробики, легкой атлетики, гимнастики, аэробики, спортивных игр: волейбола, баскетбола, футбола, настольного тенниса; использование комплекса методов мотивации студентов к регулярным занятиям физического воспитания, семестрового зачета, пропаганды физической культуры и спорта, регулярной диагностики физического состояния, ежегодного тестирования физической подготовленности и т. п.
Выводы. Физкультурно-оздоровительное и спортивное обеспечение обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья оптимизирует целенаправленный педагогический процесс, включающий в себя эффективные средства, методы и методические приемы, адаптированные к нозологиям студентов, ее влияние на их уровень здоровья и физическую работоспособность, физическую подготовленность и психическое состояние в процессе всего периода обучения в ВУЗе в единстве образовательной и воспитательной целей и способствующей развитию профессиональных умений и навыков.
Разработанный нами подход имеет ряд преимуществ: он на только в полной мере учитывает ранее выполненные учеными фрагментарные данные относительно физического развития молодежи с ограниченными возможностями здоровья, но и адаптирован к особенностям психофизического состояния студентов с нозологиями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и последствиями ДЦП, имеющих соматические заболевания и сахарный диабет и существующей в Украине нормативной базы, отталкиваясь от которой сформировали направленность и содержание новой технологии физического воспитания и спорта студентов с разными нозологиями в ВУЗе.
Результаты исследований показали, что разработанные организационно-методические подходы к оптимизации физкультурно-спортивной деятельности студентов с разными нозологиями указывают на три основные составляющие педагогического процесса по физическому воспитанию: физкультурное образование (теоретический аспект), физическое воспитание и спорт (практический аспект) и научная работа студентов (теоретико-практический аспект), имеющие свое экспериментально обоснованное дидактическое содержание.
Используя эту модель физического воспитания и спорта студентов с ограниченными возможностями здоровья наблюдаем их полную интеграцию в студенческую среду, где они чувствуют себя более комфортнее, чем в среде себе подобных, то есть морально выравниваются. У студентов меняется отношение к самому себе, проявляющееся в адекватном восприятии, нахождении маскировки инвалидности, борьбы с нею, самопрезентации.
Перспективы дальнейших исследований связаны с поиском инновационных подходов к физическому воспитанию и спортивной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья, влиянием физических упражнений и спортивного стиля жизни на разные нозологии молодежи.