Историко-архитектурные памятники древних городов Узбекистана уникальны, неповторимы и достойно занимают ведущее место среди памятников архитектуры Центральной Азии.
В Узбекистане более 20 исторических городов, каждый из них имеют свою историю, но не всякий из них может быть причислен к «категории исторических». Термин «исторический город» считается условной формой и придает понятию одно из двух значений — или юридическое или фактическое. Юридическое — когда город официально признан ЮНЕСКО, включен в соответствующие правительственные и законодательные документы и в списки городов — заповедников, имеющих историко-культурное наследие. Фактические — это историко-художественные качества города вне зависимости от того, получили они официальное признание или нет. «Исторический город» — это город, имеющий ценные в историческом, художественном и градостроительном отношении памятники, ансамбли и комплексы городской застройки, природные ландшафты, интересные образцы древней планировки, а также культурный слой, представляющий археологическую ценность. Фактически абсолютное большинство наших древних городов удовлетворяют этим требованиям и являются историческими.
Известно, что на территории современного Узбекистана существовало десять основных типов сооружений. Это жилые дома, культовые, гражданские, торговые постройки, лечебные, административные учреждения, учебные заведения, хозяйственные и производственные сооружения и дворцы.
Каждый тип зданий имел соответствующую своему назначению планировочную структуру — сохранившиеся до наших дней памятники являются подлинными произведениями искусства, которые вошли в сокровищницу мировой культуры.
Согласно классификации, представленной в работе [2] архитектурное наследие Узбекистана, сооруженное и сохранившееся в период начала XVIII века и XX веков включало два вида построек: гражданские и культовое зодчество.
К гражданским постройкам отнесены: жилые дома, дворцы, караван-сараи (гостиницы) и бани. В культовое зодчество вошли мечети, минареты, медресе, мемориалы и мавзолеи. Автором проведенных исследований изучены также регионально архитектурно-художественные школы и их своеобразие (общность и отличие).
Следует отметить, что постройки средневекового периода наиболее многочисленны и малоизученны. Изучение их, с привлечением современной технологии и новых оригинальных методик исследования, позволит создать условия для новых потенциальных научных открытий и даст возможность показать уникальность и своеобразие архитектурных форм гражданских и культовых построек для восприятия и созерцания архитектурных шедевров прошедших эпох. Одной из ветвей решения этой проблемы является световая архитектура.
В историко-архитектурных памятниках Узбекистана «световая архитектура» — это по существу новое научное направление, позволяющее с помощью света, как «материала» и «архитектурного средства» решать по-новому многие архитектурно—технические задачи [3].
Приемы и средства световой архитектуры разнообразны. Свет в архитектуре — это творческая проблема. Свет — это архитектурная категория, включающая замысел и воплощение. Различия относительно света становится более очевидным при анализе дневной и вечерней архитектуры.
Известно, что во многих современных развитых зарубежных «жизнь городов» не прекращается с наступлением сумерек — города живут и днем и ночью. Это достигается благодаря искусственному освещению, как средству световой архитектуры, позволяющего в вечернее и ночное время выгодно представить для просмотра творения строителей, зодчих, архитекторов и народных умельцев. Среди культовых сооружений средневековья минареты занимают особое место, как доминирующий атрибут архитектуры Востока. В каждом древнем городе Узбекистана можно увидеть величавые вертикали архитектурных объемов — минареты.
В Узбекистане в вечернее и ночное время, не только можно представить, но и увидеть в наши дни незабываемо запоминающую картинку из «восточных сказок 1001 ночи» — небо, усыпанное яркими звездами, голубые купола, минареты и висячий полумесяц между ними.
Древние города Узбекистана — Бухара, Самарканд и Хива среди городов Центральной Азии поистине являются городами-реликвиями.
Древняя архитектура, культура и искусство зодчества наших предков была настолько высокой, своеобразной и неповторимой, что и теперь пробиваясь через толщу веков, удивляет нас также, как удивляла современников. Одна из основных особенностей зодчества древних городов Центральной Азии — это синтез архитектуры и изобразительного искусства.
Из поколения в поколение передавались секреты художественного оформления жилых, общественных и культовых сооружений Узбекистана.
В научных трудах ряда исследователей при изучении архитектурного наследия зодчества разных эпох, выделены и охарактеризованы регионально-локальные архитектурные школы. При этом исследователи акцентировали внимание только на ярко выраженных школах зодчества Бухары, Самарканда и Хивы.
Из поколения в поколение передавались секреты художественного оформления жилых, общественных и культовых сооружений Узбекистана.
Для разработки световой архитектуры и локальной установки осветительных приборов нами в качестве объектов исследования выбраны минареты в Бухаре в Бухаре, Самарканде и Хиве:
- в Бухаре минарет «Калон» в комплексе с ансамблем мечети «Пои Калон» и медресе «Мири-Араб»;
- в Самарканде минареты площади «Регистан» и мечети «Хазрати-хызр»;
- В Хиве минареты Ичан — Калы: «Абрал-бобо», «Палван-Кари», «Сейид-Шеликер-бай», «Ислом Ходжа», «Джума мечети», «Кальта-Минор», «Бика-джан-бика».
В XV-XVI века плотно строилась общественными и культовыми зданиями над большими и малыми куполами вознеслись вертикали минаретов. В средневекой Бухаре сохранились памятники всех эпох, начиная с IX века и кончая XIX веком. Установлено, что в Средней Азии начиная с IX века строительство велось из нового материала — обожженного кирпича особой формы и цвета: светлоохристых квадратных небольших по размерам плит. Прочный материал давал возможность делать стены тонкими, перекрывать куполами большие пространства, возводить очень высокие, многометровые, изысканно стройные минареты [4].
В планах научных исследований и по архитектурным формам интересным объектом являются минареты древних городов Узбекистана. Минареты обычно строились при соборных мечетях. По размещению в пространстве композиционно выделяются три типа минаретов: отдельно стоящие, встроенные в здание и мезана. Ствол с винтовой лестницей внутри завершается арочным фонарем. Минареты являются составным звеном общественно-культовых центров и выполняют главную цель — призыв к молитве.
Ансамбль Пои Калон целостный архитектурный ансамбль, являющийся наиболее значительным и величественным сооружением Бухары. Ансамбль состоит из 3-х архитектурных сооружений: минарета Калон, мечети Калон и медресе Мири-Араб.
Ансамбль Пои Калон (XII-XVI в. в.) одна из крупных центральных площадей между главными фасадами соборной мечети Калон и медресе Мири Араб. С третьей стороны перспектива площади замкнута минаретов и купольным залом библиотеки. Площадь открыта на одну из оживленных городских магистралей, которая ведет к Токи Заргарон (XVI в., купол ювелиров).
В создании городских архитектурных ансамблей Бухарские зодчие широко использовали прием противопоставления двух лежащих на единой оси зданий, обращенных друг к другу высокими пештаками (высокий портал здания с входной арочной нишей); при этом здания повторялись зеркально, но различно по композиции и, вместе с тем, они взаимно уравновешены. Характерный прием образования площади-ансамбля — это расширение улицы с парным расположением культовых или общественных зданий.
Нами, для исследования разработки световой архитектуры Бухарского минарета Калон как объект взят целостный ансамбль, состоящий из минарета Калон, мечеть Калон и медресе Мири-Араб.
Минарет Калон, вот уже многие столетия знаменитый на весь Восток, уважительно называемый «Большим» или «Великий», является самым высоким сооружением в старой Бухаре. Высота минарета 46,5 метра. Минарет Калон второе по высоте сооружение в Узбекистане (минарет Кутлуг-Тимура в Куня Ургенче, постройки 1321–1326 гг. — один из самых высоких в Средней Азии; высота его составляет 62,5 метра и имеет 145 ступеней винтовой лестницы внутри ствола, ведущей к деревянному фонарю наверху минарета).
Веками на верхнюю площадку минарета Калон по крутой лестнице поднимались четыре муэдзина, для того чтобы исполнить «азан», призывающий к молитве. Минарет Калон уникален, прежде всего, удивительной устойчивостью конструкции, рассчитанной на самые суровые испытания временем. Минарет противостоял разрушительным землетрясениям и горячим ветрам близлежащей пустыни Кызылкум, беспощадной сорокоградусной жаре и холодным зимним стужам, сохранив свою первозданную красоту и величие.
Минарет Калон был одновременно построен вместе с соборной мечетью в 1127 году. После разрушения мечети на ее фундаментах и остатках в начале XV века возвели мечеть Калон. Узкий мостик соединяет крышу мечети с входом в минарет. Винтовая лестница с очень высокими ступенями, темная, едва освещая редкими оконцами, выводит на круговую галерею фонаря. Отсюда раскрывается вид на город и далекие окрестности. Фонарь служил также военным наблюдательным пунктом. Минарет очень наряден, в его облицовке из обожженного кирпича рисунок орнаментальных поясов не повторяется. В середине находится терракотовая надпись с указанием даты строительства. Расположение декора кольцами облегчало подгонку узоров и правильность их выкладки на конусовидном стволе минарета.
Минарет Калон — это архитектурный символ города. Но в эмирской Бухаре он был еще и символом религии и власти, с его вершины не только призывали на молитву, но и сбрасывали приговоренных к казни.
Минарет Калон имеет двойника: недалеко от Бухары в Вабкенте в середине XII века был построен похожий минарет. Это более стройная кирпичная башня высотой 39 метра.
Вабкентский минарет также, как и минарет Калон, увенчан изящным арочным строением, называемым по аналогии с точками фонарем («минарет» происходит от арабского слова «манара» — место возжигания огня, маяк).
Своими масштабами и гармоничностью это два бухарских минарета на века определили значение и статус минаретов в Среднеазиатской архитектуре, как необходимых символов исламской культуры.
Мечеть Калон (1515 г.) — соборная или пятничная мечеть Калон считается одной из древнейших в Средней Азии и второй по величине после мечети Биби-Ханым в Самарканде. Соборная мечеть — это лицо города. Она способна вместить все мужской население. 288 куполов мечети опираются на массивные столбы. Анфилады арок образуют красивые перспективы из любого места в галерее. Поднятый на барабан внешний купол зала один из самых массивных и высоких в Бухаре. Его силуэт с неизмененным гнездом аистов на вершине виден издалека. На входном портале выполнены изразцовые облицовки.
Медресе Мири-Араб некогда было знаменито во всем исламском мире как одно из лучших учебных духовных мусульманских заведений. Медресе было одним из самых больших и благоустроенных. В медресе сто одиннадцать просторных худжр, каждая из которых состояла из маленького вестибюля жилой комнаты с нишами шкафами, хозяйственной коморки. Просторные айваны служили летними аудиториями. Место большой дарсханы по главному фасаду заняла усыпальница основателя и строителя медресе. Ее интерьер самый красивый в здании. В убранстве медресе впервые применено сочетание белых ганчевых штукатурок и выставок из глазурованной мозаики. Тонкие мозаичные облицовки главного и дворовых фасадов выполнены в лучших традициях XV века.
Самаркандская архитектурная школа зодчих создала два типа минаретов: атипичные и типичные. К атипичным минаретам относятся минареты площади Регистан. Площадь Регистан является самым известным памятником старины, благодаря расположенному на ней удивительному архитектурному ансамблю XV-XVII веков, центром которого являются медресе Улугбека (1417–1420), медресе Шердор (1619–1636) и медресе Тиля кари (1646–1660). Ансамбль из трех медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними постройками Самарканда включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Композицию главного фасада медресе Улугбека определяет монументальный портал с обширной стрельчатой аркой с устремленной ввысь минаретами по бокам. Особенно эффектно мозаичное панно над входной аркой, имитирующее стилизованное звездное небо.
Композиционная застройка медресе Шер-Дор строго симметрична. Допущено, что для определения габаритов и пропорций медресе и их архитектурная трактовка идентичны. Высота минаретов ансамбля площади Регистан составляет 32,5 метра при диаметре площади основания равной 4,1÷4,15 метра. Атипичность минаретов заключается в отсутствии на верху арочных проемов фонарей. Минареты служили украшением и дополняли гармонию, красоту и величие монументальных фасадов и порталов медресе Улугбека и Шер-Дор.
Надо отметить, что зодчие своего времени достаточно хорошо владели знаниями о параметрах, необходимых для строительства таких сооружений — размерами, пропорциями, соотношением, сейсмостойкостью и др.
Вершина минаретов завершена и оформлена терракотовой лепкой, покрытая майоликой, мозаикой и расписана растительными орнаментами. Минареты медресе Улугбека и медресе Шер-Дор облицованы глазурованной кирпичной кладкой. Диагональное развитие геометрического орнамента минаретов усиливает ощущение динамической устремленности ввысь.
Игра цвета, красок в виде различных рисунков радует, удивляет и невольно заставляет восхищаться творениями и трудами зодчих создавших этот шедевр. Пространственная организация ансамбля площади Регистан, пропорции ее архитектурных объемов идут от лучших образцов XIV-XV веков и отражают преемственность градостроительных и эстетических концепций периода расцвета Самаркандской архитектурной школы, принятых и развитых затем Среднеазиатскими зодчими XVII века [5].
Минарет мечети Хазрати-Хызр является типичным минаретом, который был построен среди жилых кварталов города Самарканда. Минареты Самаркандской школы зодчества XVIII- начала XX веков невелики по высоте. Обычно, это отдельно стоящие объемы с цилиндрическим или призматическим стволом и арочным фонарем, перекрытым ребристым куполом. Для минарета мечети Хазрати-Хызр характерным оформлением является граненный купол. Высота большинства самаркандских минаретов не превышает 9÷12 метров при диаметре площади основания 1,5÷2,5 метра. Минарет Хазрати-Хызр облицован глазурованными плитками, с зарисовкой разных орнаментов. В объемной композиции зодчими найдены изящные формы и хорошие пропорции.
Мечеть Хазрати-Хызр неоднократно перестраивался и подвергался реконструкции. В 1919 году возведены портал, ребристый купол и восточный минарет. С большим мастерством выполнены ребристые купола разных размеров. Яркий солнечный свет, проникающий через стрельчатые проемы, освещают изящный рисунок растительного орнамента купола. Рельефные полукруглые жгуты купола, сходящиеся в зените, контрастируют с основным узором барабана купола.
Мечеть Хазрати-Хызр считается покровителем путешественников. Мечеть выстроена на высоком естественном косогоре, на распутье магистральных дорог, как бы встречая и провожая путников. Дороги от нее ведут — одна в Ташкент, а другая в аэропорт. Живописное сочетание различных орнаментов по всему объему мечети — айвану, дарвазаханы и вертикали стройного минарета подтверждает, что традиции создания выразительных архитектурных ансамблей не были утрачены.
Минареты Хивы. Хива — наиболее «многоминаретный» город из всех исторических древних городов Узбекистана. В создании неповторимого силуэта Хивы исключительная роль принадлежит минаретам, возносящимся в небо вертикалям, отмечающим места больших общественных центров. Хивинские минареты представляют собой монолитные композиции, увенчанные сталактитовым карнизом. Минареты Хивы отличаются очень существенно от минаретов Бухары и Самарканда. Венчающий их арочный фонарь архитектурно выделен и не нависает над стволом, а находится внутри него и обнаруживается только небольшими арочными проемами, отсюда их особая стройность. Стволы минаретов украшают цветные декоративные пояса. При этом, как бы ни были они многочисленны, ни один минарет не похож на другой: зодчие находили в каждом случае тонкие изыски в пропорциях, силуэте и архитектурном убранстве. Доминируя над городом, они подчеркивают композиционную ось города и создают выразительный силуэт. Их ритм в Хиве отсчитывает крупный построечный модуль: минареты следуют сквозь Дишан-Калу и Ичан-Калу с интервалом ровно 200 метров. При подъезде к городу с Востока, в пролете ворот Кой-Дарваза, улавливается в едином кадре вся их цепочка: Абдал-бобо, Палван-Кари, Сеид-Шеликер-бай, Ислам-Ходжа, Джума, Кальта-Минор, Бика-джан-бика [6,7].
Минарет комплекса Абдал-бобо — расположен в восточной части Дишан-Калы, между воротами Палван-Дарваза и Кой-Дарваза. В комплекс входит крупная квартальная мечеть с минаретом, построенным в XIX веке. Минарет небольшой, но выразительный по форме, с резко сокращающимся по толщине припухлым стволом, увенчанным изящным карнизом — шарафа. Высота минарета до 10 метров, диаметр основания 3,2 метра.
Минарет Палван-Кари построен в 1905 году рядом с одноименным медресе, крупным хорезмским купцом Палван-Кари. Это один из самых монументальных минаретов в Дишан-Кале, воспринимаемый в одной перспективе с цепочкой минаретов Ичан-Калы, следующих с востока на запад. Высота минарета 10 метров, диаметр основания 3 метра.
Минарет комплекса Сеид-Шеликер-бай сооружен в 30–40 годах XIX века. Он один из самых старых в Хиве. Комплекс расположен за восточными воротами Ичан-Калы Палван-Дарваза в Дишан-Кале. Минарет — один из главных градостроительных ориентиров Хивы, стройной конической формы — стоит между мечетью и медресе Сейид-Шеликер-бая. Высота минарета 24 метра, диаметр основания 4 м.
Минарет Ислам-Ходжа — был построен визирем одного из последних хивинских ханов — Исфендияра, Ислам-Ходжой, в 1910 году и увенчал собою ансамбль Ичан-Калы. Это самый высокий минарет в Хиве. Ствол его сильно суживается к верху, и от этого он кажется еще выше. Этот эффект усиливают горизонтальные пояса глазурованной облицовки. Высота минарета 44,5 метра, диаметр основания 9,5 метров (он на один метр ниже минарета Калон).
Минарет Джума — мечети — самый древний в Хиве, возведен при строительстве мечети Джума в конце XVIII века крупным ханским чиновником Абдурахманом Михтаром на месте разрушенного минарета XVIII века. Минарет отмечает место соборной мечети на перекрестке двух главных магистралей города. В отличие от других минаретов Хивы он почти не украшен. Высота минарета 33 метра, диаметр основания 7 метров.
Минарет Кальта-Минор — расположен перед главным фасадом медресе Мухаммед Аминхана. По сведениям хивинского историка Муниса, он остался недостроенным из-за смерти хана в 1855 году. По замыслу минарет должен был быть самым грандиозным во всем мусульманском Востоке. Это единственный в Средней Азии минарет сплошь покрытий наборами из глазурованных кирпичей и майолики. Минареты и медресе Мухаммед Аминхана завершают композиционное оформление площади у западных ворот крепости Ичан-Кала. При диаметре основания 14,2 метра высота его могла достигнуть 70–80 метра. Высота минарета 26 метров.
Минарет комплекса Бика-джан-бика — был построен в 1894 году перед фасадом медресе. Комплекс воздвигнут около почитаемого мавзолея Шо-Каландар-бобо, размещенного на огороженном участке. Загородного кладбища в Дишан-Кале, близ ворот внутреннего города — Ата-Дарваза. В памяти старожилов сохранилось имя мастера — строителя, усто Авула. Минарет — один из крупных в Хиве, с характерной выразительной формой. Высота минарета до 20 метров, диаметр основания 6 метров.
Фрагменты минаретов Узбекистана, рассмотренных как объекты исследования показаны на рис 1.
Минареты Бухары, Самарканда и Хивы зрелищно красивые и неповторимые при ярком солнечном освещении, как реликвии сооружения древних городов вдохнув в них палитру нового воплощения средствами искусственного освещения и элементов световой архитектуры.
Исследование, обобщение и рекомендация световой реконструкции с локальной установкой осветительных приборов представлены в таблице.
Архитектура Средней Азии, в особенности древних городов Узбекистана, рассчитана на длительное созерцание и постепенное познавание. В первую очередь они воздействуют своими объемами, силуэтами, построенными на контрасте вертикалей порталов, куполов и минаретов.
Рассмотренные нами, с точки зрения световой архитектуры, регионально сохранившиеся минареты, как культовые постройки прошлых эпох, имеют ярко выраженные локальные особенности, придающий памятника самобытный, узнаваемый характер. В созданных произведениях зодчих сохранилось вдохновение и дух, дошедших до наших времен, в которых неизменно видно и присутствуют — польза, прочность и красота.
Рис. 1. Фрагменты минаретов Узбекистана
Таблица
Место локальных установок некоторых современных осветительных приборов для освещения минаретов и комплексов Бухары, Самарканда и Хивы
№ п/п |
Осветительные приборы и приемы освещения |
Типы осветительных приборов или их аналоги |
Характеристика локального объекта освещения |
1 |
Заливающее или локальное освещение прожекторами разной мощности (холодно-белого света или тепло-белого света), с приемом повышения яркости снизу вверх. |
Прожектора МГЛ разной мощности или светодиодные прожектора типа «Колор -Люкс» |
Стволы минаретов: в Бухаре: минареты Калон», Вабкентский; в Самарканде: по два боковых минарета, медресе Улугбека и Шер-Дор; мечети Хазрати-Хызр; в Хиве: Абдал-бобо, Палван-Кари, Сейид-Шеликер-бай, Ислом-Ходжа, Джума мечеть, Кальта-Минор, Бика-джан-бика. |
2 |
Светодиоды разных цветов |
RGB |
Периметры основания минаретов Бухары, Самарканда и Хивы |
3 |
Акцентное освещение светодиодными светильниками средней и малой мощности |
«Акцент RGB», DU-6, DU-12 |
Галерея фонаря минаретов Бухары, Самарканда (Хазрати-Хызр) и Хивы |
4 |
Контурное освещение |
Светодиодные линейки серии «Фасад» |
Горизонтальные орнаментальные пояса минаретов (Калон, Вабкент, Ислом-Ходжа, Сейид-Шеликер-бая, Кальта-Минор и другие) |
5 |
Светодиоды |
LED |
Терракотовая надпись даты постройки минарета Калон (середина по высоте минарета) |
6 |
Фоновое освещение с мощными светодиодными прожекторами |
серии «Dragon» |
Порталы мечети Калон и медресе Мири-араб, Улугбека и Шер-Дор |
7 |
Световые фасады, локальное освещение |
одноцветное или КGB |
Фасады мечети Калон и медресе Мири-Араб, мечети Хазрати-Хызр и медресе Улугбека и Шер-Дор |
8 |
Цветодинамика. Силуэтное освещение, прожекторы. Метод освещения с синтезом цвета |
Power washer RGB |
Купола медресе Мири-Араб, Улугбека, Шер-Дор и Тилля Кари |
9 |
«Маркировочное» освещение дорожек с помощью встроенных в грунт светильников; ландшафтные светильники-столбики |
Nautic square, V2A Mini Fxood; ДРЛ низкого давления |
Дорожки, ведущие и соединяющие: минарет Калон с мечетью Калон и медресе Мири-Араб; соединяющие медресе Улугбека, Шер-Дор и Тиля- Кари; цепочку минаретов от Абдал-бобо до Кальта-Минор и Бика-джан-бика |
Литература:
1. Салимов А. М. Сохранение использование памятников архитектуры Узбекистана. Ташкент: Издательство «Фан» Академии наук Республики Узбекистан, 2009 г., 287 с.
2. Азимов И. М. Архитектура Узбекистана XVIII нач — XX вв. Традиции и локальные особенности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры. Ташкент, 1999 г.
3. Камалова Д. З. Основы формирования и принципы комплексного решения световой архитектуры архитектурных памятников и ансамблей исторических городов Узбекистана. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Ташкент, 2012 г.
4. Средняя Азия. Архитектурные памятники IX-XIX веков (фотоальбом). Москва: Издательство «Планета», 1985 г.
5. Самарканд (фотоальбом). Ташкент: Издательство литературы и искусства «Музей под открытым небом», 1986 г.
6. Хива (Альбом). Ташкент: Издательство литературы и искусства «Музей под открытым небом», 1982 г.
7. Хива. Ташкент: «Узбекистан», 1994 г.