С помощью различных педагогических и методических средств учитель облегчает активное усвоение языка: подбирает посильный для данного возраста учебный материал, использует различные методы обучения, организует занятия в системе, которая направляет внутренние и внешние действия учащихся так, чтобы они поняли, запомнили материал, практически овладели им (искусственная речевая среда).
При выборе методов и приёмов учитывается содержание программы и других руководящих документов, специфика понятий, которые нужно сформировать при обучении.
В этом плане рассматриваются любые элементы звучания: движение речи, остановка в ней, усиление отдельных звуков, понижение и повышение голоса при произнесении слов или всего предложения.
При обучении младших школьников выразительности речи и чтения необходимо соблюдать постепенность, последовательность, памятуя о комплексности задачи и сложности её выполнения.
Для того, чтобы измерить начальный уровень овладения учащимися средствами выразительности речи, осознанности чтения провела диагностику.
В исследовании участвовало 8 учеников 2 класса. Получила следующие результаты:
на низком уровне развиты практические навыки по технике речи;
несоблюдение норм орфоэпии;
неправильное дыхание, неясная дикция.
По логике чтения слабое владение шестью рычагами (громче — тише, выше — ниже, быстрее — медленнее), неумелое использование логических пауз, постановки логического ударения.
По эмоционально — образной выразительности частое отсутствие сопереживания герою, несоблюдение психологических, начальных и финальных пауз.
Такие результаты, видимо, связаны с особенностями развития учащихся, у некоторых из которых присутствует нарушение фонематического слуха. В связи с этим работа со средствами выразительности речи намного усложняется.
Учащиеся должны прийти к мысли и к выводу, что выразительно прочитать — это значит подать голосом идею и тему произведения.
Причём далеко не каждый ученик способен подобрать сразу тональность произведения и выразить её в голосе. Над этим приходится работать.
По методике М. А. Рыбниковой разработаны упражнения для обучения выразительному чтению. Она утверждает, что данные упражнения должны воспитывать внимание к звуку, к слову, к предложению, к абзацу, воспитывая чёткость голоса, чуткость и ясность, и требовательность слуха. Кроме уроков всестороннего анализа текста, необходимо уделять время на специальные занятия техникой произношения. В своей работе я систематически уделяю время (3–5 минут) речевой гимнастике.
Речевая гимнастика направлена на решение нескольких задач: совершенствование чёткости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приёмов выразительности чтения.
Речевая гимнастика проводится в течение 3–5 минут (можно до 10 минут) в зависимости от целевой направленности и характера упражнений. В отдельных случаях, когда упражнения речевой гимнастики можно сочетать с материалами изучаемого текста, она как отдельная структурная часть урока не проводится. Также я практикую упражнения на подготовку «себя» (своего речевого аппарата) к чтению.
В данный комплекс входят:
- организация корпуса и освобождение мышц;
- активизация кисти руки, ушных раковин, общий массаж «маски» лица, разминка для глаз, носа.
Упражнения, целью которых является умение дышать через нос.
Упражнение на подготовку речевого аппарата.
Ребята такие упражнения выполняют с удовольствием. Этот вид упражнений проводится мною работе с классом, начиная с первого года обучения.
В речевой разминке (пятиминутке) использую «жужжащее» чтение. Все дети читают текст вслух, используя средства интонационной выразительности, а консультанты 2 -3 ученика слушают их чтение. В итоге каждый из консультантов даёт советы учащимся своего ряда по итогам чтения. Все ученики ждут урока, когда они станут консультантами (помощниками учителя).
Для того, чтобы ученики научились выделять главные «нужные» слова, можно использовать как скороговорки, так и пословицы, поговорки и прочие афористические изречения.
Проворонила ворона воронёнка.
Книга — лучший друг.
Усложняю задание. Прочитать так, чтобы логическое ударение было на первом слове, затем на втором и третьем. Какой вариант прочтения, уточняем вместе.
Работа с чистоговорками способствует развитию творческих способностей учащихся.
По образцу ученики самостоятельно придумывают свои чистоговорки, порой очень весёлые.
Например: Лы — лы — лы — любим мы каникулы.
Об — об — об — провалились мы в сугроб.
Ех — ех — ех — любим мы весёлый смех.
Так как были выявлены трудности реализации учащимися интонационной выразительности речи, применяю в работе следующие упражнения.
Прочитать разные по эмоциональной окраске предложения, стараясь голосом передать восторг, удивление, сожаление, радость, и т. д.
Эти строки читаются спокойно с любовью:
Чудная картина, как ты мне родна.
Эти строки — с чувством сожаления, с вопросительной интонацией в голосе:
Улетели сегодня стрижи…
А куда улетели скажи?
Такое задание предлагалось в начале учебного года, сейчас учащиеся уже работают не с отдельным предложением, а с текстом стихотворения, рассказа, сказки.
Для совершенствования интонационной выразительности усложняю работу по расстановке логического ударения (подготовка партитуры), работаю с текстом стихотворения. Приучаю учащихся не только слышать логические ударение (подчёркивать в тексте), а также давать их голосом.
Уже во втором классе провожу несложные упражнения по определению и расстановке пауз. Учащиеся работают преимущественно на простом предложении, используется текст стихотворения, в котором пауза подчёркивается преимущественно концом строки.
Постепенно учащиеся учатся выполнять разметку текста для чтения, показывая при помощи условных обозначений паузу, логическое ударение, повышение и понижение голоса.
Обучая читать стихи и мерно останавливаться, чувствовать объём строки (предложения), мы воспитываем в детях чувство ритма. Это одна из задач выразительности чтения.
Проводим в классе конкурсы чтецов, ребята участвуют с удовольствием. Ученица 2 класса занимает 2 место среди учащихся начальных классов.
Совершенствуя выразительность речи, систематически работаю над чтением по ролям. Эта система чтения создаёт большое музыкальное богатство, позволяет подать каждую часть новыми голосовыми средствами. Под влиянием симфонического звучания текста исполнение у отдельных учеников становится более выразительным. Чтение по ролям часто переходит в инсценирование отрывков из произведения.
Для проверки осознанности чтения, т. к. были выявлены такие трудности в начале исследования, практикую чтение про себя. Такой вид чтения развивается постепенно и только к концу 4 класса должен быть хорошо и качественно сформирован.
Переход от чтения вслух к чтению про себя тесно связан с этапом «жужжащего», тихого чтения, который является следующей ступенью к формированию этого сложного навыка.
Очень важно научить детей понимать прочитанный текст.
Понимание текста зависит от многих факторов: способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранить в памяти текст, уметь сравнить, и т. д.
Я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает 1–2 абзаца своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются — другой ученик читает следующие два абзаца.
Цель данного упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия.
Успешное обучение чтению предполагает необходимость определенной подготовки и, прежде всего, воспитания у читателя навыков так называемой пластичности в работе с текстом. Она заключается в умении читающего легко и быстро переключаться на разные режимы чтения — от замедленного к ускоренному и наоборот.
Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”. Учащимся очень нравятся эти упражнения.
“Игра в прятки”
Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
“Мнимое слово”.
Цель: развитие внимания.
Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.
Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись.
Также я практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.
В связи с тем, что были выявлены трудности беглого чтения, использую упражнение «Чтение навстречу».
Задание: прочитайте предложение: сначала первое и последнее слово, затем второе и предпоследнее и т. д. Учащиеся слушают с установкой: «Какие средства выразительности использованы при чтении?» Учащиеся уже могут назвать следующие три средства выразительности: соблюдение пауз, силы голоса (понижение или повышение), выделение голосом главных нужных слов, логическое ударение, темп.
Для отработки мимики, подготовки речевого аппарата использую в своей работе схематические рисунки «Мимические маски».
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, задания на уроках дифференцируются с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. В учебные занятия включен материал разной степени сложности — от необходимого минимума до возможного максимума. Дидактические игры, игровые упражнения являются не только формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных процессов и коммуникативных способностей.