Трудовая миграция молодежи — важный показатель изменения трудового потенциала. Исследование этого вопроса становится все актуальнее в условиях социально-экономических преобразований и формирования рыночной экономики. В статье рассмотрены особенности трудовой миграции молодежи, ее значительный вклад на формирование трудового потенциала региона. С учетом влияния миграции определены некоторые пути эффективного использования трудового потенциала республики, механизмы его формирования.
Ключевые слова: трудовая миграция; трудовой потенциал; молодежь; миграционные потоки; миграционная политика.
На данный момент существует множество вариантов толкования категории трудовой потенциал. Это определяется сложностью понятия и прогрессирующей ролью человека в социально-экономическом развитии различных территориальных образований. Трудовой потенциал — система качественных и количественных характеристик носителя этого потенциала. При этом в качестве носителя может выступать как один работник, так и трудовые ресурсы изучаемой территории. [1] Количественная сторона трудового потенциала представляется демографическими характеристиками трудовых ресурсов: численность населения в трудоспособном возрасте, число занятых и безработных, естественное и миграционное движение. [1] Совокупность различных социальных, экономических и культурных возможностей региона составляет его притягательность, направляющая в этот регион миграционные потоки трудовых ресурсов.
Можно представить две группы факторов [1],определяющих миграционные процессы: экономические и социально-психологические.
В экономические факторы входят:
1) относительный уровень доходов в регионах, как правило, миграция происходит в регионы с более высокой заработной платой, нежели была прежде;
2) стоимость затрат на переезд для мигрантов и их семей, которые включают не только транспортные затраты, а также затраты на обустройство, в которые входят затраты на поиск и оплату нового жилья;
3) возможности региона, куда прибывают мигранты абсорбировать их, то есть предложить жилье, возможности пользоваться социальной инфраструктурой и сервисом;
4) уровень дохода мигрантов и располагаемые сбережения, благодаря которым будет возможность покрыть расходы на миграцию;
5) существовани гибкой конкурентной экономики, особенно по отношению к географическим рынкам труда.
К социально-психологическим факторам могут быть отнесены:
1) институциональные условия, дающие гарантию свободы перемещения и выбора места жительства и работы;
2) издержки на миграцию социального характера, которые оцениваются в денежном выражении как разницу в потенциальных доходах, из-за которых мигрант собирается оставить свое прежнее место жительства;
3) половозрастной состав мигрантов, семейное положение и состав семьи, образовательный уровень, которые определяют миграционную подвижность населения;
4) имеющиеся данные о принимающем регионе относительно возможностей получения работы, решения социальных вопросов;
5) психологическая готовность потенциальных мигрантов к смене места жительства, работы и окружения. [1]
По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2013 года численность постоянно проживающего населения в Башкортостане составила 4062,3 тыс. человек, что на 2,8 тыс. человек, или на 0,11 % ниже уровня предыдущего года. Это объясняется уменьшением численности населения республики в 2012 году, из-за миграционной убыли населения, которая составила за январь-декабрь 2012 года 8,9 тыс. человек. Миграционный прирост наблюдался в 4 городских округах (г.Уфа, г.Кумертау, г.Октябрьский, г.Стерлитамак) и 7 муниципальных районах Башкортостана. [6]
Миграционный обмен между регионами России, объем мигрантов, прибывших из стран СНГ и Балтии, оказали существенное влияние на результаты миграции в республике. На территории России убыль населения составила 11,7 тыс. человек. Сальдо миграции с зарубежными странами продолжало оставаться положительным и составило за этот период 2,8 тыс. человек. [4] За 2012 год структурными подразделениями УФМС России по Республике Башкортостан на миграционный учет поставлено 107210 (+14072 или +15,1 %) иностранных граждан и лиц без гражданства из 116 государств дальнего и ближнего зарубежья. Из общего числа иностранных граждан поставлено по месту жительства на миграционный учет — 4229 (+848 или +25,3 %), по месту пребывания 102971 (+13214 или 14,7 %). Основную часть мигрантов, прибывших на территорию республики, составляют граждане стран с безвизовым въездом — 76360 (+11340 или +17,4 %). Из стран с визовым въездом (дальнее зарубежье, страны Балтии, Грузия, Туркменистан) прибыло 11196 (+1158 или +11,4 %) иностранных граждан. Снято с миграционного учета 64935 (+6401) иностранных граждан, из них: по месту пребывания — 63868 (+5640), по месту жительства — 1066 (+760). Самое большое количество граждан прибыло из стран СНГ, таких как Узбекистан (48161 или 55,0 %), Таджикистан (8864 или 10,2 %), Азербайджан (5952 или 6,8 %), Казахстан (5379 или 6,1 %), Армения (4167 или 4,8 %), Кыргызстан (2474 или 2,8 %), Украина (1156 или 1,3 %).Также мигранты прибывали из стран дальнего зарубежья — это граждане Германии (1416 или 1,6 %), Турции (1255 или 1,4 %), Вьетнама (1110 или 0,1 %), Сербии (751 или 0,9 %), Китая (500 или 0,6 %), Италии (394 или 0,4 %), США (401 или 0,5 %), Чехии (236 или 0,3 %). [4] Миграционный приток в Россию за 2012 год представлен на рисунке 1.
Рис.1 Миграционный приток в Россию за 2012 год
Молодой человек, всерьёз задумывающийся о дальнейшей судьбе и карьере, зачастую сталкивается с проблемой трудоустройства на рынке рабочей силы. Молодежь является специфической статусной группой, которая составляет фундамент трудового потенциала региона. По данным Минтруда РБ на 1 декабря 2013 года за 11 месяцев 2013 года безработными признаны 45663 человека. Из их числа весомую долю составляют молодежь в возрасте- 16–29 лет (20 %). [4]
В перспективе ситуация усугубляется по следующим пунктам:
1. Если говорить о внешней миграции имеет место большой наплыв неквалифицированной рабочей силы, в этой связи могут возникнуть межэтнические преступные группировки и соответственно также на их основе конфликты (многие регионы уже столкнулись с данной проблемой). В пример можно привести массовые беспорядки на межэтнической почве в московском районе Западное Бирюлево. Стихийные митинги прошли в октябре 2013 года, в нём принимало участие около 6000 человек [3]. Собравшиеся, требовали закрыть расположенную в Бирюлево овощную базу, на которой работает огромное количество иностранных рабочих, а также потребовали ужесточить миграционное законодательство;
2. Отсутствие желания эмигрантов адаптироваться с местным население и культурой;
3. Отток молодого населения из малых городов РБ, Выезд из республики молодых и квалифицированных рабочих кадров. Обучаясь в московских, петербургских вузах выпускники предпочитают не возвращаться в родные города Башкортостана. Предприниматели в погоне за дешевой рабочей силой не берут молодежь Башкортостана на работу. Соответственно, молодое поколение уезжает в города с большими возможностями, где можно найти приличную работу и достойный заработок. В списке привлекательных городов Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Сочи и Краснодар;
4. Все сильнее назревающий кадровый голод высококвалифицированной рабочей силы в республике, из за оттока населения;
Эти данные приведены для того чтобы акцентировать внимание общественности на проблемах, которые в первую очередь влияют на качество и численность квалифицированной молодой рабочей силы в реальном секторе экономики Российской Федерации и Республики Башкортостан, что в последствии можно считать как реальные и потенциальные потери для валютно-финансовой и научно-технической безопасности страны.
Когда же речь идет о высококвалифицированных молодых умах Башкортостана, только окончивших ВУЗы, можно выделить основные причины, которые заставляют покинуть родной край. Это трудности при устройстве на работу, низкие заработные платы по специальности на родине, препоны в приобретении жилья. Для многих Москва и Санкт-Петербург — это как аналог американской мечты, в которой воплощаются иллюзии о том, что стоит лишь приложить малейшие усилия и можно добиться всех высот. Часто речь идет о цепной реакции, когда отъезд одного вызывает подобную реакцию и у других, один поселившийся в мегаполисе сманивает других.
Также существует тенденция массовых отъездов абитуриентов Башкортостана в связи с введенной системой «Единого государственного экзамена». ЕГЭ позволяет многим нашим студентам поступать в самые разные учебные заведения нашей страны. В связи с этим происходит «утечка мозгов» в Москву, Санкт-Петербурге и др. Власти Республики Башкортостан чтобы прекратить подобную «утечку», обещают поддержку всем вернувшимся выпускникам столичных вузов в жилье, работе и заработных платах [7]. Создание прямого моста между молодыми специалистами, работодателем и государством — это задача, при решении которой Республика Башкортостан приобретет мощную инновационную экономику и производство, где, по сути, венцом является молодёжь.
Таким образом, целями регулирования миграционных процессов в Республике Башкортостан являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития региона, национальной безопасности в Республике. Также стоит задача удовлетворения потребности растущей экономики в трудовых ресурсах, рационального размещение населения на территории региона. [2] Приоритетными направлениями в области молодежной политики Республики являются вовлечение молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, оказание помощи молодежи и молодым семьям, создание условий для самореализации подрастающего поколения.
В 2012 году в Башкортостане в Государственное автономное учреждение «Республиканский центр содействия трудовой занятости молодежи» и его представительствах в поисках работы обратились 21,3 тыс. человек, из них — 7,4 тыс. несовершеннолетних. За данный период трудоустроено 4,9 тыс. молодых людей, из них на постоянную работу — 1,8тыс. человек, на временную — 3,1 тыс. человек [2].Успешной формой экстренного поиска вакансий для молодых лиц, временного и постоянного трудоустройства стало проведение специализированных ярмарок вакансий, республиканских акций «Работу молодым!», «Кадровый перекресток». Претворение в жизнь подобных акций позволяет уменьшить число безработной молодежи в Башкортостане, сформировать условия для реализации трудовых инициатив молодежи, проинформировать молодежь о деятельности государственных органов и учреждений по обеспечению занятости. Прослеживаются большие сдвиги в молодежной политике Республики. В ходе работ круглого стола Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан рассматриваются вопросы «Инновационного потенциала молодежи республики». Организовываются конкурсы на молодежные проекты, победители которых получают гранты. Свои работы там защищают такие союзы как ««Пионеры Башкортостана», молодежная общественная организация «Культурное наследие Башкортостана», добровольческое движение «Вместе», Республиканский центр реализации творческих инициатив молодежи, общественная организация студентов РБ «Айсек-Уфа», Штаб студенческих трудовых отрядов Башкортостана и другие. Подобные конкурсы помогают реализовать потенциал молодежи, происходит обмен информацией между общественными и государственными структурами, и это большая возможность использования инновационного потенциала молодежи для решения общественно-политических и экономических вопросов Башкортостана.
Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ и ее положение в обществе и степень участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. По нашему мнению, необходимо стимулировать рост внутрирегиональной мобильности жителей Башкортостана, подготовку специалистов по востребованным в регионе вакансиям, проведению мероприятию по закреплению квалифицированных молодых специалистов в республике, что в следствии, может качественно пополнить трудовые ресурсы, и соответственно улучшить качество трудового потенциала Республики Башкортостан.
Литература:
1. Алиева П. Р., Мирзабалаева Ф. И. Социально-экономические факторы развития трудового потенциала региона / Монография. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. 146 с.
2. Барлыбаев Х. А. Экономика Башкортостана. — Уфа, 2007. — 544 с.
3. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
4. Информационный портал занятости населения Минтруда РБ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bashzan.ru
5. Управление федеральной миграционной службой по РБ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fmsrb.ru/material.aspx?m=201
6. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru
7. VseNews Информационный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vsenews.com