Основные аспекты формирования социокультурной среды университета средствами воспитательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 10.01.2014

Статья просмотрена: 2105 раз

Библиографическое описание:

Оринина, Л. В. Основные аспекты формирования социокультурной среды университета средствами воспитательной деятельности / Л. В. Оринина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 813-815. — URL: https://moluch.ru/archive/61/8897/ (дата обращения: 18.12.2024).

Система подготовки в вузах должна отвечать самым высоким образовательным стандартам, носить универсальный характер, обеспечивать формирование ключевых компетенций специалиста как основы его профессионального мастерства и личностного роста. Вопросы компетентной подготовки активно рассматриваются в современных педагогических исследованиях, где отмечается необходимость повышения общеобразовательной и педагогической составляющих подготовки как залога успешной деятельности выпускников вуза. Будущий специалист формируется, не столько потребляя ценности культуры, сколько обучаясь умению и способности транслировать эти ценности в будущей работе. При этом процесс передачи культурных ценностей возможен лишь посредством образовательной деятельности. Основные направления развития современной образовательной политики в России предусматривают процесс формирования эффективной социокультурной среды университета.

В качестве основных задач процесса формирования социокультурной среды университета рассмотрим следующие:

1.         Изучить состояние проблемы развития образовательных компетенций личности на основе сложившихся психолого-педагогических научных подходов.

2.         Раскрыть понятие образовательных компетенций как целевой категории подготовки специалистов в вузе, определить их функции, состав и критерии развития.

3.         Разработать модель обеспечения образовательных компетенций в подготовке студентов вуза.

4.         Выявить педагогические условия развития образовательных компетенций студентов вуза.

Реализация намеченных целей обеспечивается в процессе решения следующих основных задач:

-          создание системы перспективного и текущего планирования воспитательной деятельности и организации социальной работы;

-          дальнейшее развитие инфраструктуры социальной защиты и выработка конкретных мер по совершенствованию воспитательной работы;

-          обучения преподавателей через систему регулярно проводимых методических семинаров с целью повышения активности участия в воспитательном процессе всего профессорско-преподавательского состава;

-          организация системы взаимодействия и координации деятельности государственных органов, структурных подразделений вуза, общественных и профсоюзных организаций и участников образовательного процесса по созданию благоприятной социокультурной среды и осуществлению социальной защиты и поддержки студентов, преподавателей и сотрудников университета;

-          развитие системы социального партнёрства;

-          обеспечения органической взаимосвязи учебного процесса с внеучебной воспитательной деятельностью, сферами досуга и отдыхов студентов;

-          подготовку, организацию и проведение различных мероприятий по всем направлениям воспитательной деятельности: гражданскому, патриотическому, нравственному, эстетическому, трудовому, правовому, физическому, социально-психологическому и др.;

-          расширение спектра мероприятий по социальной защите участников образовательного процесса;

-          организация и ведение работы по выполнению социальных программ и проектов;

-          активизации работы института кураторов, совершенствование системы студенческого самоуправления;

-          формирование основ корпоративной культуры. Развитие инфраструктуры студенческих клубов;

-          реализации воспитательного потенциала учебно-научной работы;

-          вовлечения в воспитательный процесс студенческой молодежи деятелей науки и культуры, искусства, политики и права, работником других сфер общественной жизни;

-          организация систематических мониторингов состояния социальной и воспитательной работы в вузе;

-          участие в формировании и поддержании имиджа университета. Позиционирование МГТУ как научно-образовательного центра и как центра культуры и просвещения, выполняющего широкие социальные функции.

Для решения задач воспитания в процессе обучения необходимо:

-          стимулировать активность студента, сочетая уважение к личности с требовательностью к ней;

-          открывать перспективу роста студента, опираться на положительные качества его личности;

-          учитывать индивидуальные и возрастные особенности студента;

-          добиваться раскрытия социокультурного потенциала данной профессии и приобщения к нему студентов.

В качестве основных аспектов формирования социокультурной среды университета выступают следующие.

-          Социокультурный: предполагает реализацию мероприятий по созданию благоприятных условий в вузе для развития социокультурной среды через деятельность ХЭС вуза;

-          Мультикультурный: предпологает освоение инновационных форм межкультурного сотрудничества, интеграцию в мировое студенческое сообщество, через деятельность подразделения отвечающего за международную деятельность и СНО МГТУ;

-          Лингво-культорологический: предполагает погружение студентов в поликультурную языковую среду, ликвидацию пробелов языковой подготовки — реализуется через деятельность лингвистического центра МГТУ, возможность зарубежных стажировок, преподает освоение новых программ по обмену культурным опытом студентов.

-          Технологический: предполагает выявление алгоритма по реализации основных мероприятий социокультурной и воспитательной направленности.

Технология реализации программы воспитательной деятельности в вузе включает в себя:

-          формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и преумножение традиций вуза;

-          организация работы кураторов учебных групп, в том числе проведение рабочих совещаний и семинаров, направленных на совершенствование воспитательного процесса;

-          организация научно-исследовательской работы студентов, в том числе по проблемам воспитания;

-          информационное обеспечение студентов через наглядные и иные средства информации;

-          внедрение в практику воспитательной работы научных достижений, результатов социологических исследований;

-          научное обоснование существующих методик, поиск и внедрение новых технологий, форм и методов воспитания.

В вузе социально-воспитательная деятельность ведётся по таким направлениям, как:

-          Организационное направление;

-          Дидактическое направление;

-          Информационно-просветительское направление;

-          Учебно-методическое, научно-исследовательское направление;

-          Эколого-валеологическое направление;

-          Гражданско-правовое и патриотическое направление;

-          Культурно-досуговое направление;

-          Традиционно-символическое направление;

-          Социально-профилактическое и социально-реабилитационное направление.

Данные виды деятельности направлены на формирование мировоззрения, толерантного сознания, системы ценностей, личностного, творческого и профессионального развития студентов, самовыражения в различных сферах жизни, способствующих обеспечению адаптации в социокультурной среде международного сообщества, повышению гражданского самосознания и социальной ответственности. Также в целях создания благоприятных социальных условий для наиболее полной самореализации обучающихся, максимальной удовлетворённости учёбой, в университете ведётся активная работа по оказанию социальной защиты и поддержки участников образовательного процесса, обеспечению социальных гарантий и развитию экономических стимулов.

В вузе созданы условия для формирования компетенций социального взаимодействия, активной жизненной позиции, гражданского самосознания, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера. В соответствии с этим активно работает студенческое самоуправление, старостаты, культорги, студенческий профсоюз, волонтеры решающие вопросы обучения, организации досуга, творческого самовыражения, вопросы трудоустройства, межвузовского обмена, быта студентов

Студенты МГТУ активно участвуют в таких проектах, направленных на развитие управленческих навыков студентов, их адаптации к послевузовской среде в рамках Всероссийского форума по вопросам развития студенческого самоуправления: Шествии «3000 шагов к здоровью» в рамках Областного Дня трезвости; Акция «Жизни — Да!»; Всероссийском конкурсе образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами»; Молодежном Форуме «Моя инициатива в образовании» в РГПУ им. А. И. Герцена; акции «Молодежная среда как фактор противодействия экстремизму»; Всероссийском конкурсе «Студенческий актив»; Международном лагере-семинаре студенческого актива «Ступени»; Рок — фестивале и др.

Для углубления практической направленности образовательного процесса реализуется программа взаимодействия с работодателями. Большое внимание в вузе уделяется научным исследованиям студентов как основному источнику формирования профессиональных компетенций продвинутого и высокого уровня. Работает студенческое научное общество. Ежегодно на базе вуза проводятся Международные конференции студентов, молодых ученых и аспирантов, олимпиады по специальностям, Всероссийские конкурсы дипломных работ по ряду направлений. Издается сборник тезисов докладов по студенческой конференции. Студенты активно участвуют в конкурсах различного уровня, представляя свои научные и творческие работы.

В МГТУ созданы условия для творческого развития студентов, развита благоприятная культурная среда. Функционируют кружки: студия современного танца, эстрадная студия, интеллектуальный клуб, пресс центр, школа брейк-данса, хореография, студия звукорежиссуры, студия рок-групп, театр-студия, диско-студия, фотоклуб, волонтерское движение, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», клуб «КВН», студ.городок, студ.кураторство, студенческий совет общежитий, студенческий клуб, студенческое научное общество и др.

Разработаны и реализуются такие формы взаимодействия, как церемония «День знаний», «День Первокурсника», «День университета», «День поэзии», «День открытых дверей» и т. д. Традиционно с активным участием студентов проводятся мероприятия: «Конкурс творческих проектов «Шанс» «Студенческая весна», «День пожилого человека», «Новогодний бал», новогодние утренники для детей. В МГТУ издается газета «Студдень».

Литература:

1.      Лешер О. В. Оринина Л. В. Воспитательная работа в техническом университете: Учебно-методическое пособие.- Магнитогорск: МГТУ, 2011.

2.      Резолюция второго Конгресса проректоров по воспитательной работе РФ.- Москва, 2013

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, воспитательная деятельность, воспитательная работа, воспитательный процесс, вуз, социальная защита, гражданское самосознание, интеллектуальный клуб, социокультурная среда, студенческое научное общество.


Похожие статьи

Модель развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза

Исторические аспекты становления самостоятельной работы студентов в системе высшего образования

Роль дидактической игры в процессе формирования творческой личности ребёнка дошкольного возраста

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Теоретические и практические аспекты влияния русской национальной культуры на формирование ценностных ориентаций личности

Основные проблемы формирования социально адаптированной среды в современном вузе

Культура мышления и культура речи как определяющие факторы формирования лингвистической компетентности студентов

Современные подходы к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств у участников образовательного процесса

Похожие статьи

Модель развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза

Исторические аспекты становления самостоятельной работы студентов в системе высшего образования

Роль дидактической игры в процессе формирования творческой личности ребёнка дошкольного возраста

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Теоретические и практические аспекты влияния русской национальной культуры на формирование ценностных ориентаций личности

Основные проблемы формирования социально адаптированной среды в современном вузе

Культура мышления и культура речи как определяющие факторы формирования лингвистической компетентности студентов

Современные подходы к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств у участников образовательного процесса

Задать вопрос