Данная статья повествует о реализации модульного обучения в вузе, раскрыты основные аспекты данной технологии, даны грамотные рекомендации для преподавателей для организации данного обучения. Проведен сравнительный анализ с традиционной технологией обучения.
Ведущие специалисты в области высшего образования отмечают, что перед высшей школой сегодня встала необходимость перейти на новую модель обучения студентов, которая требовала бы от преподавателя активности не только в преподавании, но и в объективном контроле результатов обучения. С учетом действующих учебных программ от преподавателя также требуется возможность изложения данного материала за меньшее количество часов. Все эти требования легко реализуются в системе модульного обучения.
Внедрение любой педагогической инновации в учебный процесс невозможно без предварительной переподготовки преподавателей по конкретным элементам внедряемой инновации. Основная цель такой переподготовки заключается в том, чтобы преподаватели приняли главную идею инновации, осознали ее полезность для учебного процесса и в идеальном варианте стали единомышленниками и активными участниками процесса внедрения.
Поэтому главной целью является донести до преподавателя основные идеи модульного обучения и его отличие от традиционной системы обучения. В основе модульного обучения лежит понятие модуля, который может выступать как естественное средство системного отражения той или иной области окружающей действительности, позволяющее за счет четкого разделения материала на «ядро» и «периферию» оперативно «раскодировать» сущность той или иной системы знаний, увидеть ее в динамике своего функционирования. При модульном обучении, в первую очередь, формируются задачи обучения, затем — контроль над их усвоением, и только после этого готовится учебный материал, помогающий студенту решить поставленные задачи. Модули позволяют органично сочетать разнообразную учебную и преподавательскую деятельность с акцентированием на учебной деятельности студентов. При традиционном же «линейном» подходе происходит преимущественная ориентация на деятельность преподавателя, который «дает» знания студентам. Чаще всего роль студента здесь является более пассивной, сводясь к чтению текста или слушанию монолога преподавателя.
При модульном подходе обеспечивается активное участие студента, который усваивает информацию в активной работе с учебным материалом. Каждый студент может учиться в собственном темпе, усваивать отдельные модули самостоятельно, если сумеет доказать, что решил поставленные перед ним задачи. При традиционном обучении студент вынужден пройти весь курс в одном и том же темпе, в одно и то же время и закончить вместе со всеми студентами. Контроль при таком подходе происходит лишь на этапе комплексного контроля — экзамене. При модульной же системе обучения происходит немедленный контроль и коррекция уровня усвоения. Причем контроль осуществляется по критериям результативности обучения, оценка результатов конкретного студента не зависит от оценки результатов группы. При традиционном обучении чаще используется нормативный контроль, то есть оценка достижений конкретного студента зависит от результатов обучения других членов группы.
Важным моментом при сравнительном анализе двух подходов является также оценка подготовки студентов. При традиционном лекционно-семинарском обучении по ряду объективных и субъективных причин сложно применить системное проектирование или обеспечить деятельностную направленность содержания, поэтому кроме субъективной оценки преподавателем не существует другой внутренней возможности определить, хорошо ли подготовлен материал. Имея же проектную цель и план оценки курса при модульном обучении, преподаватель может гибко корректировать учебный план и определять оптимальную структуру модуля. При этом разделение на модули должно происходить с учетом логики самого предмета, а также требований кафедры по специальности и возможностей студентов. Четко представляя модули, их содержание по специальной учебной карте, студенту легче ориентироваться в предмете и понять структуру предмета, легко организовать свою учебную деятельность.
Преподавателю же более удобно оценивать работу студента, ставить баллы по конкретным модулям, легче проследить его работу, то есть легко наладить необходимую обратную связь. Соответственно, педагогическая система при использовании модулей в обучении приобретает возможность системной самоорганизации.
Одним из положительных аспектов рассматриваемой технологии является возможность для каждого студента работать самостоятельно, своевременно получать консультацию у преподавателя, использовать помощь товарищей, осуществлять самоконтроль. Учащиеся глубже осознают учебное содержание за счет включения в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность.
При модульном обучении каждый студент работает с дифференцированной по содержанию и объему помощи программой, происходит постоянная индивидуализация контроля, коррекции, консультирования. Важно, что учащийся получает возможность в большей степени самореализоваться в собственной деятельности, что способствует развитию внутренней мотивации учения. В результате модульная система обучения гарантирует каждому студенту освоение стандарта образования и создает возможность для продвижения на более высокий уровень обучения через формирование целостной системы знаний.
Преподавателю при построении модулей следует обращать особое внимание на содержание модулей, они должны компактно и логично быть составлены и отражать главные идеи, формулы, выводы и прикладную значимость изучаемого предмета. Правильное разбиение материала на модули и хорошее наглядное представление перед студентами залог удачного обучения и получение отличного результата.
Использование модульного обучения на этапе фундаментальной подготовки специалистов позволило бы решить часть проблем, встающих перед младшекурсниками. Например, достаточно большой объем информации по тому или иному разделу конкретной дисциплины можно компактно представить в форме модулей. Проблему недостаточной подготовки студентов на занятиях можно преодолеть посредством обеспечения будущих специалистов индивидуальными программами в рамках одного и того же модуля и предоставить им возможность работать относительно независимо от других, разработки системы разно уровневых задач и упражнений. Усвоив эти основные постулаты данной технологии, преподаватель легко перейдет на новый процесс обучения, более эффективный и надежный.
Литература:
1. Акимова И. В., Губанова О. М., Титова Е. И. Возможности реализации модульного подхода при обучении бакалавров педагогических специальностей на примере темы «Введение в алгебру логики»// Современные проблемы науки и образования. № 5.-2013 г.
2. Ермолаева Е. И. Систематизация математических знаний студентов строительных специальностей в процессе реализации модульного обучения [Текст]: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08/ Е. И. Ермолаева — Пенза, 2008. — 170 с.
3. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст]: методическое пособие/ М. А. Чошанов. — М.: Нар. образование, 1996. — 160 с