Приоритетные направления современного образования — экологическое воспитание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 10.01.2014

Статья просмотрена: 1553 раза

Библиографическое описание:

Захарова, О. А. Приоритетные направления современного образования — экологическое воспитание / О. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 384-386. — URL: https://moluch.ru/archive/61/8938/ (дата обращения: 16.11.2024).

История человечества прочной нитью связана с историей природы. С древнейших времен люди понимали свою связь с окружающей средой, даже зависимость от нее. Отсюда бережное отношение, поклонении природе. С развитием техники, промышленности, науки отношение стало меняться и не в лучшую сторону. Человек назвал себя «царём природы» и его отношение сменилось с поклонения на кардинально противоположное — потребительское. Сегодня мы видим, к чему это привело — к глобальной экологической проблеме. И если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо задуматься о воспитании экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

Ульяновская область — крупный промышленный район Поволжья. Здесь сосредоточены машиностроительные заводы, производят станки, оборудование для химической промышленности и сельского хозяйства. В области находится крупнейший в Европе авиационный завод. Все это заставляет задуматься об экологической ситуации в регионе. А нахождение в области научно-исследовательского института атомных реакторов ставит вопрос развития экологического образования и вовсе на приоритетное место в политике Ульяновской области.

Цель экологического образования видится в воспитании экологической культуры населения Ульяновской области как системы экологических знаний и отношений, экологического мышления, сознания и чувств, экологически оправданного поведения в окружающей среде.

Для реализации этой цели проводятся экологические акции, такие как «Сохраним природу Симбирского края», «Посади и вырасти своё дерево», конкурс «Эколог года», конкурс «Солнечный орел», Дни чистой Волги, акции «Сделаем!» и «Сделаем вместе!», «Блогеры против мусора», в рамках которых проходят марафоны, конкурсы, конференции, «круглые столы», марши, и т. д. по экологической тематике, организовываются и массовые субботники на пойме реки Свияги, на территориях памятников природы областного значения «Винновская роща», «Чёрное озеро», «Маришкин родник», «Ульяновский дендропарк». Проходит ежегодный областной конкурс семейного творчества «В судьбе природы — наша судьба».

Это для населения. Что же происходит в образовании? Большую работу по формированию экологической культуры проводят в дошкольных учреждениях № 232, № 178, № 94, № 46, № 14 № 215 и других. Особое внимание здесь уделяют изучению фольклора, русских народных традиций, основ исследовательской экологической работы. Экология в общеобразовательных школах г. Ульяновска преподаётся в форме элективных курсов, спецкурсов, кружков, так как в Федеральном базисном учебном плане (утверждённом приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г.) не отведено учебных часов на экологию как предмет. Однако учащиеся общеобразовательных школ получают экологическое образование при изучении биологии, географии, химии, участвуют в конкурсах творческих работ, экологических проектах, природоохранных конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования.

При активном участии областного экологического центра учащихся создана, зарегистрирована и успешно работает (более 10 тыс. членов) областная детская общественная организация юных экологов, открыты 22 областные экологические опорные площадки в 19 районах области. На их базе занимается около 1200 учащихся сельских школ. Областная станция юных натуралистов является методическим центром натуралистической работы в области. Областной станцией юных натуралистов ежегодно проводятся мероприятия по экологическому воспитанию и просвещению детей и подростков: «Марш парков», «День Сурка», конкурсы, десанты, экскурсии, слёты. И многое другое.

Т. е. делается в этом направлении вроде бы много всего и большей частью силами учреждений дополнительного образования.

Приведем немного статистики:

год

Всего объединений

Эколого-биологической направленности

Туристско-краеведческой направленности

Художественного творчества

Спор­тивные

2010

6 495

559

385

2031

1674

2011

6 367

587

376

2005

1640

2012

6 012

553

370

1977

1376

год

Всего детей

В эколого-биологических объединениях

В туристско-краеведческих объединениях

Художественного творчества

Спортивные

2010

88 350

7 203

5 639

27 395

24 493

2011

87 276

7 191

5 281

27 569

23 977

2012

88 243

6 957

5 306

28 018

20 814

Если присмотреться, мы видим явную тенденцию к уменьшению как среди учреждений дополнительного образования, так соответственно и детей, их посещающих. Да и экологическая направленность явно не является приоритетным направлением (зато направление художественное и спортивное представлено в 2 раза большим количеством). И здесь представлены только те дети, которые посещают эти учреждения, а ведь есть еще и те, которые их не посещают, т. е. экологическое воспитание происходит в школе и дома. Все это наводит на нерадостные мысли, что в скором времени экологическая катастрофа, о которой так много говорят, разразится.

В связи с этим напрашивается и другой вывод: необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека — может. И здесь мало учреждений дополнительного образования. Это должно делаться на уровне школы, т. к. школа реально охватывает всех, а не малую часть заинтересованных лиц.

Экологическое образование и воспитание учащихся — это веление времени, которое диктует сама жизнь: чтобы выжить и обеспечить существование человечества в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и используя их строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Для этого необходимо привить не только элементарные экологические навыками, но и сформировать новый экологический тип мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Формирование у детей ответственного отношения к природе — процесс длительный и сложный. И результатом его должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе, воспитают чувство любви к ней, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и природе, способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия своей деятельности.

Хочется верить, что будущем это сможет повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей области и стране, будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.

Проблема в том, что на сегодняшний момент отмечается резкое сокращение преподавания экологии в школах области. В настоящее время лишь в 30–40 % школ области ведется преподавание экологии как предмета. Это связано с перспективным базисным учебным планом профилизации, где естественным наукам отводится незначительное место, поэтому перспективное развитие экологии может иметь место лишь как элективный курс, не говоря уже о начальной школе, где вопросы экологии включаются небольшими вкраплениями в курс «Окружающий мир».

Считаем, что в данной ситуации может перспективной идеей является более широкое использование метода проектов, как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.

Учебное проектирование — специфическая практическая деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности — производственная деятельность, а по задачам — обучение и воспитание.

При правильном использовании данного метода в образовательном процессе можно охватить весь спектр предметов (т. е., научно выражаясь, метод проектов имеет междисциплинарный характер), изучаемых в школе, тем более, что в соответствии новыми ФГОС-ми для достижения поставленных задач созданы неплохие условия — внеурочная деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий именно деятельностного типа, т. е. методов проектно-исследовательской деятельности. Знания и умения, которые будут приобретены в ходе организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем должны стать основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. И, несомненно, это способствует решению такой задачи, как развитие индивидуальности каждого ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, экологическое образование, природа, Ульяновская область, областная станция, окружающая среда, художественное творчество, школа области, экологическая культура, экологическое воспитание.


Задать вопрос