В статье представлен краткий анализ отечественной и зарубежной литературы, отражающий некоторые особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи в результате неправильного прикуса. Показаны задачи оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности.
Ключевые слова: физическое воспитание, дети, нарушения речи и прикуса.
Зубы верхней и нижней челюстей находятся в определенных соотношениях между собой (относительно друг друга) — т. е. сформирован определенный прикус. Имеется несколько толкований слова прикус, который приводится ниже.
ПРИКУС — (у человека) взаимное положение верхних и нижних зубных рядов при их смыкании. Различают физиологический (каждый зуб верхней челюсти контактирует с 2 зубами нижней челюсти; разновидность физиологического прикуса ортогнатия: зубы верхней челюсти… … Большой Энциклопедический словарь.
ПРИКУС — постановка, положение сомкнутых зубов при сжатых челюстях. Зубы с правильным прикусом. Неправильный прикус. Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова.
Прикус — окклюзия, прогнатия, прогения, ортогнатия. Словарь русских синонимов. Словарь синонимов.
ПРИКУС — ПРИКУС, а, муж. Положение зубов при сомкнутых челюстях. Правильный, неправильный п. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова.
Прикус — ПРИ/КУС а; м. Положение зубов при сомкнутых челюстях. Правильный п. Исправить неправильный прикус (у человека), взаимное положение верхних и нижних зубных рядов при их смыкании. Энциклопедический словарь.
В норме зубы верхней челюсти должны перекрывать одноименные зубы нижней челюсти на 1/3 высоты коронки зуба. При нарушении такого взаимоотношения развивается патология прикуса, в котором различают:
Дистальный прикус — нарушение смыкания зубов, когда резцы и клыки верхней челюсти расположены впереди соответствующих зубов нижней челюсти. Причины нарушения прикуса: особенности анатомического строения верхней и нижней челюсти; смещение зубов и зубных рядов; снижение жевательной функции при кариесе; нарушение носового дыхания. При такой выступающей верхней челюсти нижняя губа попадает в щель между верхними и нижними зубами.
Медиальный прикус — нарушение смыкания зубов, когда нижние зубы и нижняя челюсть чрезмерно выступают вперед по отношению к верхней челюсти. Причины нарушения прикуса: неправильное развитие челюсти; укорочение уздечки языка; гипертрофия (увеличение) миндалин; вредная привычка сосать палец; макроглоссия (большой язык); нарушение звукопроизношения; различные заболевания костей челюстей. При таком прикусе выступает вперед подбородок, западает верхняя губа, вогнутый профиль лица.
Открытый прикус — разновидность вертикальной аномалии прикуса. При этом не смыкаются зубы верхней и нижней челюсти, между ними остается вертикальная щель на переднем или на боковых участках. Причины нарушения прикуса: рахит, травмы лица, сосание пальцев или различных предметов, укорочение уздечки языка, нарушение звукопроизношения, наследственные особенности.
Глубокий прикус — разновидность нарушения вертикального прикуса, возникающего при значительно большем, чем на 1/3, перекрытии зубами верхней челюсти зубов нижней челюсти, что нарушает нормальное жевание, развивается дисфункция височно-нижнечелюстных суставов, нижние зубы травмируют слизистую оболочку переднего отдела твердого нёба, возникает травмирующий глубокий прикус. Появляются боль и хруст в суставе, лицевые боли, головные боли, снижение слуха, головокружение. Причины нарушения прикуса: чаще всего наследственный фактор, реже — кариес, изменение величины зубов, нарушение функции дыхания и речи. При таком прикусе укорачивается нижняя треть лица, углубляется надподбородочная складка.
Перекрестный (косой) прикус — это аномалия горизонтального расположения челюстей. Одна челюсть относительно другой может смещаться в сторону (при сужении нижнего зубного ряда или челюсти) либо косо в сторону. Возможно сочетанное смещение. При этом нарушается симметрия лица, ограничиваются боковые движения нижней челюсти, часто нарушается функция височно-нижнечелюстных суставов, смещается уздечка верхней или нижней губы, нарушается жевание. Причины нарушения прикуса: нарушение костной системы, кариес, жевание одной стороной челюстей, нарушение мышц лица, расстройства дыхания, речи.
Более 80 процентов людей имеют искривленные зубы или нарушения прикуса. Неправильный прикус у детей чаще всего проявляется следующим образом:
- выдвижение зубов вперед или назад,
- неправильная постановка челюсти при смыкании зубов,
- поворот зубов вокруг собственной оси,
- промежутки между зубами,
- неровные ряды зубов.
Неправильный прикус у детей может быть вызван следующими причинами:
- несвоевременное прорезывание зубов,
- нарушения осанки ребенка,
- различные вредные привычки (частое сосание пальцев, игрушек, чрезмерное увлечение соской и т. п.),
- частые заболевания горла и носа, в результате которых ребенку много приходится дышать ртом, что ведет к нарушению формирования лицевых костей,
- наследственная предрасположенность к неправильному прикусу,
- преобладание в рационе ребенка мягкой пищи, в результате чего жевательный аппарат недогружается, и челюсти развиваются с нарушениями.
Одним из важнейших направлений развития детей дошкольного возраста является работа, способствующая физическому воспитанию для их развития и укрепления здоровья [25, 26, 33, 34], а также преодолению недостатков в их психофизическом развитии, в частности, нарушения речи [12, 13].
В пятом издании «Стратегии обучения для физического воспитания средней школы», изданном в Бостоне, Массачусетс Harrison, Joyce M. [42] отмечают, что «Физическое воспитание — это изучение, практика и понимание искусства и науки движения человека». Движение важно для индивидуального роста и развития, поэтому роль физического воспитания важна для обеспечения учебной деятельности, что способствует не только развитию навыков и знаний, но и повышает общее здоровье человека. Физическое воспитание не только выполняет уникальную роль в сфере образования, но также является неотъемлемой частью учебного процесса.
Важную связь между физической активностью и развитием головного мозга, его когнитивной деятельностью играет игра как один из элементов физического воспитания. Так, C. Bencraft, C. Edwin. [40] обнаружили, что «сенсорные и моторные действия играют заметную роль в укреплении синаптических соединений и нервных путей». Эрик Дженсен еще в 1998 году показал, что мозжечок обладает не только исключительно двигательной активностью, но и включает в себя как познавательные, так и сенсорные операции. В резюме результатов исследований, Bencraft указывает, что увеличить когнитивную деятельность человека могут:
1) сложные двигательные задания у детей до десяти летнего возраста увеличивают познавательные способности за счет активизации богатых дендритом мозга;
2) аэробная тренировка улучшает когнитивную функцию за счет увеличения числа капилляров в мозгу для доставки кислорода и глюкозы и удаления двуокиси углерода;
3) кросс-боковых движений для повышения способности к общению между полушариями мозга;
4) физическая активность сокращает производство химических веществ, стресс, препятствуют познавательные процессы.
Большое значение для развития речи придаётся психофизическому здоровью детей, особенно в дошкольных образовательных учреждениях [18, 19, 20, 21, 22, 23, 28]. В последние годы в нашей стране и за рубежом увеличилось число детей с различными отклонениями в соматическом развитии [7, 29].
Пороки развития челюстно-лицевой области [16, 43] часто приводят к различным по степени клинических проявлений нарушениям речи.
Ранняя реабилитация детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области всегда привлекала внимание специалистов различного профиля [1, 3, 4, 8, 9, 10, 14, 30, 41, 44, 45, 72].
Физическое воспитание обеспечивает целенаправленное и сопряженное становление системы адаптационных и двигательных способностей личности, ее образованности и потребностей в физическом самосовершенствовании [32, 36, 38, 39], в гуманизации образования в развитии личности [37].
Среди основных концептуальных положений в медицинской литературе, касающихся рассматриваемой темы, следует выделить, во-первых, взаимообусловленность морфофункциональных изменений и, во-вторых, знания о значимости движений для развития речевых функций головного мозга [2, 15], о взаимосвязи физического и психического развития в онтогенезе, о значении моторики в психическом и личностном развитии ребенка, учете сенситивных периодов, деятельностном подходе в развитии [5, 24, 31, 35].
Для восстановления нарушенных двигательных функций, с одной стороны, и развития еще не сформировавшихся двигательных функций, с другой стороны, в целях педагогического воздействия у детей с недоразвитием речи, применяются специальные физические упражнения. Однако вопросы методики их применения не получили должного освещения на страницах специальной медицинской литературы [6, 11].
Занятия физическими упражнениями основаны на одной из главных потребностей человека — его влечении к движениям, т. е. двигательной активности. Широкие возможности использования физических упражнений определяются ведущем значением локомоторного аппарата во всей жизнедеятельности человека. Необходимым условием нормального функционирования и совершенствования функциональных систем организма человека, в том числе внутренних органов, является двигательная активность [17, 22]. Так, например, департамент Здравоохранения и социальных служб США (HHS) рекомендует, чтобы дети и подростки не менее 60 минут в день занимались физической активностью, причём эта аэробная физическая нагрузка должна быть умеренной или высокой по интенсивности и не реже 3 дней в неделю в соответствии с возрастом.
Недостаточность движений либо чрезмерная возбудимость не только усугубляет любое заболевание и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, но и отрицательно сказывается на функции анализаторов детей.
Физическая культура — это терапия регуляторных механизмов. Она использует наиболее адекватные в физиологическом плане медико-биологические пути мобилизации собственных компенсаторных свойств организма с целью ликвидации различных, например, анатомических недостатков челюстно-лицевой области. В этой связи в теории и практике физического воспитания детей с аномалиями развития челюстно-лицевой области требуется детальное обоснование избирательного медико-педагогического воздействия физических упражнений, как на различные анализаторы, так и функциональные системы растущего детского организма.
Теория физического воспитания детей, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания во всех его возрастных периодах.
Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей каждого ребенка, включая возможности его физической и умственной работоспособности, интересы и потребности в жизни, формы мышления, своеобразие преобладающего вида деятельности. Физическое воспитание комплексно осуществляет задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Главной оздоровительной задачей физического воспитания является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма. Исходя из особенностей развития детского организма, задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: правильное и своевременное окостенение, формирование физиологических изгибов позвоночного столба, формирование правильного свода стопы, регулирование компонентного и габаритного состава тела; гармоничное развитие всех мышечных групп; совершенствование двигательных анализаторов и т. д.
Образовательной задачей физического воспитания является: формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании. Двигательные навыки, сформированные до 7 летнего возраста, являются фундаментом для их дальнейшего совершенствования и развития.
В процессе физического воспитания важно решать и воспитательные задачи: выработка у детей потребности к ежедневным занятиям физической культурой, которая должна войти в привычку, умение творчески пользоваться знаниями и навыками в двигательной деятельности, проявляя при этом активность, сообразительность и находчивость.
Литература:
1. Амануллаев Р. А. Частота рождаемости детей с врождённой расщелиной верхней губы и нёба в крупных районах Узбекистана. //Врождённая и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения. М.: МГМСУ, 2006. — С. 14–15.
2. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности /Н. А. Бенштейн. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.
3. Булгакова Е. А., Тё И.А., Ахапкин С. М. Комплексная реабилитация пациентов с расщелинами губы и нёба в условиях Кемеровского центра профилактики и лечения детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области // Казанский медицинский журнал, 2012. — № 6. — С. 891–895.
4. Вадачкория З. О. Основные аспекты медицинской реабилитации детей с врождённой расщелиной губы и нёба: автореферат дис.... докт. мед. наук. — Тбилиси, 1996. — 23 с.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб: Союз, 1997. — 224 с.
6. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста — М.: Владос. — 2001. — 176с.
7. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика).
8. Гончаков Г. В. Комплексная реабилитация детей с врождёнными расщелинами губы и нёба в НПЦ медицинской помощи детям. //Врождённая и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения. — М.: МГМСУ, 2006. — С. 48–49.
9. Гунько В. И. Клиника, диагностика и лечение больных с сочетанными деформациями челюстей: автореферат дис.... докт. мед. наук. — М., 1986. — 40 с.
10. Давыдов Б. Н., Гаврилова О. А., Максимова В. В., Зернов А. В. Состояние полости рта и комплексное лечение больных с расщелинами лица. //Детская стоматология, 2000. — № 1–2 (3–4). — С. 53–56.
11. Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной ступени // Вопросы психологии, 1997. — N 1.
12. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996. — 144 с.
13. Ермакова И. И. Нарушение речи у лиц с дефектами неба и их коррекция: автореферат дис....канд. пед. наук. — М., 1980.
14. Ешиев А. М., Кенжебаева Г. К., Давыдова А. К. Анализ рождаемости детей с патологиями челюстно-лицевой области по родильным домам г. Ош // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 797–799.
15. Зинченко В. П. Интуиция Н. А. Бернштейна: движение — это живое существо // Вопросы психологии, 1996. — № 6. — С. 135–138.
16. Касаткина А. Л. Клинико-эпидемиологическая характеристика врожденных пороков развития челюстно-лицевой области на территории Волгограда и Волгоградской области: автореферат дис. … канд. мед. наук. — Волгоград, 2000. — 17с.
17. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 192 с.
18. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал, 2001. Т. 22. — № 5. — С. 57–68; № 6. — С. 64–76.
19. Кудрявцев В. Т. От педагогики повседневности — к педагогике развития // Дошкольное воспитание, 2004. — № 11. — С. 80–85; 2005. — № 3. — С. 70–76; № 6. — С. 95–98.
20. Кудрявцев В. Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание, 2004. — № 5. — С. 66–71.
21. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
22. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 12; 2004. — № 1. — С. 80; № 2. — С. 89; № 3. — С. 54; № 5. — С. 66.
23. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 2002. — 160 с.
24. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
25. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практ. работников детских дошк. учреждений. — М., 2000. — 108с.
26. Минаев Б. Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников. — М.: 2002. — 455 с.
27. Нелюбина О. В. Клинико-анатомическое обоснование хирургического лечения детей с врожденной расщелиной губы и нёба: автореферат дис. … канд. мед. наук. — Москва, 2012.
28. Пидкосистый П. И. Технология игры в обучении и развитии. — М., 1996. — 286 с.
29. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А Стребелевой. — М., 1998.
30. Рогинский В. В. Ранняя реабилитация детей с врожденной патологией черепно-челюстно-лицевой области // Современные технологии детей с врожденными, наследственными заболеваниями челюстно-лицевой области и сопутствующей патологией. — Екатеринбург — Москва, 1999. — С. 16–18.
31. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 2000.
32. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр Академия, 2002. — 576 с.
33. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2001. — 368 с.
34. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. — М.: Просвещение, 2002. — 61 с.
35. Шайдуллин И. М., Хамитова Н.Х Стоматологический статус школьников с нарушением физического развития, проживающих в сельской местности // Казанский медицинский журнал, 2012. Том 93. — № 4. — С. 632–633.
36. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: пособие для ср. педаг. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 1996. — 176 с.
37. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. — Ростов-на-Дону, 1995.
38. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. — М., 1998.
39. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет. Конспекты занятий для старшей и подготовительной группы. Спортивные праздники и развлечения. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 256 с.
40. Bencraft, C. Edwin. «Relationship between Physical Activity, Brain Development and Cognitive Performance». Brain Research and Physical Activity: Maryland Physical Education Study Group Report. SPEAK Kit, Vol. 2. Reston, VA: American Alliance for Health, Physical Education, Recreation and Dance.
41. Bishara, Samir E. Textbook of Orthodontics. Philadelphia: Saunders, 2001.
42. Harrison, Joyce M.; Blakemore, Connie L.; and Buck, Marilyn M. Instructional Strategies for Secondary School Physical Education, 5th edition. Boston, 2001. MA: McGraw-Hill.
43. Neumann H. J. Development of lip, jaw, palatal and uvular clefts. // Zahntechnik (Berl). 1990. — 23(6) — P. 271–274.
44. Subtelny, Daniel J. Early Orthodontic Treatment. — Chicago: Quintessence Publishing Company, 2000.
45. Thilander B., Pena L., Infante C., Parada S. S., de Mayorga C. Prevalence of malocclusion and orthodontic treatment need in children and adolescents in Bogota, Colombia. An epidemiological study related to different stages of dental development. //Eur J Orthod, 2001. 23 (2). — 153–167.