Начиная с конца ХХ века в жизни общества и экономики стран мира. наблюдается новая тенденция — феноменально бурное расширение сферы услуг, т. е. динамичное развитие производства услуг различного рода и их рынка. Именно, глубина и масштабы развитие сектора услуг в наиболее развитых странах, стала выступать критериальным признаком развитости общества, и позволял говорить о переходе к постиндустриальной стадии развития. Сервисной модели общества по мнениям специалистов является критериальным признаком постиндустриальным обществом, которая соответствует доминирующая роль сферы услуг в национальном хозяйстве. Это дало основание определять современную экономику как экономику услуг. В действительности услуги чрезвычайно многолики, пронизывают все сферы социально-хозяйственной деятельности и тесно связаны с производством и движением физических товаров. Поэтому, можно сказать, что в большей или меньшей степени практически все отрасли экономики являются «услугооказывающими». В экономических литературах часто подчеркивается, что страна не может быть причислена к развитым, если в ее сфере услуг создается меньше 65 % ВНП. Например, в США на сферу услуг приходится сейчас около 80 % рабочих мест, в том числе в этой сфере занято более 85 % всех кадров высшей квалификации, и 78 % ВВП. В ней сосредоточено 40 % основных производственных фондов. Последние увеличение числа свободных мест происходить за счет сферы услуг. «Если в 1900 году соотношение американцев, производивших материальные блага и услуги, оценивалось как 63: 37, то девяносто лет спустя — уже как 22: 78, причем изменения значительно ускорились с начала 50-х годов, когда началось сокращение численности занятых во всех отраслях, которые в той или иной степени могут быть отнесены к сфере материального производства» [1]. Такая же тенденция наблюдается и в странах Западной Европы, где в сфере услуг занято более 66 % общего числа занятых, в странах ЕС на долю услуг приходится около 65–75 % ВВП и 65 % занятых. По данным МВФ в мире в сфере услуг размещено 40 % объема иностранных прямых инвестиций и все виды услуг составляют в начале XXI в. примерно 1500 млрд дол. (около 70 % стоимости всего результата мирового производства), а международная торговля услугами является одним из наиболее динамично растущих секторов мирового хозяйства [2]. Это свидетельствует о том, что в мировом экономики наступил принципиально новый процесс в международном, разделении труда. Страны не успевшие вписаться в этот процесс, отбрасываются на периферию мировой хозяйственной системы. А вовлечение в этих процессов возможно в рамках региональных экономических интеграций и сотрудничества с РФ как имеющая центростремительная сила в пространства СНГ.
Следует отметить, что во второй половине ХХ в. вместе классического подхода, который имела место дихотомия материального и нематериального производства, т. е. разделение всего общественного производства на две части, формировался другой подход — представлении общественного производства как трехсекторной модели. Именно так возникла теория трех секторов экономики, с которой связаны имена К. Кларка, А. Фишера и Ж. Фурастье. Это и стал основой новой международной хозяйственной классификации. С 1994 года Россия, и в том числе Таджикистан перешла на международную хозяйственную классификацию видов экономической деятельности, в соответствии с которой к материальному производству отнесены промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство и производственные виды бытового обслуживания. Остальные отрасли национальной экономики, в том числе транспорт, связь, информационно-вычислительное обслуживание, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, ЖКХ отнесены к сфере услуг. Сфера услуг включает также отрасли, которые были порождены развитием рыночных отношений — операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функции рынка и т. д. Однако, в связи с тем, что различные отрасли сферы услуг неодинаково отражают динамику становления новой экономики, (или так называемого постиндустриального общества), в аналитических целях сферу услуг подразделяют на три подсектора. Первый — третичный сектор (услуги по обслуживанию материального производства); второй — четвертичный сектор (торговля, финансы, страхование, операции по обслуживанию недвижимости); третьей — пятеричный сектор, куда относят информационно-научные, образовательные, деловые и управленческие услуги, т. е. отрасли, прогрессивное развитие которых определяет модель будущего постиндустриального общества [3]. Если рассматривать современная состояние сфера услуг в Республики Таджикистан через призму современных подходов к оценки и исследование этого сектора, тогда создается видимость ориентации структуры экономики республики к мировой тенденции. Например, в процессе реформирования экономики республики доля сектора услуг выросла от 30,8 % в 2001 г до 50,6 % в 2011 г. [5]. Но следует отметить, что рост доли услуг в экономики республики, с одной стороны, связан с резким сокращением удельный вес производства товаров, продукций в ВВП. Так, за анализируемый период его удельный вес сократилось от 60,3 % до 41,6 %, и одновременно наблюдается снижение темпа роста производства товаров от производства услуг. С другой стороны, роста услуг, связан с товарно-денежным обращением, финансированием и посредническими операциями, в том числе, со спекулятивными сделками, а также обслуживанием импорта. В РФ, также доля сектора услуг выросла, на него приходится 57 % ВВП и 56 % общей численности занятых [4].
Настоящая время наблюдается тенденция роста объем экспорта и импорта международных услуг республики по странам СНГ, особенно в РФ. Благодаря стремительному развитию информационных технологий международная торговля услугами активно развивается, и ее уровень скоро превысит уровень торговли товарами. Так, например, в республике, если за период с 2005 по 2011 гг. объем экспорта международных услуг увеличилось более чем на 4 раза, тогда объем экспорта товаров увеличилось всего лишь на 38 %. Эти цифры относительно, объема импорта, соответственно составляет 2,7 и 2,4 раза.
Таблица 1
Динамика экспорт и импорт международных услуг по странам СНГ и РФ (млн. долл.)
Годы |
Экспорт международных услуг |
Импорт международных услуг, |
||||||
Всего |
В том числе: |
Всего |
В том числе: |
|||||
Странам СНГ |
РФ |
РФ в % к странам СНГ |
Странам СНГ |
РФ |
РФ в % к странам СНГ |
|||
2000 |
55,3 |
46,3 |
5,16 |
11,1 |
63,9 |
38,1 |
10,5 |
27,5 |
2001 |
66,2 |
55,4 |
7,21 |
13,0 |
51,6 |
11,2 |
7,9 |
70,5 |
2002 |
68,9 |
55,2 |
15,8 |
28,6 |
76,1 |
31,6 |
16,1 |
50,9 |
2003 |
58,3 |
43,2 |
17,6 |
40,7 |
70,4 |
16,3 |
10,5 |
64,4 |
2004 |
96,0 |
83,8 |
41,9 |
50,0 |
97,1 |
31,8 |
22,4 |
70,4 |
2005 |
107,2 |
93,3 |
37,0 |
39,6 |
56,1 |
28,4 |
22,7 |
79,9 |
2006 |
239,4 |
102,8 |
42,1 |
40,1 |
47,8 |
28,7 |
23,3 |
81,2 |
2007 |
338,8 |
121,4 |
64,0 |
52,7 |
93,2 |
70,3 |
44,1 |
62,7 |
2008 |
393,4 |
129,5 |
84,1 |
64,9 |
110,8 |
67,4 |
59,3 |
87,9 |
2009 |
294,5 |
121,8 |
72,1 |
59,2 |
97,8 |
45,9 |
38,9 |
84,7 |
2010 |
384,6 |
169,8 |
130,3 |
76,7 |
116,3 |
52,3 |
45,9 |
87,7 |
2011 |
459,2 |
250,0 |
200,4 |
80,1 |
151,1 |
77,8 |
71,1 |
91,3 |
Источник: Таджикистан: 20 лет государственной независимости (статистический сборник), 2011, С 658–667, Статистический ежегодник, 2012, С. 359–362.
Следует отметить, что в Республике Таджикистан внешняя торговля услугами является положительными, т. е. активным: объем экспорта международных услуг превышают объема импорта более чем на 3 раза. В период с 2000 по 2011 гг. в среднем более 46,3 % объем экспорт международных услуг по странам СНГ приходится РФ. За этот анализируемый период удельный вес объема экспорта международных услуг в РФ увеличилось от 11,1 % в 2000 г. до 80,1 % в 2011 г. Соответственно, в среднем более 63,4 % объема импорта международных услуг по странам СНГ приходится РФ. За этот период удельный вес объема импорта международных услуг из РФ в республике увеличилось от 27,5 % в 2000 г до 91,3 % в 2011. Как видно, из данных таблицы 1, главным партнером Таджикистана по обмену международного услуга в пространстве стран СНГ является РФ. В 2011 г объема экспорта международного услуга республики по следующим основным видам составлял: трансляция программ -4,2, грузовые перевозки -76,7, гостиничные услуги -0,58, телефонные услуги -2,2, услуги по управление воздушным движениям- 3,3 млн. долларов. Объем импорта международных услуг со стран СНГ (в Республике Таджикистан) по следующим основным видам составлял: пассажирские перевозки — 18,5, грузовые перевозки — 3,4, услуги по управление воздушным движениям — 3,6, услуги по эксплуатации аэропортов -2,4, аренда транспортных средств с экипажам — 12,9, телефонные услуги -2,0, консультационные услуги — 1,0, услуги по финансовому посредничеству — 7,6, консультационные услуги по инженерной области — 0,29, услуги в области образования -,27 млн долларов [6].
Таким образом, в республике наблюдается тенденции роста традиционных услуг, так и, во внутренним, так и во внешнем рынке, который направлен, в основном на обслуживание потребительского сектора. Более быстрый рост сферы услуг в РФ реален, тем более, что появляются новые виды деятельности и новые инвестиционные возможности. Особенно ускоренно сейчас развиваются в РФ рынки информационных и телекоммуникационных, медицинских, интеллектуальных услуг, связи, Интернет и т. д. Инновационные услуги, например, наука и научное обслуживание, информационно-вычислительное обслуживание, разведка экологических услуг др., которые определяет будущее развития нашей экономики, не имеет заметное развитие или можно сказать отсутствует. Сегодня единственный путь, который обеспечивают устойчивости развитие национальной экономики республики, является повышение инновационной способности всех структурной части экономики. Благодаря этому можно формировать значительную часть ВВП за счет наукоемкой продукции и услуг. Определение и реализация стратегии инновационного прорыва является экономической, научно-технической, социальной, нравственной необходимостью современного Таджикистана. В первую очередь экономической — поскольку только на основе инновационного обновления критически устаревшего основного капитала и обновленной продукции возможно обеспечить конкурентоспособность экономики республики, высокие и устойчивые темпы экономического роста, увеличение доходов хозяйствующих субъектов, населения и государства. В результате инновационной путь развития объектированная в продуктах и услугах знание формирует большую часть создаваемой в экономики стоимости. Это можно реализовать тремя путями: а) интеллектуализация применяемой технологии, который обеспечивает резкое повышение производительности труда; б) рост наукаемкости товаров и услуг, факторов производства; в) доминантное положение интеллектуальных товаров и услуг на рынке факторов производства.
Реальный переход на такие рельсы возможно при выборе принципа действия — инновационного партнерство со РФ, которое объединяет деятельность государств СНГ, квалифицированных, творческих специалистов и общества в этом пространстве. Стратегия инновационно-технологического прорыва, отдельные элементы, которые отчетливо просматриваются в реализации приоритетных национальных проектов, при крупномасштабной поддержке РФ может дать республике реальный шанс устойчиво держатся в траекторию роста и может занимать устойчивое место в некоторых направлениях освоения и распространения технологического уклада как материально-технического фундамента постиндустриального общества. Выбранные и согласованные интеграционно-инновационные приоритеты в рамках двухсторонние экономических отношений между РФ и Таджикистан, представляющие насущный взаимный интерес, должны стать объектом взаимным целевых научно-технических и инновационных программ и проектов. Пока такие программы и проекты незначительны, их число следует увеличить. Одновременно следует более активно участвовать в реализации проектов рамочных программ ЕврАзЭС. На это есть объективная основа. Потому что, в РФ стратегия модернизаций экономики и перехода на инновационный путь развитие получает реальное воплощение в жизни. В работе «Стратегический ответ России на вызовы нового века» Абалкин Л. И., Сорокин Д. Е., Павленко Ю. Г., Погосов И. А. и др. обосновали необходимость и стратегию перехода на инновационный путь развития России [7]. Стратегия научно-технологического прорыва РФ, такие как прорыв в области информационно-компьютерной технологии, и психотронных информационных технологий, который определяют в ближайшие 20–25 лет возможность перехода производства к нанотехнологиям и организации выпуска на этой основе принципиально новых материалов и уникальных потребительских товаров, уже обозначились в мировом масштабе. Кроме того, прорыв в разработке качественно новых источников энергии, а также передача суперлазерами с околоземной орбиты неисчерпаемой солнечной энергии, что кардинальным образом может изменить существующее разделение труда в мировой экономике и существенно повысит экологическую безопасность. Или, прорыв в технологиях генной инженерии и медицины, который позволяет клонировать высокопродуктивных растений и животных. Научное обоснование и выбор новых путей развитие человеческой цивилизации и прогресса на базе разработки интеграционных теорий духовно-культурного, социально-экономического и научно-технологического развития позволяет, обеспечить общественной и экологической безопасности. В рамках инновационного партнерства с РФ Таджикистан имеет реальные предпосылки для участие (как при СССР) в совместное осуществление вышеназванных глобальных программ. Потому, что в республике еще сохраняется мощный, многогранный интеллектуальный, научно-технический потенциал, полученный в наследство от Советского Союза, а именно: передовые научные школы, значительный фонд отечественных изобретений и т. д. Этот потенциал без должного применения быстро стареет и истощается, и если его не привести в ближайшее время в действие, он может быть безвозвратно утерян. Кроме того, страна располагает все еще мощным образовательным потенциалом, который выступает исходной кадровой основой для базисных инноваций. Однако эта основа недолговечна. Значительная часть талантливой молодежи эмигрирует, либо займется коммерческой деятельностью. Проводимая ныне с ориентацией на западные стандарты реформа образования, которая направлена на стандартизацию, переход на тестовую систему, ослабит творческие способности выпускников школ и вузов находить неожиданные эффективные решения нестандартных задач. И наконец, высокий уровень обеспеченности страны разнообразными природными ресурсами, и ценными экологическими ресурсами дает дополнительные возможности для инновационного обновления экономики.
Таким образом, освоение прорывных направлений научно-технологического прогресса, производства новых услуг формирующий экономику знаний и инновационно-информационного сектора экономики, создает возможности роста производительности труда, многократно превышающего динамику его увеличения в прошедшем столетии. В результате, как отмечают ряд ученых, происходит процесс постепенной трансформации аграрно-индустриальной рабочей силы и превращения ее в постиндустриальную (инновационную) рабочую силу, которая обладает развитыми информационными потребностями и способностями, реализующимися в форме человеческих инновационных ресурсов.
Литература:
1. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. С. 60.
2. Экономика США: учебник для вузов / под ред. В. Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003. С. 125.
3. Национальная экономика/под ред. д.э.н., проф. Савченко П. В.-М.: Экономист, 2005.
4. Голубицкая М. В. Сфера услуг в экономике регионов России: современное положение и перспективы. — М.: СОПС, 2005.
5. Источник: Таджикистан: 20 лет государственной независимости (статистический сборник), 2011, С 357, Статистический ежегодник, 2012, С. 197.
6. Статистический ежегодник, 2012, С. 359-362.
7. Стратегический ответ России на вызовы нового века / под общ. Ред. Л.И. Абалкина. М.: Издательство «Экзамен», 2004. 608с.