Введение
На реставрацию поступила икона «Преображение Господне», предположительно XVIII-начало XIX века, в аварийном состоянии. Данная икона представляет собой памятник темперной живописи, рассматриваемый с историко-культурной точки зрения. Это одно из произведений станковой темперной живописи, которое имеет сложную иконографическую и художественную структуру, являясь одновременно церковным предметом культа.
Рис. 1. Икона «Преображение Господне»
Икона меняет свой первоначальный вид в связи с пребыванием в условиях непригодных для экспонирования: треснувшая основа, многочисленный кракелюр, отколовшийся, вздувшийся грунт, потемневшая олифа или лак. Осуществляя реставрационные работы, реставратор в первую очередь приступает к исследованию произведения, а затем выполняет ряд реставрационных мероприятий.
Взяв в руки экспонат, реставратор изучает основные сведения по истории памятника, его местонахождение, анализирует процессы разрущения, дает полное описание состояния памятника по визуальным наблюдениям и проводит лабораторные исследования. Виды исследований проводимые над иконой бывают разных видов, как например: определение рН-среды, микроскопический анализ, определение состава грунта, УФЛ излечение, разнообразные экспертизы металлических предметов иконы (гвоздей, скоб). Исследования проводимые над иконы являются одним самых главных процессов в реставрации, так как реставратор основываясь на итогах проведенных исследований, ставит ход дальнейшей работы над произведением, выявляет характерные черты написания иконы и метод ее исполнения.
В процессе предреставрационного исследования иконы удалось восстановить ее бытование. Икона поступила на реставрацию из частной коллекции. Автор иконы неизвестен. По словам владельца, первоначально, икона находилась в селе Юркино, Лысковского района Нижегородской области. В селе Юркино стоял каменный храм в честь Святого Николая Чудотворца, построенный в 1857 году на средства дворянского рода Зыбиных. Из адрес-календаря Нижегородской Епархии, составленного дьяконом А.Снежинским в память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси (Нижний Новгород: Типография Губернского Правления, 1888) мы узнаём, что в тот период времени в селе Юркино, по-прежнему, находится одна каменная церковь во имя Святого Николая Чудотворца. В середине XX века этот храм был окончательно разрушен. По сведениям владельца, икона «Преображение Господне», поступившая на реставрацию, находилась в однопрестольном каменном храме в честь св. Николая Чудотворца. [2,3]
Икона «Преображение Господне» имеет свои особенности построения композиции. Композиция иконы хорошо прочитывается, в центре иконы изображен Спаситель, стоящий на горе Фавор. Правая рука святого находилась в свободном положении чуть ниже уровня груди ладонью вниз, а левая на груди ладонью вверх. Иисус изображен на фоне «фаворского света», выполненного в виде замкнутого овала, от Христа исходят три луча, два по обе стороны от одежд Спасителя — на уровне «средней линии» фигуры, а третий исходил из под стоп Христа, направленный на изображение Иоанна, в данный момент на месте изображения третьего луча находится значительная утрата красочного слоя (в местах стыка досок). Икона поступившая на реставрацию имеет характерный рисунок, сложный по графическому заполнению и многоаспектный по своему символическому значению ореол с фигурой Христа определяет композиционный и смысловой центр иконы. Пророки Илия и Моисей предстоят Христу, «беседуя» с ним. Руки Илии прижаты к груди в жесте поклонения и молитвы, в руках Моисея «скрижали завета», полученные им от Бога на горе Синай. Пророки соприкасаются со «славой» Христа, становятся «сопричастниками» его благодати. Их склоненные спины и развивающиеся складки плащей, изображенные симметрично, образуют полусферу. Такое расположение пророков подчеркивает слитность трех фигур в изображении «славы» в верхней зоне иконы, воспринимающейся как самостоятельная деисусная композиция. Изображение апостолов следуют наиболее уравновешенному «классическому» иконографическому типу, но отличается от аналогичных образцов подчеркнутой созерцательностью образов. Фигуры поверженных на землю апостолов лишены экспрессии, бурных движений, апостолы погружены в себя. Вместе с тем реакция каждого из учеников на увиденное чудо, запечатленная в их позах и жестах, соответствует давней традиции: Петр (слева) — «характер смелый и твердый», «никогда не сомневающийся» и не теряющий «присутствие духа», Иоанн (в центре)-«юный и впечатлительный; Иоаков (справа)- характер спокойный и величавый».
Одной из наиболее примечательных особенностей данной иконы, это ярко и образно выражающийся фаворский свет, и своеобразная трактовка горы Фавор. Горный пейзаж выполнен в красно-охристом оттенке, а возле нее изображены два облака, на которых изображены пророки. Согласно святоотеческим истолкованиям и песнопениям праздника «фаворский свет» в «Преображении»- это свет Троицы. Поэтому наряду с «Крещением» и «Сошествием св.Духа» икона «Преображение» также является «троичной». Символ Троицы в «Преображении» видели как в образах пророков, предстоящих Христу, так и трех апостолов. Иконографически композиционное посторенние иконы таково, что намек на Троицу равным образом можно усматривать и в изображении пророков, поклоняющихся Христу, и апостолов, фигуры которых вписаны в треугольник горы Фавор. [4]
Перед началом реставрационных мероприятий производились лабораторные исследования:
Определение pH-среды с лицевой поверхности иконы, определение состава грунта, УФЛ излучение, микроскопический анализ красочного слоя.
Исследование памятника в ультрафиолетовом диапазоне излучения.
Для возбуждения видимой люминесценции мы направляли на исследуемое произведение поток УФ-излучения и наблюдали видимую люминесценцию в затемненном помещении. Перед источником УФ-излучения устанавливали светофильтр, пропускающий УФ-излучение и задерживающий видимое. В качестве источников УФ-излучения использовали люминесцентные лампы.
Порядок проведения работы над иконой «Преображение Господне»:
1. Мы устанавливали на мольберте исследуемое произведение.
2. Справа и слева от произведения устанавливали два источника УФ-излучения таким образом, чтобы создать равномерную освещенность и исключить бликование.
3. Включали источники излучения в электрическую сеть и нажимали на кнопку стартера (при необходимости нажимали многократно, до включения лампы). Далее лампа 5 мин входила в режим.
4. Затемняли помещение.
5. Наблюдали видимую люминесценцию и регистрировали результаты наблюдения(производили фотофиксацию).
6. После окончания работы выключали все приборы и источники излучения.
В итоге исследований мы получили:
Наблюдалось мутноватое зеленовато-жёлтое свечение по всей поверхности иконы. Следовательно, икона покрыта лаком. Наблюдался контур изображения по всей поверхности иконы. Наблюдались глухие темные пятна небольшого размера над изображением нимба пророка Моисея, на одеждах пророка Илии, вдоль стыка досок, в левом нижнем углу вдоль утраты живописной поверхности, и в правом нижнем углу над изображением руки апостола. Также не имеется свечения на полях иконы. Вероятно они прописаны поверх лакового покрывного слоя. Следовательно, на иконе имеются поздние реставрационные записи.
Рис. 2. УФЛ излучение.
Исследования состава грунта иконы.
Проба грунта иконы бралась на месте стыка досок в районе обнаженной паволоки, с помощью глазного скальпелях [см. приложение №]. Проба грунта помещалась в 50 % раствор соляной кислоты(H2SO4), на стеклянной поверхности. Исследование проводилось под микроскопом с 8 кратным увеличением. Наблюдалось выпадение кристаллов гипса. Грунт не вспенился. В составе грунта присутствует гипс.
Рис. 3. Проба грунта
Определение pH-cреды с лицевой поверхности иконы.
С помощью пипетки наносилась дистиллированная вода на верхнее поле в левом углу и на изображение одежд Спасителя в средней части фигуры, а на
Проба № 1-делалась на поле в верхнем левом углу, при помощи универсального лакмусового индикатора и дистиллированной воды. Индикатор окрасился в светло-зелёный оттенок. По школе рН-среды можно сделать вывод, что поверхность иконы рН -нейтральная=6.
Проба № 2-делалась на изображении одежд Иисуса Христа, таким же способом, как и 1 проба. Результат — pH-среда нейтральная=6. [см. приложение №].
Результаты исследований записных слоев и покрывного слоя иконы с помощью микропроб.
Задача данного исследования выявить предположительно нижележащий авторский слой иконы. По визуальным наблюдениям иконы было выявлено, что под темно-черным цветом полей на краях иконы, в местах утрат красочного слоя проступает нижележащий ярко красный цвет.
Выполнялись пробы на полях в верхнем левом углу иконы на наличие записей. Работа проводилась при помощи настольной лупы увеличением 8х.
Проба № 1 размером по 0,5 x 0,5см по ширине, отжатым ватным тампоном на деревянном черенке в прокатку, смоченным раствором этилового спирта и пинена (в соотношении 1:3), обрабатывался первый участок. Проба не дала результатов, окрашивание тампона было едва заметным.
Проба № 2: применялся отжатый ватный тампон на деревянном черенке, смоченный в растворе этилового спирта и пинена (1:1), обрабатывался участок ниже пробы № 1 на полях. Окрашивание тампона было слабым, проба не дала положительного результата.
Проба № 3: на следующий участок, ниже пробы № 2, накладывался фланелевый компресс 1×1см с применением раствора спирт:пинен (2:1). Время экспозиции составляло 2 мин. В результате темно-черный слой записей размягчался и его удаление проводилось с помощью слегка увлажненных ватных тампонов в растворе спирт:пинен (1:1).
Таким образом, было выявлено, что под темно-синим цветом полей находится авторский слой живописи. В итоге проведенных микропроб, открылись авторские поля: ярко-красная филенка по краю иконы, нижележащая зеленовато-синяя филенка и нижележащее темно-синее поле.
Рис. 4. Исследование записных слоев иконы.
При полной расчистке правого поля было выявлено, что отсутствует ярко-красная филенка по всему правому краю. В связи с этим мы предположили, что во время установки иконы в иконостас, или в киот не вошла по размеру в пазы, и была отпилена на размер равный ярко-красной филенке. Можно предположить, что икона «Преображение Господне» из церкви Св.Николая Чудотворца первоначально находилась в другом храме, так как подгонка в новый иконостас изменила первоначальные размеры и облик произведения. По сведениям владельца: к нему поступили две иконы из одного храма, вторая икона «Воздвижение Креста»- полностью отличается манерой письма и размерами от иконы «Преображение Господне», в связи с этим можно предположить, что последовательность расстановки икон в ряду иконостаса была нарушена, или икона «Преображение Господне» находилась в отдельно стоящем киоте, так как прослеживаются восковые набрызги на всей поверхности иконы — предположительно от церковной лампады, или от восковых свечей.
Заключение: Памятник искусства в момент реставрационного воздействия на него представляет собой сложную исследовательскую работу, в которой классифицируются основные элементы знания реставратора в области анализов проводимых над произведением.
Данные исследования, проведенные над иконой «Преображения Господне» показали, что ее среда pH-нейтральна, грунт гипсовый, икона имеет многочисленные реставрационные записи и покрыта лаком. Красочный слой покрыт мелко-сетчатым и крупно-сетчатым кракилюром с приподнятым краем, имеется паволока, лежащая на основе волнообразным образом. В итоге исследований был составлен ряд реставрационных мероприятий по дальнейшей реставрации иконы.
Собранные воедино сведения о памятнике, полученные в результате исследовательских наблюдений была одной из важнейших задач в данной работе, а в определённом смысле — и цель реставрации, заключающаяся в ее раскрытии технической, художественной и философской природы.
Литература:
1. Алешин А. Б. «Реставрация станковой масляной живописи в России» ВХНРЦ, М.,1976.
2. Драницин Н. Н. «Адрес-календарь Нижегородской Епархии на 1904г». Нижний Новгород: Типо-Литография Т-ва И. М. Машистова, 1904 г. (стр.282).
3. «Список населённых мест Нижегородской губернии по сведениям 1859 года». Издательство: Центральный статистический комитет Министерства Внутренних Дел. Санкт-Петербург, 1863 год (т.25, стр.121).
4. Покровский Н. В. «Евангелие в памятниках иконографии». М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293–294.