Статья посвящена использованию здоровьсберегающего потенциала психофизиологических методов активизации познавательной деятельности, как наиболее «органичного» способа реализации заложенных во ФГОС ООО 2-го поколения идей развития образования. На основании исследования 380 учащихся средней школы № 9 был сделан вывод об эффективности использования в образовательном процессе средней школы психофизиологических методов активизации познавательной деятельности.
Ключевые слова:здоровьсбережение, психофизиологический метод, учащиеся, образовательный процесс, урок, самомассаж, дыхательные упражнения.
Стратегия цивилизационного развития в контексте системных изменений происходящих в России и мире рассматривает образование как педагогическую модель социального заказа, ориентированную на решение проблем вхождения человека в общество и его продуктивную адаптацию в нем. Векторы решения обозначенной проблемы обосновали необходимость постановки новых требований к результатам образовательной деятельности школы. Ответом на них явилось внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее ФГОС ООО) 2-го поколения, которые позволяют оценить успешность реализации целей образования по уровню достигнутых результатов при освоении школьниками основных образовательных программ.
В связи с процессом реализации новых стандартов учебный процесс сегодня характеризуетсяисключительно высоким темпом восприятия учебного материала, его переработкой и своевременным, четким принятием правильного решения. Как отмечает профессор Л. Г. Буйнов: «жесткие временные рамки, порой сопровождающие образовательный процесс, делают его психофизиологически напряженным. Если добавить к этому сложности связанные с анатомо-физиологическими и нервно-психическими особенностями развития учащихся, то на фоне недостаточности психофизиологических резервов некоторых школьников можно наблюдать некачественное усвоение поступающей информации» [2].
Таким образом, для успешной реализации ФГОС ООО 2-го поколения субъекты образовательного процесса должны бать активны. Следовательно, активизация познавательной деятельности становится не менее важным целевым компонентом образовательного процесса, чем получение самих знаний.
Остается открытым вопрос о методах, с помощью которых педагог может достигнуть устойчивой активизации познавательной деятельности учащегося. Как отмечает Л. А. Сорокина: «задачи развития интеллектуальных способностей, системного стиля мышления, коммуникативных умений, а также представлений о системной организации природы, обозначенных во ФГОС ООО 2-го поколения, требуют поиска путей сохранения и поддержания высокого уровня умственной работоспособности школьников на уроках, что неразрывно связано с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий» [5; 8].
Наиболее «органичными» методами воздействия, способствующими активизации познавательной деятельности, по мнению профессора А. В. Соловьева являются «методы, воздействующие непосредственно на физиологию субъекта» [4]. В этом контексте одним из наиболее эффективных направлений, в обозначенном поле деятельности, является использование психофизиологических методов активизации познавательной деятельности, которые Л. А. Сорокиной определяются как «система психологических и физиологических воздействий, целью которых является коррекция функционального состояния организма учащегося» [6]. К которым автор относит:
1. Самомассаж области головы и шеи;
2. Дыхательные упражнения;
3. Физические упражнения;
4. Сочетания методов [7].
Разработанные коллективом авторов Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена под руководством профессора Л. Г. Буйнова, способы повышения умственной работоспособности человека нашли свое достойное применение в образовательной деятельности школы, позволяя активизировать познавательную деятельность школьников, не нарушая функционального состояния их организма [9; 10; 11]. Следовательно, использование этих методов обоснованно следует считать компонентом здоровьсберегающего образования, так как их потенциал направлен, по словам профессора Л. Г. Буйнова на «сохранение здоровья участников образовательного процесса, что на сегодняшний день является вектором новой образовательной парадигмы» [1; 3].
Использование психофизиологических методов активизации познавательной деятельности в процессе обучения не нарушает его структуры и не занимает значительного количества времени, при этом эффективность от использования этих методов видна после недели систематического их использования. Так, на уроках в средней школе регулярно использовались психофизиологические методы активизации познавательной деятельности по следующей схеме: первая неделя месяца: неделя самомассажа. Учащиеся выполняли в середине каждого урока авторскую методику самомассажа разработанную Л. А. Сорокиной с соавторами [7]. Вторая неделя месяца: неделя дыхания. Учащиеся выполняли в середине каждого урока различные виды дыхательных упражнений. Третья неделя месяца: неделя физических упражнений. Учащиеся выполняли в середине каждого урока специальные физические упражнения. Четвертая неделя месяца: неделя сочетаний. Учащиеся выполняли в середине каждого урока различные сочетания психофизиологических методов: дыхание + самомассаж; самомассаж + физические упражнения и т. д. Объективно, опрос учащихся по методике САН (самочувствие, активность, настроение) показал значительную корреляцию показателей в сторону их увеличения. Так, из опрошенных 380 учащихся средней школы, после месячного использования психофизиологических методов активизации познавательной деятельности нами были получены следующие результаты:
- Самочувствие 4,5±0,3®5,4±0,2
- Активность 4,2±0,4®5,3±0,3
- Настроение 4,7±0,2®5,5±0,4
В заключении хочется сказать, что новая для России образовательная парадигма требует не только значительных ресурсных затрат, но и затрат со стороны так называемого «человеческого потенциала», что в свою очередь обуславливает тенденции снижения его эффективности. Использование здоровьсберегающего потенциала психофизиологических методов активизации познавательной деятельности в образовательном процессе школы, позволит не только сохранить здоровье участников образовательного процесса, но и повысить качество образовательной деятельности. Таким образом, новая Отечественная образовательная парадигма сможет быть успешно реализована в обозримом будущем, что позволит нашим детям идти в ногу с развивающимся мировым сообществом.
Литература:
1. Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.
2. Буйнов, Л. Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции [Текст]: / Л. Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии, Санкт-Петербург, 2002 год, том 1, № 2, стр. 27–50.
3. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
4. Соловьев, А. В. Антропометрические аспекты профессионального отбора лиц подвергающихся действию знакопеременных ускорений [Текст]: / А. В. Соловьев, О.В Савчук, И. А. Харитонович // Новости оториноларингологии и логопатологии, Санкт-Петербург, 2002 год — стр. 4.
5. Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.
6. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.
7. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.
8. Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.
9. Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2435617 23.03.2010
10. Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2437689 04.06.2010
11. Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. RUS 2453346 27.04.2010