В данной статье прослеживается современное положение Арктического региона, уделяется внимание возникающим спорам и разногласиям относительно арктических территорий, а также проводится анализ экономического и геополитического аспектов международного сотрудничества в Арктике.
Ключевые слова: арктические и неарктические игроки, энергоресурсы, Северный Морской путь, глобальное потепление, континентальный шельф, Россия.
В последнее время значительно возрос интерес к Арктическому региону. СМИ пестрят прогнозами о возможных крупных конфликтах в Арктике. Возникает вопрос, что же такого таит в себе регион, полностью покрытый льдами и до недавнего времени не представлявший ни малейшего интереса?
Таким образом, цель данной статьи состоит в том, чтобы проанализировать современное положение Арктики с международно-правового, экономического и геополитического аспекта.
Итак, хочется начать с некоторых данных. Сейчас все говорят об изменении климата, о глобальном потеплении и возрастающих темпах таяния ледников в Арктическом регионе. По прогнозам американских исследований, к 2070 году Арктика полностью избавится ото льда. По прогнозам других метеослужб, это произойдет уже в 2050 году, и самые смелые предсказания приводят не менее смелую цифру- 2030 год. И хотя эти прогнозы и кажутся сомнительными, однако оставить Арктический регион без внимания просто не представляется возможным, ибо противоречия в данном регионе имеют обширную экономическую подоплеку. По данным научных исследований, в Арктике сосредоточено около 13 % мировых неразведанных запасов нефти (порядка 60 млрд. тонн из 140 млрд. общемирового объёма), 30 % запасов газа, а также обнаружены большие месторождения углеводородов, запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути, черных металлов, оптического сырья, поделочных камней и др. [1; 6] В условиях возрастающей роли энергетического фактора в мировой политике и роста цен на энергетические поставки данные цифры представляются очень даже не плохим кушем, за который стоит побороться.
Другой значимой возможностью, которую представляет таяние ледников, является использование Северного морского пути как связующего звена между Европой и Азией. По оценкам экспертов данный путь позволяет сократить традиционный маршрут на 2500–4000 морских миль, а это 14 дней в пути и сотни тысяч долларов. Примечательно, что если в 2010 году этим маршрутом прошли всего два судна, то в 2012 году — уже 46. Также интересен и другой немалозначимый транспортный узел — Северо-Западный проход, который в свою очередь намного сокращает расстояние между Атлантикой и Азией сравнительно с традиционным проходом через Панамский канал. Думаю, теперь становится понятно, почему многие страны, даже не имеющие никакого отношения к Арктическому региону, проявляют большой интерес и заявляют о своих правах на морские территории Северно-Ледовитого океана, руководствуясь тезисом о том, что ресурсы Арктики — это достояние общемирового характера. Так, помимо традиционной «арктической пятерки» (США, Канада, Дания, Норвегия, Россия) в гонку за Арктику вступают ЕС, Китай, Южная Корея, Индия, Япония и др.
В борьбе за ресурсы и транспортные пути встает вопрос, как же делить Арктику? Возникают противоречия, связанные с наличием неурегулированных вопросов в рамках действующего международного права. Ведь до сих пор отсутствует нормативно оформленная демаркация морских пространств. Так, например, в 20-е годы XX века существовал секторальный подход, по которому Арктика была поделена на 5 секторов между пятью приарктическими государствами, причем сектор определял расстояние от прибрежной зоны государства до самого Северного полюса. Однако с течением времени страны начали высказывать недовольства и в конце XX — начале XXI века наступил новый этап, связанный с принятием в 1982 году конвенции ООН по морскому праву. [2; 5] По решению данной конвенции, приарктические государства имеют право только на 200-мильную экономическую зону, а также еще на 150 миль в том случае, если удастся доказать, что морское дно является продолжением берега. Только в пределах данной зоны государства могут разрабатывать месторождения полезных ископаемых и проводить различные исследования, остальные же акватории Северно-Ледовитого океана объявляются международной зоной, а это означает, что любое государство может подать заявку на разработку участка арктического шельфа.
Именно в силу данного пункта и активизировались неарктические игроки, такие как Европейский Союз, Китай, Япония, Южная Корея и др., которые уже начали вовлекаться в арктические отношения. Так, например, Китай в 2013г. заключил соглашение с Исландией на освоение шельфового месторождения у берегов острова Ян-Майен (Шпицберген); приобрел доли для своей энергетической компании (CNPC -China National Petroleum Corporation) в размере 20 % в российском проекте СПГ на Ямале. КНР даже арендует порт в Северной Корее, готовя его к возможной роли транспортного узла для осуществления в будущем арктических морских перевозок. [3] Южная Корея также активизировала научные исследования в Арктическом регионе и сейчас добивается подписания меморандума о взаимопонимании с Россией с целью создания совместного порта в Северном Ледовитом океане. В планах Южной Кореи также строительство второго ледокола для более активного проникновения в Арктику. Япония также с давних времен участвует в освоении Арктики, надеясь с помощью СМП продвинуть экспорт в страны Европы. Также эти страны наряду с Сингапуром и Индией получили статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете, а это значит, что их мнение будет учитываться при решении споров.
Положения конвенции 1982 года породили множество новых экспедиций и споров относительно границ континентального шельфа. Дабы не разбирать каждый спор в отдельности, а таковых очень много, проследим, как данный факт коснулся нашей страны — одной из главных участниц битвы за Арктику. Итак, ратифицировав конвенцию 1982г. Россия потеряла значительную часть территорий, которые принадлежали ей по секторальному принципу. Однако один из пунктов конвенции гласит, что страна имеет право подать заявку на расширение своих границ через 10 лет после ратификации конвенции. Арктическая стратегия РФ главным образом и заключается в выполнении данного пункта. Один раз Россия уже подавала заявку на расширение континентального шельфа в 2001 году, но ООН отклонила запрос РФ в виду недостаточного количества предоставляемых доказательств. Так, по мнению МИД РФ, к 2014 году Россия собрала все необходимые данные и подтверждения что хребет Менделеева и Ломоносова являются продолжением Сибирской платформы и собирается повторно подать заявку на установление границ в Арктике. [4] Если же данное заявление России будет одобрено, то РФ вернет все территории, которыми она обладала по секторальному методу.
Однако в интересах США и ряда других стран доказать, что Ломоносовский и Менделевский хребты отделены от Сибирской платформы Северным разломом. Так, например, Канада также высказывает намерение подать заявку на расширение континентального шельфа, а Дания недавно провела ряд экспедиций по изучению морского дна, но данные исследования, как сообщаем СМИ, не оправдали надежд. Более того, всем известно, как в 2007г. водрузив государственный флаг на дне Северного-Ледовитого океана, Россия навлекла на себя массу возмущений и недовольств. Таким образом, главная задача РФ — доказать, что хребты принадлежат ей и не дать возможность другим странам играть главенствующие роли в Арктическом регионе, в особенности США, которые уже размещают ВМС в регионе и проводят активную политику по завоеванию господства в Арктике в рамках НАТО. Установление военно-морских сил США — прямая угроза национальным интересам РФ, сопровождающаяся уязвимостью границ РФ и контролю США над ее пространствами.
Важным в данном вопросе может послужить налаживание международного сотрудничества России со странами Азии. В первую очередь, это, конечно, Китай. Привлекая инвестиции из Китая, Россия может более эффективно осваивать Северный Морской путь и создавать все условия для безопасного прохождения судов через арктические льды. В свою очередь, для КНР это важный шаг на пути становления мировой державой, ведь те, кто будет контролировать данный регион, в будущем займут значимые позиции на международной арене. Однако также не стоит забывать и об отношениях с арктическими государствами. Так, наиболее интересной представляется позиция Канады, которую не устраивают полностью ни предложения США, ни предложения России. И не смотря на активное сотрудничество США и Канады, у России также есть поле для развития совместных проектов с данной страной. Открываются новые горизонты сотрудничества и с Исландией — в сфере геотермальной энергетики, и с Финляндией, которая намерена на развитие экономических отношений с Россией, опять же, в первую очередь, касаемо транспортных возможностей. Что касается США, несмотря на некую паузу, возникшую из-за противоположных взглядов, стратегия России заключается в формировании дружественных отношений со всеми странами во избежание крупных конфликтов. Поэтому, конечно, Россия будет поддерживать мирные отношения с США, однако нужно «глядеть в оба»- ведь, как заявил В. В. Путин, из акватории Баренцева моря подлетное время американских ракет до Москвы — 15–16 минут, а военные границы России укреплены значительно слабее [7; 8].
Таким образом, мы проследили экономические и геополитические реалии, которые руководят действиями различных игроков Арктики, обратились к международно-правовому статусу Арктики, и в результате пришли к выводу, что, несмотря на то, что льды еще остаются по-прежнему крепкими и в ближайшее время открытых столкновений не предвидится, страны уже начинают делить «шкуру неубитого медведя». И если не регулировать противоречия между государствами сейчас, то не исключено, что это может привести к крупным конфликтам в будущем. Поэтому, исследованиями относительно правового статуса Арктики и перспектив развития сотрудничества в регионе следует заниматься и не упускать из виду возможность горячей войны за холодные территории.
Литература:
1. Риа Новости [электронный ресурс]:электр.газета./Арктика — территория диалога. Режим доступа: http://ria.ru/arctic_spravka/20100415/220120223.html
2. Сиваков Д. О. Российское право и век Арктики, издательство 2011, с.5–10
3. Pravda.ru [электронный ресурс]:электр.газета./Китай подвинул Россию в Арктике. Режим доступа: http://www.pravda.ru/economics/rules/globalcooperation/19–08–2013/1170229-arktika-0/
4. Новости [электронный ресурс]:электр.сайт./Нефть. Общество. Политика. Россия. Режим доступа: http://www.newsfiber.com/p/s/h?v=EyRPCKcwDAnE %3D+pJevNvvcvjI %3D
5. Journal of strategic security, Arctic Energy Resources: Security and Environmental Implications. Volume 5, Number 3 Fall 2012: Energy Security, Article 5.
6. РСМД. Международное сотрудничество в Арктике, доклад 2013, с.14–20
7. Atcticway.ru [электронный ресурс]: электр.сайт./ Арктическая стратегия России. Режим доступа: http://www.arcticway.ru/index.php?id=743
8. Nota bene [электронный ресурс]: электр. Сайт./ An Arctic pie/ who and why wants Arctic? Режим доступа: http://www.nbenegroup.com/battle/pie_en.html