В статье, на основе проведенных теоретических и практических исследований проблемы толерантного отношения к студентам — инвалидам при интегрированном обучении в обычном высшем учебном заведении обоснована актуальность специальной психолого-педагогической подготовки преподавателей вуза к интегрированному обучению и преподаванию в инклюзивных группах.
Ключевые слова:студенты-инвалиды, интегрированное обучение, толерантность.
В современном образовательном пространстве гуманизм высшей школы отразился в изменении отношения к высшему образованию лиц с ограниченными физическими возможностями. Однако реализация прав инвалидов на высшее образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных не только с реформированием системы образования в целом, но и социальной политики в отношении к инвалидам, т. е. с низким уровнем толерантности социума к лицам с ограниченными физическими возможностями.
Сегодня, несмотря на произошедшие в последние годы положительные сдвиги в отношении к инвалидам в Казахстане, существуют значительные социально-психологические и личностные барьеры между инвалидами, получающими высшее образование и преподавателями вуза, не имеющими специальной подготовки к работе в инклюзивных студенческих группах. Педагогическая практика показывает, что в процессе стихийной интеграции студентов с ограниченными физическими возможностями в образовательное пространство обычного вуза, толерантность как социальная норма усваивается далеко не всеми преподавателями высшего учебного заведения. В связи с этим, необходима целенаправленная работа по формированию адекватного образа студента с ограниченными возможностями в современном образовательном социуме [1, с. 51–56].
Под профессиональной толерантностью педагога, нами понимается личностно-профессиональное качество, формируемое на основе преодоления социальной дистанции и психолого-педагогическая готовность к педагогической работе с обучаемыми, имеющими ограниченные физические возможности [2, c. 111–117].
Исследования по данной проблеме свидетельствуют о положительном «опыте трансформации», который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями. Это постепенные трансформации, в которые вовлекаются преподаватели, желающие: 1) взаимодействовать со студентами-инвалидами, отличающимися от своих сокурсников; 2) освоить навыки, необходимые для обучения всех студентов, включая студентов-инвалидов; 3) изменить свои установки в отношении студентов с ограниченными физическими возможностями [3, c.91]. Подобные изменения в профессиональной педагогической деятельности, на наш взгляд, предполагают наличие у ППС высших учебных заведений специальной психолого-педагогической подготовки, которая окажет содействие формированию толерантного отношения к студентам — инвалидам и получению ими высшего образования.
Проведенное нами диагностическое исследование педагогической толерантности и анализ его результатов позволили изучить мнение преподавателей вуза о возможном обучении студентов-инвалидов в обычном вузе в условиях интегрированного образования и их отношение к данной проблеме и определить уровень практической готовности к успешному осуществлению своей педагогической деятельности в инклюзивных группах. Ниже приведен пример такого исследования, проведенного в 2011–2012 учебном году на базе Международной Бизнес — Академии (МБА) в г. Караганде.
Для выявления особенностей представлений ППС вуза о возможностях получения высшего образования инвалидами в условиях интегрированного обучения, оценки их готовности к практическому взаимодействию со студентами-инвалидами в инклюзивных группах мы использовали метод анкетирования. При проведении анкетирования мы руководствовались необходимостью обеспечения репрезентативности выборки и попытались максимально полно охватить профессорско-преподавательский состав вуза. Всего в предварительном анкетировании на начальном этапе констатирующего эксперимента в качестве респондентов приняли участие 50 преподавателей (90 % от всего ППС вуза).
На момент проведения исследования, на двух факультетах МБА (факультет Бизнеса и факультет Иностранных языков) на 1–4 курсах обучалось на очной форме около 600 студентов, из них 21 — студенты — инвалиды, которые имели инвалидность по четырем группам заболеваний: с нарушениями речи (3 студентов); с нарушениями слуха (5 студентов); с нарушениями зрения (4 студента); с нарушениями опорно-двигательного аппарата (9 студентов). Таким образом, доля студентов с ограниченными физическими возможностями, обучающимися интегрировано, составляла 3,5 % от общего числа студентов очного отделения в вузе. В анкетировании принимали участие преподаватели в возрасте от 25 до 67 лет, которые ведут занятия по трем профессиональным направлениям: социально-гуманитарное, техническое и экономическое, с минимальным и достаточно большим педагогическим стажем, как с ученой степенью, так и без неё.
В соответствии с целью и задачами исследования, была разработана анкета для ППС, традиционно состоящая из четырех блоков: блока с вводной частью, где были кратко обозначены цели проведения опроса; блока с вопросами различной направленности (собственно содержательной части анкеты); блока для комментариев и предложений респондентов, направленных на изменение отношения общества к людям с ограниченными физическими возможностями; и блока «паспортички», где сконцентрировались все необходимые для дальнейшей обработки сведения о респондентах.
Условно содержательный блок анкеты можно разбить на три части, отличающиеся направленностью вопросов. Первая часть вопросов анкеты была направлена на измерение толерантности/интолерантности ППС вуза на когнитивном уровне, вторая часть вопросов на измерение толерантности/интолерантности на аффективном уровне, а смысловое содержание вопросов третьей части анкеты позволяло оценить толерантность/интолерантность респондентов из числа ППС вуза на конативном уровне.
При обработке результатов предварительного анкетирования мы руководствовались базовыми принципами распределения всех респондентов на три группы исходя из уровня их толерантности. Распределение респондентов в эти группы по уровню толерантности осуществлялось на основе анализа существующих многочисленных методик по психодиагностике толерантности.
В процессе анализа результатов проведенного анкетирования, были получены характеристики педагогов МБА, входящих в состав групп по уровням толерантности, отражающие их поведенческий и социально демографический профиль. Среди социально-демографических факторов, влияющих на толерантность, для нас представляли интерес: гендер (социально-психологический пол), возраст, национальность, постоянное место жительства, педагогический стаж, уровень педагогической квалификации (категория, наличие ученой степени), наличие опыта общения с инвалидами в повседневной жизни и специализация профессионально-педагогической деятельности.
Распределение всех опрошенных по уровням их общей толерантности с учетом интересующих нас социально-демографических характеристик респондентов представлены ниже в таблице 1.
Социально-демографическая структура ППС с различным уровнем толерантности
Социально-демографические характеристики респонденты |
Распределение респондентов по уровням толерантности, % |
|||
Высокий уровень толерантности |
Средний уровень толерантности |
Низкий уровень толерантности |
||
Гендерная принадлежность |
Женский пол (33 чел.) |
51 |
30 |
19 |
Мужской пол (17 чел.) |
36 |
37 |
27 |
|
Возраст |
25–30 лет (8 чел.) |
22 |
29 |
49 |
30–50 лет (27 чел.) |
45 |
40 |
15 |
|
50–67 лет (15 чел.) |
34 |
30 |
36 |
|
Национальность |
Казахи (17 чел.) |
33 |
34 |
33 |
Русские (20 чел.) |
37 |
35 |
28 |
|
Другие национальности (13 чел.) |
24 |
39 |
37 |
|
Постоянное место жительства |
Город (40 чел.) |
35 |
27 |
38 |
Село (аул) (4 чел.) |
37 |
33 |
30 |
|
Смешанный тип поселения (6 чел.) |
32 |
30 |
38 |
|
Наличие опыта общения с инвалидами |
Наличие систематических контактов (14 чел.) |
52 |
21 |
27 |
Эпизодические контакты (18 чел.) |
34 |
42 |
24 |
|
Отсутствие опыта общения (18 чел.) |
17 |
38 |
45 |
|
Специализация профессиональной деятельности |
Социально-гуманитарные науки (21 чел.) |
82 |
11 |
7 |
Экономические науки (19 чел.) |
38 |
41 |
21 |
|
Технические науки (10 чел.) |
33 |
48 |
19 |
|
Педагогический стаж |
0–5 лет (12 чел.) |
20 |
32 |
48 |
5–15 лет (23 чел.) |
59 |
29 |
12 |
|
Свыше 15 лет (15 чел.) |
67 |
24 |
9 |
|
Педагогическая квалификация |
Наличие ученой степени (23 чел.) |
62 |
29 |
9 |
Отсутствие ученой степени (27 чел.) |
42 |
43 |
15 |
Как видно из данных, представленных в таблице 2, уровень толерантности ППС к образовательной интеграции инвалидов в систему высшей школы рассматривался нами в зависимости от целого ряда социально-демографических факторов, среди которых, как показал дальнейший анализ, наиболее важным оказался опыт общения с инвалидами в преподавательской деятельности и повседневной жизни.
В меньшей степени на уровень физиологической толерантности влияет возраст и гендерная принадлежность преподавателей. Так же на уровень толерантности ППС влияние оказывает педагогический стаж и специализация профессионально-педагогической деятельности. Так же в результате обработки анкетного материала нами не выявлено влияние на уровень толерантности национальности, постоянного места жительства респондентов, ученой степени.
Участникам анкетирования было предложено выделить основные качества, присущие инвалидам: как позитивные, так и негативные. Обработка материалов анкетирования показала, что, по мнению большинства опрошенных из числа ППС, инвалидам свойственны следующие негативные качества: неадекватность, озлобленность, агрессия, малообщительность, подверженность нервным срывам, замкнутость, обида на общество, стеснительность, беспомощность, низкая активность, уныние. Эти качества, по мнению респондентов, проявляются потому, что инвалиды «страдают от своей неполноценности», они испытывают психологические нагрузки из-за невозможности вести «нормальный образ жизни», инвалида «выкидывают из общества». Об этом упомянули в той или иной форме 75 % опрошенных.
Таблица 2
Взаимосвязь уровня толерантности ППС и социально — демографических факторов
Социально демографические факторы |
Показатели значимости различий уровня толерантности респондентов от социально демографических факторов, при р=0,05 |
|||
Эмпирическое значение критерия c2 (по результатам анкетирования) |
Табличное значение критерия c2 |
Количество степеней свободы |
Различия |
|
Возраст |
13,21 |
9,48 |
4 |
значимые |
Место проживания |
1,69 |
9,48 |
4 |
незначимые |
Национальность |
3,75 |
9,48 |
4 |
незначимые |
Наличие опыта общения с инвалидами |
33,50 |
9,48 |
4 |
значимые |
Пол |
6,65 |
5,99 |
2 |
значимые |
Направления подготовки преподавателей |
11,08 |
9,48 |
4 |
значимые |
Педагогический стаж |
12,95 |
9,48 |
4 |
значимые |
Ученая степень преподавателей |
2,04 |
5,99 |
2 |
незначимые |
К числу позитивных качеств, присущих инвалидам, педагоги МБА отнесли: целеустремленность, силу духа, стойкость, энергичность, трудолюбие, активность, жизнерадостность, общительность, любознательность, уравновешенность, взаимопомощь. Перечисленные качества свойственны инвалидам, которые стремятся преодолеть «свои комплексы», «жаждут быть полезными обществу, не хотят быть обузой» (об этом упоминают 64,4 % опрошенных), стремятся к самосовершенствованию, активно познают окружающий мир, находят себе друзей (по словам 32,1 % опрошенных). При ответе на вопрос «какие, по-вашему, виды деятельности присущи инвалидам» большинство всех опрошенных респондентов назвали: пассивное времяпровождение (87 %): сидеть дома, смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты, разгадывать кроссворды; деятельность, связанная с лечением (35,2 %): посещение врачей, периодическое санаторное лечение, реабилитационное лечение; деятельность, связанную с ведением домашнего хозяйства (68,8 %); активные виды деятельности: трудовая деятельность (16,3 %), занятия физической культурой и спортом (46,1 %), «повышение своего умственного развития» (48,6 %), а именно чтение книг, при наличии компьютера занятия за компьютером, самообразование.
По мнению большинства опрошенных педагогов (76,4 %), инвалиды в Казахстане могут обучаться в высшем учебном заведении, если сами того желают. 34 % респондентов основным условием обучения инвалидов в вузе называют отсутствие заболеваний нервной системы и наличие необходимого интеллектуального уровня. Из всех опрошенных преподавателей, 24 % считают, что инвалиды могут учиться лучше, чем остальные студенты, потому что: «могут уделять больше времени подготовке и старательнее изучать дисциплины, в то время как студент работает или развлекается, у инвалида больше свободного времени для учебы», «из чувства противоречия — доказать, что инвалид не хуже остальных, а может быть даже и лучше».
К возможным проблемам студентов-инвалидов, которые могут возникнуть у них в процессе обучения в вузе, респонденты отнесли: преодоление психологического барьера, связанного с поступлением в вуз; проблемы, связанные с ограниченными возможностями перемещения в пространстве; у инвалидов может быть «недостаточно средств для оплаты за обучение», и вообще, «к ним относятся иначе, чем к здоровым людям». Но 54 % опрошенных считают, что главная проблема — ограниченный доступ инвалидов к социальным ресурсам и образовательным в том числе. Как можно увидеть из ответов педагогов, наибольшая толерантность к тому, чтобы преподавать в инклюзивных группах, проявилась у респондентов по отношению к студентам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а менее терпимы педагоги к тем студентам, у кого есть нарушения слуха, зрения, речи. Самый низкий уровень толерантности был выявлен в отношении людей с нарушениями в умственном развитии — почти у 80 % опрошенных. Отметим, что 50 % опрошенных педагогов считают возможной образовательную интеграцию студентов с поражением опорно-двигательного аппарата, но только 15 % из них согласились бы вести занятия в такой группе.
По мнению респондентов из числа ППС МБА, каждому второму преподавателю понадобится специальная переподготовка, если образовательная интеграция студентов-инвалидов все-таки состоится в более широком масштабе. А примерно 1/5 часть педагогов считают себя вполне подготовленными к подобной ситуации, по крайней мере, они не ожидают никаких особых изменений в их профессиональном статусе, карьере или в собственной квалификации. Мнение ППС вуза в оценке последствий от интеграции студентов-инвалидов в обычные вузы: более 2/3 опрошенных (70 %) полагают, что это позволит остальным обучаемым стать более толерантными, научиться взаимопомощи и увеличить уровень эмпатии, хотя не исключены и конфликты между ними (к такому мнению склоняются каждый четвертый педагог). Мнения о влиянии интеграции на уровень качества образования распределились следующим образом: 10 % из числа ППС вуза ожидают, что качество обучения возрастет, тогда как, 21 % преподавателей опасаются обратного.
В итоге мы пришли к выводу о том, что, преподавательский социум МБА в общении с инвалидами в большей степени руководствуется социальными стереотипами и представлениями о «должном» поведении и «нормативными» характеристиками инвалидов в целом, что создает социально-психологические барьеры интеграции инвалидов в студенческое сообщество. Для преодоления этих барьеров на базе МБА в 2012г. была апробирована программа психолого — педагогической подготовки ППС вуза к осуществлению педагогической деятельности в условиях интегрированного обучения [4]. Почти 85 % всех респондентов испытывают психологический дискомфорт при осуществлении коммуникации с инвалидами. Была так же выявлена общая тенденция среди респондентов, по возможности, избегать общения с инвалидами.
В результате анализа анкетного опроса, нам удалось выяснить, что преподаватели МБА не склонны рассматривать инвалидов как единую массу, а готовы разделять инвалидов на негативно настроенных по отношению к обществу и позитивно настроенных; страдающих психическими заболеваниями и всех остальных; занимающих активную позицию в жизни и склонных требовать повышенного внимания к себе. Вместе с тем педагогами МБА выделен ряд существующих объективных препятствий для подобной реформы образовательной системы, среди которых значимое место занимают неприспособленность обычной вузовской среды, неподготовленность ППС и студенческого контингента к толерантному взаимодействию со студентами — инвалидами.
Приведенная выше, предварительная оценка уровня толерантности ППС вуза к студентам — инвалидам и дальнейшая группировка респондентов по этим уровням позволяют нам говорить о существующей проблеме интолерантного отношения в сфере высшего образования к студентам с инвалидностью, которая становится все более актуальной для инклюзивного обучения.
Литература:
1. Е. Р. Ярская-Смирнова Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1997. — № 2.
2. Н. Н. Сергеева, А. В. Демчук. Комплексный подход к проблеме формирования профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. // Специальное образование.2011.№ 3.
3. И. А. Филатова. О деонтологической готовности к профессиональной деятельности специального педагога. //Специальное образование 2009., № 4.
4. Коростелева Н. А. Программа психолого-педагогической подготовки ППС вуза к осуществлению педагогической деятельности в условиях интегрированного обучения. — Караганда, МБА, 2012.