Для оценки качества пилотажных свойств транспортных самолетов, описываемых в виде
предлагается использовать прошедший практическую апробацию функционал вида [1…4]
,
где — соответственно векторы фазовых координат управляющих и возмущающих воздействий;
— собственные числа матрицы А;
— весовые константы. Для продольного движения после определения весовых констант с использованием экспериментальных данных его можно представить в виде:
,
где — безразмерный коэффициент затухания;
.
Для колебательных систем совпадает с собственной частотой. Для апериодических систем
. При этом характеристическое уравнение имеет вид
.
Определение областей равных оценок пилотажных свойств производилось с учетом оценок по десятибалльной шкале Купера-Харпера (рис.1; сплошные линии — оценки, полученные по предложенному функционалу, пунктир — области, полученные экспериментально по шкале Купера-Харпера). Избирательность рассматриваемого функционала для определения классов ЛА к сожалению недостаточна (для класса 3,5 значение
; для класса
). Поэтому наравне с использованием
для оценки ЛА предлагается использовать в качестве частных критериев сами значения
и
.
Рис.1. Области равных оценок пилотажных характеристик
Для колебательной системы
,
или
.
Введя традиционно используемые характеристики управления
(
),
получим:
,
или
,
или
.
При принятых значениях весовых констант ()
.
В частности при
. Для сравнения:
при
().
При фиксированном с ростом
значение
убывает:
(пилоты-эксперты стремятся увеличить при работе на тренажере).
С ростом значение
уменьшается, класс системы улучшается (рис.2).
Рис. 2. Функционал качества
При .
При этом при , при
,
то есть при и
, или
достигает минимума.
Для уменьшения (или для улучшения класса системы) при фиксированном
сначала надо вычислить
,затем сравнить
со значением
:
если <
, то надо двигаться в сторону увеличения
до значения
, если же
>
, то надо двигаться в сторону уменьшения
до
(рис. 2). Например, пусть
. Рассмотрим
. При этом
. Здесь
при
.
Как видим, >
и надо двигаться в сторону уменьшения
. Наименьшее значение
будет при
. При этом
.Дальнейшее уменьшение частоты привело бы уже к увеличению
. Например,
. Для этого значения
имели бы
, и следовало бы двигаться в сторону увеличения
.
Отметим,
,
то есть убывает с ростом
.
Из приведенного с очевидностью вытекает следующая методика настройки параметров авиационного тренажера. А именно, для улучшения класса системы, имеющей параметры , необходимо:
- вычислить ,
- сравнить со значением
,
- выбрать шаг и взять вместо
значение
,
- вычислить ,
- вычислить ,
- вычислить шаг ,
- двигаться в этом направлении, пока убывает,
- уточнить направление вектора-градиента в предпоследней точке , где значение
было меньше последнего,
- повторить процедуру сначала.
Предложенный подход эффективно использовался и при многокритериальной оптимизации сложных систем различного назначения [5…8].
Литература:
1. Данилов А. М., Гарькина И. А. Сложные системы: идентификация, синтез, управление: монография. — Пенза: ПГУАС, 2011. — 308 с.
2. Данилов А. М.,Гарькина И. А., Домке Э. Р. Математическое и компьютерное моделирование сложных систем. — Пенза: ПГУАС, 2011. -296 с.
3. Данилов А. М., Гарькина И. А., Домке Э. Р. Математическое моделирование управляющих воздействий оператора в эргатической системе / Вестник МАДИ, № 2, 2011. –С.18–23
4. Гарькина И. А., Данилов А. М., Пылайкин С. А. Транспортные эргатические системы: информационные модели и управление / Мир транспорта и технологических машин. — 2013. -№ 1 (40). — С. 115–122.
5. Гарькина И. А., Данилов А. М. Управление в сложных технических системах: методологические принципы управления / Региональная архитектура и строительство, № 1 (12), 2012, С.39–43.
6. Будылина Е. А., Гарькина И. А., Данилов А. М., Сухов Я. И. Некоторые подходы к анализу и синтезу сложных систем / Молодой ученый. — № 10(57). — 2013. — С.105–107.
7. Будылина Е. А., Гарькина И. А., Данилов А. М., Махонин А. С. Основные принципы проектирования сложных технических систем в приложениях / Молодой ученый. — № 5. 2013. –С.42–45.
8. Гарькина И. А., Данилов А. М., Домке Э. Р. Промышленные приложения системных методологий, теорий идентификации и управления / Вестник МАДИ. — 2009. — № 2(17). — С.77–82.