В статье рассмотрены вопросы активизации инновационно-инвестиционного процесса в сфере материального производства, обоснована необходимость формирования инвестиционной политики на качественно новом уровне, нацеленной на модернизацию предприятий и выход их из финансового кризиса
Ключевые слова: инвестиции, инновационность экономики, регион.
Успешная инвестиционная деятельность является важным фактором технологического обновления современной инфраструктуры и повышения конкурентоспособности области. Для развития региона необходимо привлекать дополнительные денежные средства, инвестиции. Но, вкладывая свои средства, инвестор обязательно сначала оценивает различные показатели прибыльности и рискованности вложений, в том числе и оценивает инвестиционный климат того региона, куда он хочет направить свои средства.
Соответственно, в регион с благоприятным климатом инвестор охотнее вложит свои средства. Поэтому властям необходимо знать инвестиционный климат своего региона, его сильные и слабые стороны и, при необходимости, улучшать этот важный показатель.
В результате систематизации изученного автором опыта предлагается выделять следующие основные подсистемы инновационной инфраструктуры Вологодской области и их составляющие (рис. 1).
Рис.1 Элементы инновационной инфраструктуры
Следует отметить, что проблемы инвестиций и инноваций всегда находятся в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что эти процессы затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.
Создание условий для активизации инвестиционной деятельности с целью диверсификации экономики региона является одним из главных направлений деятельности Правительства области [2].
К факторам, обеспечивающим инвестиционную привлекательность региона, относятся:
- наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей поддержку инвестиционной деятельности;
- высокий и постоянно растущий производственный потенциал;
- благоприятные условия для развития малого бизнеса;
- значительные лесные ресурсы;
- туристический потенциал.
Накопленный в Вологодской области иностранный капитал на начало 2012 года составил 1451 млн. долларов США. В 2011 году в экономику области было инвестировано 4142,8 млн. долларов США, это в 23,3 раза больше, чем за 2010 год.
В структуре иностранных инвестиций преобладают (99,9 %) «прочие инвестиции» (торговые кредиты, кредиты международных финансовых организаций и прочие). Основные вложения иностранных инвестиций осуществлялись в обрабатывающие производства, в том числе в металлургическое производство (98,5 % общего объема поступивших в 2011 году иностранных инвестиций). Основными странами-инвесторами в 2011 году являлись Люксембург, Нидерланды и Великобритания [2].
Формирование благоприятного инвестиционного климата в области, содействие предприятиям в привлечении инвесторов — одно из приоритетных направлений деятельности Правительства Вологодской области.
Стратегия привлечения инвестиционных ресурсов представляет собой своего рода долгосрочный план, включающий меры по благоприятствованию притоку инвестиций в регион. Руководством области разработана система долгосрочных мер, направленных на увеличение притока инвестиций в экономику региона и предупреждение их оттока:
- государственная поддержка инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот);
- создание прозрачной процедуры осуществления инвестиционной деятельности;
- создание механизма работы с региональными инвестиционными проектами.
Также для повышения инвестиционной привлекательности Вологодской области необходимо активно внедрять в промышленность региона научно-технические достижения, поскольку сегодня наш регион характеризуется отсутствием эффективных связей между наукой и производством, что не позволяет экономике эффективно конкурировать в высокотехнологических отраслях, что также отталкивает инвесторов.
Кроме этого, в Вологодской области есть значительный финансовый риск для инвесторов, поскольку уже не в первый год руководством области принимается проект бюджета с дефицитом. Этот факт может оттолкнуть инвесторов, но положительным моментом является то, что величина этого долга значительно сокращается с течением времени.
В настоящее время руководство области связывает перспективы развития инвестиционного процесса в Вологодской области с двумя основными источниками: государственными ресурсами (средства бюджетов и внебюджетных фондов), и частным капиталом (собственные ресурсы предприятий и организаций, отложенные средства населения, кредитные ресурсы банков, иностранные инвестиции) [1].
Также в Вологодской области эффективно действует механизм, предусматривающий для инвесторов пакет стабильных региональных налоговых льгот в рамках областной инвестиционной программы, что способствует привлечению инвестиций. Еще создана законодательная база, способствующая улучшению инвестиционного климата.
Экономический риск региона основывается на зависимости области от конъюнктуры цен на мировых рынках, что обусловлено значительной долей экспорта в экономике региона — 34 % от объема производимых товаров.
Проанализировав все положительные и отрицательные аспекты инвестиционного климата журнал «Эксперт» присвоил Вологодской области инвестиционный рейтинг — 3В1, это подразумевает пониженный потенциал и умеренный риск региона.
В настоящее время руководство области активно стремится привлекать инвестиции в основном за счет законодательных мер, что приводит к определенным результатам. Но можно улучшить эти результаты и за счет других мер, основывающихся на устранении недостатков и уменьшении инвестиционных рисков для инвесторов. Также для повышения инвестиционной привлекательности Вологодской области необходимо активно внедрять в промышленность региона научно-технические достижения [3].
Основным направлением улучшения инвестиционной привлекательности становится выравнивание конкурентных условий в экономике, улучшению инвестиционного климата.
Однако существующие проблемы в России влияют на инвестиционный потенциал и климат округов и регионов, и в частности на Северо-Западный федеральный округ и Вологодскую область. Выделим общероссийские проблем привлекательности экономики для потенциальных инвесторов.
1) Степень прозрачности политической, законодательной и административной сферы, а также прозрачность самого бизнеса;
2) Государственные предприятия, по мнению иностранных инвесторов, ограничивают возможности внедрения новых идей и возникновения новых компаний;
3) Низкая степень внедрения современных достижений в науке и технике;
4) Утечка капитала из России за рубеж;
5) Сырьевая направленность российской экономики, всецело зависящей от ситуации в топливно-энергетическом секторе.
Инвесторы считают инвестиционный климат в России привлекательным, но рискованным. Они рассматривают меры правительства по стимулированию притока инвестиций как позитивный шаг, но их непоследовательность вызывает определенный сомнения. Таким образом, можно выделить следующие проблемные области: прозрачность ведения бизнеса, политическая стабильность, а также взаимодействие с государственными органами.
Жесткие нормативные требования, бюрократия и коррупция являются барьерами для инвестиций. Инвесторам необходимо эффективное законодательство, снижение степени бюрократии и менее жесткое регулирование. Наиболее высокий экономический рост в этом случае ожидается в секторах энергетики, информационных коммуникационных технологий, а также в автомобильной промышленности.
Особо острой проблемой для страны является утечка капитала, которая все последние годы сохраняется на высоком уровне, а в последнее время даже увеличилась. К сожалению, незначительно растет и число стран-инвесторов, вкладывающих средства в российскую экономику.
Избежание утечки капитала возможно путем решения трех предыдущих проблем, т. к. внутренние российские инвесторы видят всю ситуацию на рынке в качестве непосредственных участников.
В настоящее время Правительство России стремится использовать три преимущества страны − природные ресурсы, объем и темпы роста внутреннего рынка, а также наличие образованного населения. [3] Но как раз первый на их взгляд плюс для иностранных инвесторов представляется минусом. Речь идет о сырьевой направленности нашей экономики, всецело зависящей от ситуации в топливно-энергетическом секторе, а также о ее чрезмерной монополизации.
Решение всех этих проблем необходимо в комплексе, потому что только тогда появится возможность улучшения инвестиционного климата России и выход отечественной экономики на качественно новый уровень.
Что касается Вологодской области, здесь выделяются следующие проблемы:
1) Сильная зависимость от центра;
2) Несовершенство местной нормативно-правовой базы регулирующей инвестиционную деятельность в регионе;
3) Недостаточный уровень квалификации разработчиков инвестиционных бизнес-проектов и управляющих структур, на которых возложено право решающего голоса.
Основной проблемой недостаточного уровня инвестиционной привлекательности Вологодской области все же является недостаточная самостоятельность региона, сильная зависимость от центра и его финансовых вливаний. Решение этой проблемы возможно путем самостоятельного поиска инвесторов, как в России, так и за рубежом. Необходим постепенный уход от принципа государственного финансирования жизненно-важных региональных проектов, т. е. переход от государственных к частным инвестициям.
В направлении решения общероссийских проблем необходимо еще усовершенствовать нормативно-правовую базу инвестиционной деятельности в масштабе региона. Также немало важным является освоение современных подходов планирования, оценки и представления инвестиционных проектов. Все это в качестве решения проблемы недостаточного уровня квалификации кадров, отвечающих за привлечение в регион и отрасль, в частности, иностранных инвестиций. Ведь с инвестором необходимо говорить на одном языке и тогда и только тогда данный диалог приведет к положительным результатам и получению новых инвестиционных вливаний в регион.
Литература:
1. Закон Вологодской области N 2433-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» — 2011 года
2. Официальный сайт «Правительство Вологодской области». Режим доступа: [www.vologda-oblast.ru]
3. Электронный журнал «Экономика России 21 век». Режим доступа: http://www.ruseconomy.ru/nomer17_200410/ec26.html
4. Чалдаева Л. А., Федоренко И. Н.,Боговик О. В. Цели и сферы инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг в региональной финансовой системе /Финансовая аналитика: проблемы и решения.2012. № 39. С. 47–52