Статья посвящена использованию психоэмоциональных методов активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы. Раскрывая специфику предметного использования методов, корректирующих эмоциональное состояние участников образовательного процесса, отражается их здоровьесберегающий и активизирующий познавательную деятельность потенциал, способствующий эффективной реализации ФГОС ООО 2-го поколения.
Ключевые слова:психоэмоциональные методы, русский язык, литература, активизация познавательной деятельности, педагог, учащийся.
«Дитя, если можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить ее мыслить иначе. Таким образом, облекая первоначальное ученье в формы, краски, звуки, – словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем, вместе с тем, наше ученье доступным ребенку, и сами входим в мир детского мышления»
К.Д. Ушинский
Концепция гуманизации образования меняет основное направление деятельности школы, нацеливая образование на личность ученика, находя свое выражение в демократизации школы, гуманитаризации обучения, профильной и уровневой дифференциации, развитии системы самообразования, создании условий комфортного обучения и ориентации на активную учебную деятельность школьников. В этих направлениях действуют ФГОС ООО 2-го поколения, образовывая сочетание единого образовательного пространства с возможностями ученика. Гуманистическое педагогическое образование ставит учащегося в центр процесса, а учитель организует обучение так, что школьник саморазвивается в процессе общения с педагогом и другими учениками.
В основу разработки ФГОС ООО 2-го поколения положен системно-деятельностный подход, в котором определяет главным результатом образования не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир-человек». В этом процессе личность человека выступает как активное творческое начало. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития – активная познавательная деятельность, при этом ее становление означает становление духовного развития. В обозначенном контексте Л.А. Сорокина отмечает: «ФГОС ООО 2-го поколения, реализующие системно-деятельностный подход, имеют целью не изменение содержания обучения и воспитания для отдельных школьников, а приспособление методов и форм работы к индивидуальным особенностям учащихся» [5; 7].
Реализуя цели и задачи стандарта учителю необходимо пересмотреть свои подходы к образовательной деятельности, найти наиболее эффективные методы взаимодействия с учащимися. Однако, ФГОС ООО 2-го поколения документ, определяющий не только деятельность педагога и отбор содержания учебных предметов, но и задающий критерии качества образовательной деятельности, выражающиеся в формировании «портрета идеального выпускника». Таким образом, модернизации отечественной системы образования опирается на две точки: деятельность педагога в реализации ФГОС ООО 2-го поколения и деятельность учащегося в реализации ФГОС ООО 2-го поколения. В этой связи профессор Л.Г. Буйнов отмечает: «жесткие временные рамки, порой сопровождающие образовательный процесс, делают его психофизиологически напряженным. Если добавить к этому сложности связанные с анатомо-физиологическими и нервно-психическими особенностями развития учащихся, то на фоне недостаточности психофизиологических резервов некоторых школьников можно наблюдать некачественное усвоение поступающей информации» [1; 3].
В новых условиях образовательной деятельности потенциал педагога должен быть направлен не только на достижение учащимися планируемых результатов обучения и высокого балла по ИГА и ЕГЭ, но и на сохранение его соматического и психологического здоровья. Как пишет Л.А. Сорокина: «задачи развития интеллектуальных способностей, системного стиля мышления, коммуникативных умений, а также представлений о системной организации природы, обозначенных во ФГОС ООО 2-го поколения, требуют поиска путей сохранения и поддержания высокого уровня умственной работоспособности школьников на уроках, что неразрывно связано с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий» [4]. Такого же мнения придерживается и профессор Л.Г. Буйнов, подчеркивая: «здоровьесбережение есть неотъемлемая часть школьной образовательной практики, следовательно, оно должно реализоваться путем использованию методик и технологий, направленных на коррекцию того или иного компонента индивидуального здоровья» [2].
Учитывая специфику учебных предметов «русский язык» и «литература» необходимо использовать такие методы коррекции индивидуального здоровья, которые не нарушали бы ход учебного процесса и были максимально к нему приближены, при этом способствовали бы не расслаблению, а наоборот, активизации.
Такими методами являются психоэмоциональные методы активизации познавательной деятельности, которые Л.А. Сорокина определяет как:«систему психологических и педагогических воздействий, целью которых является эмоциональный настрой учащегося на восприятие учебного материала, предупреждение и преодоление негативного отношения к предмету, обусловленного внутренней спецификой психоэмоционального состояния школьника» [8]. Данным автором предложены наиболее эффективные психоэмоциональны методы активизации познавательной деятельности, которые используются в образовательном процессе (рис.1) [6].
Так, ролевая игра на уроках русского языка и литературы приобретает исключительное значение путем привлечения эмоционально-чувственных образов героев литературных произведений. Такой метод позволяет эффективно формировать не только знания, но и коммуникативные способности, осознание величия русского языка и литературы, поставить себя на место героев литературных произведений различных жанров. Естественно, такой подход к уроку способствует пробуждению интереса и к внеклассному чтению, активизируя познание школьников.
Рис. 1. Психоэмоциональные методы активизации познавательной деятельности по Л.А. Сорокиной.
Арттерапия в контексте предметов русского языка и литературы приобретает направленность творческого подхода к интерпретации различного рода заданий. Учитывая, что на уроках русского языка учащимся приходится много писать, прослеживается тенденция к перенапряжению мышц кисти, и как следствие нарушению подчерка. Использование пластиковых шариковых ручек, делает этот процесс еще более активным. Мелкая моторика кисти наиболее эффективно формируется при использовании деревянных карандашей и восковых мелков, поэтому выполнение ряда заданий, не требующих строгого контроля знаний, целесообразно проводить с использованием карандашей и мелков, что положительно отражается на формировании подчерка школьника.
Музыкотерапию в контексте учебных предметов «русский язык» и «литература» целесообразно проводить в форме использования музыкальных произведений эпохи соответствующей тому или иному литературному произведению, что способствует эмоциональному настрою учащихся на восприятие конкретного произведения, активизируя их познание.
Психогимнастика проводилась с использованием «масок» в начале или конце урока, в зависимости от эмоционального состояния учащихся с целью его коррекции.
Аутогенная тренировка выполнялась в конце урока для того, чтобы сбалансировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе путем активизации образного мышления, настраивающего учащегося на гармонию и безмятежность.
Таким образом, использование психоэмоциональных методов активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы имеет свою специфику, способствующую эффективному достижению целей урока без негативного влияние на здоровье участников образовательного процесса. В напутствие учителям на сложном и извилистом пути их трудовой деятельности, хочется сказать словами американского писателя и историка Генри Адамса: «учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние». Это изречение обуславливает наше глубокое убеждение в том, что влияние учителя должно приносить учащемуся только конструктивные эмоции.
Литература:
1. Буйнов, Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования №4, Пенза, 2012 – стр.242.
2. Буйнов, Л.Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции [Текст]: / Л.Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии, Санкт-Петербург, 2002 год, том 1, № 2, стр. 27 – 50.
3. Буйнов, Л.Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16-17.
4. Сорокина, Л.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л.А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. №12. с. 522-524.
5. Сорокина, Л.А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л.А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29-30.
6. Сорокина, Л.А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л.А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А.И. Герцена», СПб, 2012 – 85 с.
7. Сорокина, Л.А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л.А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2-6. с. 1344-1347.
8. Сорокина, Л.А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29-32.