В данной статье рассматриваются основные законодательные акты, которые обеспечивают качество продукции, а также ее конкурентоспособность.
Ключевые слова:закон, качество, конкурентоспособность.
Нормативно-правовое регулирование в области качества продукции осуществляется на всех уровнях власти. Согласно Конституции РФ высшим органом, регулирующим основные направления внутренней политики государства, в том числе и нормативно-правовое регулирование качества продукции является Государство, во главе которого стоит Президент. Эти вопросы также возложены и на исполнительную власть РФ — Правительство РФ [1].
К органам отраслевой компетенции в сфере управления качеством продукции относятся Министерства. Например, в области качества металлургии — Министерство промышленности.
Государственное регулирование качества продукции осуществляется через законодательные и нормативные акты о качестве продукции, указы и постановления, как Правительства РФ, так и самого Президента страны.
Гражданский кодекс также регулирует отношения в области качества продукции. Так, в нем регламентируются: качество товара, гарантия качества товара, проверка качества товара, последствия передачи товара ненадлежащего нормативным документам качества [2].
В кодексе РФ «Об административных правонарушениях» (ст. 146, 147, 149, 157 и др.) также предусмотрена ответственность за нарушение правил торговли и общественного питания, также за нарушение правил обслуживания потребителей и заказчиков.
Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения потребителя и производителя или продавца продукции. Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды [3].
Закон «О защите прав потребителей» значительно усилил социальные гарантии гражданина, значительно повысил ответственность производителей и продавцов, что в свою очередь способствует повышению качества продукции и услуг, а также повышает конкурентоспособность, дает толчок к социально-экономическому развитию страны.
Закон предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых были нарушены при продаже товаров несоответствующего и ненадлежащего качества, либо при выполнении работ или при оказании услуг несоответствующих нормам.
В настоящее время основным законом в области технического регулирования, сертификации и стандартизации является Федеральный Закон «О техническом регулировании».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; также определяет права и обязанности участников, регулируемых настоящим Федеральным законом отношений [4].
Нормы технического регламента носят обязательные для исполнения требования к продукции. Они принимаются с целью защиты жизни и здоровья потребителей, защиты окружающей среды. Техническое регулирование предполагает установление единых правил предъявления требований к продукции, независимость органов по сертификации от производителей и потребителей, однозначность и единственность системы и правил аккредитации, а также методов испытаний и измерений при определении соответствия продукции.
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами: применения единых правил к продукции, аккредитации, методов исследований независимости, недопустимости ограничения конкуренции и совмещения полномочий.
Целью принятия технических регламентов является защита, как жизни, так и здоровья граждан, а также имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Ключевыми целями стандартизации являются: повышение качества продукции, защита интересов, как государства, так и потребителя, улучшение экономических показателей производства, обеспечение конкурентоспособности.
Осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской Федерации — Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, основными задачами которого являются:
- координация деятельности государственных органов управления в сфере стандартизации, метрологии и сертификации;
- создание условий для взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации;
- установление общих организационно-технических правил проведения работ по стандартизации;
- выполнение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
- установление правил применения международных стандартов, норм и рекомендаций по стандартизации на территории России.
В целях упрощения взаимодействия с зарубежными партнерами Российская Федерация адаптирует национальную систему стандартов качества требованиям мировых стандартов. Так российский стандарт ГОСТ Р 9000:2008 соответствует международному стандарту ISO 9000:2008. В настоящее время практически все российские ГОСТы соответствуют стандартам ISO. А российские компании все чаще внедряют системы менеджмента качества по стандартам ISO для мониторинга и совершенствования бизнес-процессов.
Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений» регулирует отношения государственных органов управления России с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Закон защищает потребителя от последствий недостоверных результатов измерений [5].
Таким образом, к основным законодательным актам, регулирующим отношения в области качества продукции и конкурентоспособности, относятся:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»;
- Федеральный Закон «О защите прав потребителей»;
- Федеральный Закон «О техническом регулировании»;
- Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений».
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2013. — 80 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2013. — 736 с.
3. Федеральный закон «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 № 2000–1-ФЗ) // Консультант Плюс, 2012
4. Федеральный закон «О техническом регулировании»» (в ред. Федеральных законов от 27.12.2002) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002.
5. Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» (от 26.06.2008 № 102-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008