В последние годы школа обратилась к поиску и применению различных технологий обучения. Это вызвано тем, что изменилось время, а, следовательно, изменились и ученики. Одной из основных задач обучения является воспитание образованного человека гуманными методами, в гуманных формах.
Ключевыми проблемами могу назвать следующие:
- обеспечение успешности каждого учащегося в процессе обучения
- организация одновременной работы всего класса и каждого ученика в отдельности
Наверное, одно из основных противоречий в современной школе заключается в том, что, с одной стороны, процесс знаний носит индивидуальный характер, с другой — обучение организуется в массовом масштабе. В связи с этим основной задачей является гармоничное сочетание форм массового обучения и индивидуального усвоения знаний. Возможны пути разрешения данного противоречия — дифференциация и индивидуализация обучения, которые следует рассматривать как один из методов современного процесса обучения [3, с.18].
Сегодня практически каждый словесник работает, применяя технологию уровневой дифференциации на уроках языка литературы. Это делается для того, чтобы
- обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки;
- создать условия тем, кто проявляет интерес к предмету;
- использовать тесное сотрудничество ученика и учителя;
Основная идея технологии заключается в том, что все обучающиеся способны овладеть базисным компонентом образования, продвигаясь в своем темпе. Важным является и то, что ученики ознакомлены с целями и итоговым эталоном знаний. Это дает возможность работать с учащимися как испытывающими затруднения, так и обнаруживающими ярко выраженный интерес, склонности и способности к предмету. Данная технология помогает учителю узнать способности каждого ученика, а школьнику — стать полноправным участником процесса обучения.
Для организации деятельности учащихся на уроках используются:
1. фронтальная дифференциация (класс выполняет общее задание, а учитель дифференцированно обучает разноуровневые группы);
2. групповая дифференциация (класс разделен на группы, каждая группа выполняет часть общего задания);
3. внутригрупповая дифференциация (в каждой группе учащиеся разделяются по индивидуально-психологическим особенностям или по уровню подготовки);
4. персональная дифференциация (учащиеся выполняют индивидуальные задания с помощью учителя, самостоятельно, с консультацией учителя);
Для организации процесса дифференциации необходим выбор и оптимальное сочетание дидактических методов с учетом уровней учебно-познавательной деятельности учащихся, их личностных качеств и способностей [1, с.33].
Так, например, при анализе эпоса в литературе дифференцированные задания могут быть направлены на:
- изучение событийной (сюжетной) основы произведения;
- составление характеристик героев разных типов в системе образов и определение взаимосвязей героев и событий;
- выявление смысла описаний, диалогов, монологов, роль автора (рассказчика) или эпизода в произведении, особенностей его композиции.
Более сложные задания можно использовать на изучение способов воплощения внутреннего мира человека в художественной литературе.
При изучении лирики необходимы дифференцированные задания на:
- определение настроя стихотворения и динамики поэтических интонаций;
- выявление смысловой роли жанра, композиции, образного ряда стихотворения и его связей с основными мотивами творчества поэта.
Для понимания функций элементов стиховой композиции необходимы разноуровневые задания, связанные с осознанием роли того или иного литературного приема.
Задачи повышенной сложности при изучении лирики включают в себя:
- выявление смысловой роли пространственно-временных отношений и характеристику лирического «я»;
- составление историко-культурных и биографических комментариев;
- определение места стихотворения в творчестве поэта;
- выявление смысловой роли эпиграфа, скрытых цитат, посвящений, названия и т. п.
- объяснение условности лирических описаний.
Для дифференциации обучения при изучении драмы необходимы задания на:
- определение основного конфликта пьесы;
- изучение особенностей речи персонажей и их сопоставление;
- выявление роли автора;
Задания для учащихся продвинутого уровня — это:
- выявление пространственно-временных особенностей сценического действия;
- исследование роли интерьера, пейзажа или детали;
- сопоставление пьесы и спектакля;
- написание рецензии;
На этапе диагностики учитель должен определять, какие сферы литературного развития учеников сформированы недостаточно, и прогнозировать характер обучающих заданий для различных групп, дифференцированных по наличию определенных признаков.
На этапе обучения дифференциация связана с типами уроков и необходимостью разработки заданий для разных категорий учащихся. Так, на вступительных уроках важны сведения, связанные с:
- актуализацией фактов биографии писателя;
- историей создания произведения;
- обсуждения откликов современников и критиков;
- выявление первых читательских реакций и др.
На повторительно-обобщащих уроках:
- определять смысл произведения на уровне обобщения;
- сопоставлять разные редакции текстов;
- сравнивать оценку произведения в литературной критике;
- выполнять работы творческого характера.
Дифференцированный контроль литературного развития учащихся включает в себя промежуточный (текущий) контроль. Это может быть устный и письменный пересказ или ответ на вопрос, монологический ответ, умение задавать вопрос, подготовка сообщения или доклада, реферата и др.
Итоговый контроль включает в себя ЕНТ (единое национальное тестирование) по литературе, сочинение, устный экзамен, защита выпускного исследовательского проекта).
В методике преподавания литературы доказано, что учителю литературы необходимо регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся. Для выявления результатов предшествующего обучения и их корректировки диагностику нужно проводить систематически. Обычно выделяют три уровня развития учащихся: базовый, продвинутый и углубленный [4, с.121, 122].
Что проверяется? Прежде всего, начитанность, уровень читательского восприятия, навыки анализа произведения, уровень развития речи, объем теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста, способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения. Анализ результатов диагностики поможет наметить индивидуальные программы чтения в 10–11-м классах, где выявление начитанности связано с пониманием закономерностей историко-литературного процесса, родо-жанровой природы и социально-нравственной проблем русской классики.
Таблица 1
Выявление динамики литературного развития учащихся
Фамилия, имя учащегося |
Сферы литературного развития |
|||||||||||
Начитанность |
Социально-нравственная проблематика |
Понимание и интерпретация |
Теоретико-литературные знания |
Читательское восприятие |
Развитие речи |
|||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Как организовать урок, где планируется выявление динамики литературного развития? «Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека» — такова тема первого урока литературы в 9-м классе. Урок можно начать с обсуждения и комментирования (например, в группах) нескольких цитат, что необходимо для создания проблемной ситуации, с выявления умения аргументировать свое мнение и связано с актуализацией культурного опыта человечества.
1. «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в современном смысле, не было вообще! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою…» (В.Розанов)
2. «Как человек, как личность писатель русский стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни-литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душой, прозрачной, как слеза бледных небес России» (М.Горький)
3. «Русская литература всегда была совестью народа. Её место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным» (Д.Лихачев)
4. «Кроме литературы чем и дышать, опускаясь на дно морское» (М.Щербаков)
Дополнительно читательский опыт и их нравственную зрелость могут актуализировать такие вопросы и задания:
- Вспомните, герои каких произведений дают оценки книгам и чем важна для них литература.
- Что вы узнали их книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли эти знания? Что полезно в чтении литературы прошлого?
Фронтальная беседа определяет уровень литературного развития в общих чертах. Для дифференцированной диагностики вопросы и задания предлагаются группам, созданным по общности тех сфер литературного развития, которые необходимо совершенствовать.
Примерные вопросы для проверки литературного развития учащихся:
Карточки для диагностики
Класс ____________________ полугодие______________________________
Вопрос к учащимся |
Что проверяется |
В каких произведениях русской литературы отразились мысли авторов о предназначении человека? |
Начитанность и литературный кругозор. |
Как пейзажные образы помогают в понимании человеческих характеров? |
Читательское восприятие. |
Каков обобщенный облик России в книгах русских писателей XIX века? Назовите произведения, где поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию. |
Социально-нравственная зрелость. Понимание и интерпретация. |
Какими способами писатели вызывают у читателя смех? Приведите примеры. |
Применение теоретико-литературных знаний. |
Расскажите, каким представляли себе счастье литературные герои? |
Развитие речи. |
Для анализа результатов диагностики необходимо воспользоваться критериями уровня литературного развития. Каждый из критериев может оцениваться в баллах. Если ученик набирает более 80 % от максимального количества баллов, то уровень его развития высокий. Если от 50 % до 80 %, то уровень его развития средний. Если меньше 50 % — низкий [2, c.94].
Таблица 2
Примерные задания для диагностики уровня читательского восприятия
Класс |
1 полугодие |
Цель |
2 полугодие |
Цель |
8 |
Задайте три вопроса собеседнику, чтобы определить смысл поэмы «Мцыри» |
Проверить умение задавать вопросы |
Создайте словесную картину на тему «Мороз и солнце» |
Проверить творческое воображение |
9 |
Как характеризуют Онегина предметы в его «уединенном кабинете» |
Осмысление детали |
Зачем в поэме «Мертвые души» Так много глав от автора? |
Осмысление композиции |
10 |
Почему изменилось настроение Ивана в рассказе А. П. Чехова «Студент»? |
Концепция произведения |
Была ли у Обломова любовь к Ольге Ильинской, если она быстро пошла на убыль? |
Умение рассуждать о прочитанном |
11 |
Как определяется смысл человеческого существования в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»? |
Идея произведения |
Как понять эпиграф к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? |
Авторские и читательские чувства |
11 |
Назовите два стихотворения Заболоцкого или Рубцова, которые отличаются своим настроением. Укажите чувства, которые они вызывают. |
Умение воспринимать эмоционально текст лирического стихотворения |
Зачем в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» так много глав от автора? |
Осмысление композиции произведения |
При изучении литературы важна актуализация возрастного читательского восприятия учеников. Основанием для дифференциации станет не только уровень литературной подготовки школьников, но и сложность литературоведческих понятий, которые они должны освоить. При изучении эпических произведений дифференцированные задания могут быть направлены как на исследование особенностей сюжета и композиции, системы образов, выявление роли эпизодов в произведении и др., так и на совершенствование разных областей литературного развития.
Так, при изучении поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина вопросы и задания минимального и среднего уровня можно ориентировать на развитие устной речи и умения аргументировать свои суждения.
Беседа на уроке сочетается с исследовательской групповой работой, причем каждая группа выполняет часть общей учебной задачи. (Группы могут быть неоднородными, чтобы включить в работу слабых учащихся; и в этом случае возможна внутригрупповая персональная дифференциация по уровню подготовки).
Группа 1. «От автора» (анализ повествовательно-описательных частей, выявление авторских оценок)
Группа 2. Старик (анализ реплик, осмысление нравственных позиций, человека, «свободного» от цивилизации)
Группа 3. Земфира (анализ реплик, её оценка другими героями)
Группа 4. Алеко (анализ реплик, его оценка героями и автором)
Ход беседы
Прочитайте начало поэмы до слов «…как песнь рабов однообразной». Каково отношение автора к цыганскому быту?
Работа группы 1. Опираясь на ключевые слова, охарактеризуйте образ жизни цыган (вольность, весел их ночлег, заботы мирные семей, тихий табор). Какова авторская оценка поступков Земфиры и её отца? Как их характеризует отношение к Алеко?
Прочитайте разговор Земфиры, Алеко и старика со слов «скажи, мой друг…» до слов «…цыгана дикого рассказ». Как Алеко оценивает мир цивилизации? Как это характеризует героя?
Работа группы 2. В чем смысл рассказа о царском изгнаннике и мудрость оценок старика? Докажите, что образ изгнанного «жителя полудня» основан на принципах романтизма.
Прочитайте песню Земфиры. Какова её роль в поэме? Прослушайте и обсудите исполнение цыганской песни Верстовского на стихи Пушкина.
Работа группы 3. Сравните пафос пушкинского текста и цыганской песни Верстовского. Как в музыке передаются экспрессивность и свободолюбие характера Земфиры?
Прочитайте диалог Алеко и Старика со слов «О чем, безумец молодой…» до слов «Смешон и сладок был бы гул». В чём разница их отношения к свободе?
Работа группы 4. Какие слова и выражения отражают характер Алеко? Меняется ли он? Почему не мог он стать свободным, как цыгане? Докажите, что Алеко — романтический герой.
Прочитайте эпизод похорон со слов «Восток, денницей озаренный…» до слов «…До утра сном не опочил». В чем здесь проявились черты романтизма? Прокомментируйте слова, сказанные Стариком при расставании с Алеко.
Прочитайте эпилог. Сопоставьте эмоции финальной строфы с изображением табора в начале. Изменилось ли отношение автора к цыганам?
Таким образом, главные задачи дифференциации обучения в школе — мотивация познавательной деятельности учеников, формирование потребности в исследовании литературного текста, учет перспективных особенностей учеников, системность действий, сочетание фронтальных заданий с групповыми и индивидуальными, чтобы каждый ученик работал на пределе допустимой для него сложности учебных действий [4, с.155].
С повышением уровня учащихся дифференцированные задания усложняются, чтобы учащиеся научились переносить сформированные умения в новую учебную ситуацию, обобщать литературные факты и соотносить их с жизненным опытом и культурным контекстом.
Литература:
1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на — Дону 2007.
2. Методика преподавания литературы: учебник для педагогических вузов под редакцией Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. Москва, 2005.
3. Перевозный А. Г. Дифференциация школьного образования. Москва, 2007.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998.