Время занятия: 90 минут. Тип занятия: комбинированное.
Тема: «Обучение просмотровому чтению на уроках английского языка в общеобразовательной школе».
Цели: Главная цель занятия: Создать у студентов теоретическую и практическую базу обучения просмотровому чтению на уроках английского языка в общеобразовательной школе для их будущей профессиональной деятельности.
Сопутствующие цели: Познакомить студентов с наиболее важными методами, средствами и организационными формами обучения просмотровому чтению. Сформировать у них умения творчески и эффективно применять эти методы, средства и формы обучения просмотровому чтению на базовом и профессиональном уровнях.
Задачи:
Образовательные: сравнение современных методических направлений и методов обучения просмотровому чтению, принятых в нашей стране и за рубежом; ознакомление студентов со стандартами / программами в общеобразовательной школе (касаемо чтения); анализ форм контроля просмотрового чтения, принятых в методике обучения ИЯ, в свете современных требований обновления содержания обучения ИЯ в школе и с учетом международных сертификационных экзаменов; научить составлять, применять и анализировать задания для просмотрового чтения. Развивающие: способствовать развитию памяти и логического мышления; способствовать развитию трудовых навыков. Воспитательные: приобщить учащихся к культуре страны изучаемого (английского) языка посредством обращения к методической литературе на языке оригинала; воспитание потребности в чтении методической (специальной) литературы; способствовать воспитанию целеустремленности, инициативы, самостоятельности; умению логически мыслить, самостоятельно высказывать и отстаивать свою точку зрения; сознательной дисциплины.
Материалы: ноутбук, проектор, доска, маркер, раздаточный материал (карточки с заданиями).
Прогнозируемый результат:
— Обучающиеся знают виды просмотрового чтения, умеют их разграничивать и обособлять; владеют методами, средствами и организационными формами обучения просмотровому чтению. Обучающиеся способны составить комплекс упражнений для обучения просмотровому чтению, включающий упражнения на развитие зрительного восприятия, работу с иллюстративным материалом, заглавием текста, упражнения для овладения структурно-композиционными особенностями текстов для учащихся девятого класса общеобразовательной школы.
Литература: Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход — М.; 1991. Качалова, Л. П. Педагогические технологии.. — Шадринск, 2001. Колкер Я.М, Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Высшее образование, 2000. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. Минск: ВШ, 1997. Автор: Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская и др. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. — М.; 2010 Фоминых М. В. Воспитательный потенциал проблемно-модельного тренинга в условиях профессионально-педагогического образования. Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 11–14 ноября 2013. Том I. С.241–243. Jane Willis. Teaching English Through English. A Course in Classroom Language and Techniques. Longman, 2012.
ЭТАПЫ:
1. Организационный момент (примерное время этапа 5 минут)
1.1. Цели этапа: Ввести учащихся в атмосферу занятия, настроить на занятие по теории и методике преподавания иностранного языка.
1.2. Задачи этапа: определить цель занятия совместно со студентами; определить (при необходимости скорректировать) настрой студентов на учебную деятельность.
1.3. Организационные приемы / Методы: беседа.
1.4. Методическое оснащение: -
1.5. Возможные трудности: не полный состав группы, дезориентированность внимания обучающихся.
1.6. Содержание этапа: Преподаватель приветствует студентов. Происходит отметка присутствующих на занятии и постановка темы и целей занятия.
2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу. (примерное время этапа 10 минут)
2.1. Цели этапа: Определить уровень освоения материала предыдущего занятия и при необходимости скорректировать задачи текущего занятия.
2.2. Задачи этапа: Активизировать учебную деятельность обучающихся; настроить (мотивировать) на изучение нового материала.
2.3. Организационные приемы / Методы: беседа, метод логического анализа, групповая работа.
2.4. Методическое оснащение: доска, маркер, раздаточный материал.
2.5. Возможные трудности: студенты не могут точно сформулировать понятие чтения, путаются в видах чтения, сомневаются в своих ответах.
2.6. Содержание этапа: Студентам предлагается ответить на ряд вопросов в свободной форме. Отвечают желающие. Список вопросов для опроса студентов: 1. Каковы роль и место чтения в обучении иностранным языкам? 2. Назовите основные виды чтения. 3. Что означает ознакомительное чтение? Чем оно отличается от изучающего? Далее студентам предлагается разделиться на две группы. Обе группы получают раздаточный материал — карточки с заданиями. Группы выполняют задания на карточках и затем поочередно зачитывают ответы и вместе их обсуждают.
3. Изучение нового учебного материала. (примерное время этапа 35 минут)
3.1. Цели этапа: ознакомление с новым учебным материалом (просмотровое чтение, его виды).
3.2. Задачи этапа: дать понятие просмотровому чтению и его видам; изучить
3.3. Организационные приемы / Методы: лекция, беседа, учебная дискуссия, метод проблемного изложения материала,
3.4. Методическое оснащение: доска, маркер, проектор, ноутбук.
3.5. Возможные трудности: недопонимание сущности подвидов просмотрового чтения; рассеянность и дезориентированность внимания студентов; неполадки с техникой.
3.6. Содержание этапа:Студентам предлагается прослушать лекцию и записать тезисы:
План лекции:
1. Обучение просмотровому чтению в России и зарубежом. 2. Сложности обучения просмотровому чтению. 3. Виды просмотрового чтения. 4. Особенности программы и стандарта в области чтения. 5. Контроль просмотрового чтения.
Студенты задают вопросы. Преподаватель совместно с обучающимися обсуждает проблемные и спорные вопросы.
4. Закрепление учебного материала. (примерное время этапа 35 минут)
4.1. Цели этапа: активизировать теоретические знания, полученные в ходе лекции, т. е. научить обучающихся применять их на практике.
4.2. Задачи этапа: разработать алгоритм просмотрового чтения; научить составлять, применять и анализировать задания для всех видов просмотрового чтения.
4.3. Организационные приемы / Методы: беседа, учебная дискуссия, проблемно-модельный тренинг.(проблемно-модельный тренинг — это интенсивная форма обучения, при которой в короткий промежуток времени создаются проблемные ситуации и организуется деятельность обучающихся по решению учебных и воспитательных проблем, обеспечивая оптимальное сочетание их самостоятельности, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки, обеспечивающий использование специализированных знаний в будущей профессиональной деятельности; планирования учебных проектов в условиях моделирования изучаемых явлений).
4.4. Методическое оснащение: доска, маркер, ноутбук.
4.5. Возможные трудности: дезориентированность студентов в области программ общеобразовательного учреждения; спутанность информации о всех подвидах и видах чтения; рассеянность внимания студентов.
4.6. Содержание этапа:
Преподаватель объясняет алгоритм работы по обучению просмотровому чтению:
Далее преподаватель предлагает студентам провести проблемно-модельный тренинг по обучению просмотровому чтению. Студентам предлагается выбрать «преподавателя» и «учеников», составить задания по всем этапам и видам просмотрового чтения.
Текстдлятренинга:
Thoughts
What is the difference between emotion, feeling, thought, logic, and intelligence? Use of any of them requires a lot of attention. Even when you are feeling something emotional your attention is directed toward that thing. The answer is that everything in life eventually results in a feeling. Even emotion results in a feeling. Emotion is unconscious thoughts about things, and thoughts are conscious thoughts about things. Thought results in feelings, so unconscious thought (emotion) is also going to result in feelings. If you think about it that way, thought and emotion are both in part feelings, that is, to some extent you feel them right away, in addition to them resulting in feelings later on. But that still means that feelings are always the end result. Then again, thoughts might be the result of current thoughts. That is like emotion, unconscious emotional thoughts are going to result in unconscious emotional thoughts later on. Even feelings could be called unconscious thoughts, because thought is just focusing on one thing for a brief period of time. Thus life is really just different types of feelings; you could categorize all of life as feeling. Even when you think you are in a period when you’re not feeling anything, you really are feeling something; you just don’t recognize what it is that you are feeling. Remember that feelings are thoughts you can’t identify. And since a thought is going to be about something, another way to think about life is just stuff happening. Stuff happening results in feelings in your brain, where more stuff happens. It is all-concrete. The definition of intellect and thoughts is almost understanding (those concrete things). Emotionisfeeling, completelyseparatefromfactsorinformation.
Преподаватель участвует в проблемно-модельном тренинге со студентами, направляет, корректирует и анализирует их работу.
Далее преподаватель предлагает по желанию студентам разделиться на подгруппы (3–5 человек) и выполнить итоговое задание.
Задание: составить комплекс упражнений для обучения просмотровому чтению, включающий упражнения на развитие зрительного восприятия, работу с иллюстративным материалом, заглавием текста, упражнения для овладения структурно-композиционными особенностями текстов для учащихся девятого класса общеобразовательной школы.
После того, как все подгруппы готовы, задание обсуждается с преподавателем.
5. Задание на дом. (примерное время этапа 5 минут)
5.1. Цели этапа: подведение итогов занятия.
5.2. Задачи этапа: обобщить полученные знания; объяснить домашнее задание; поставить баллы по рейтингу.
5.3. Организационные приемы / Методы: беседа.
5.4. Методическое оснащение: -
5.5. Возможные трудности: частичное непонимание студентами сущности и целей домашнего задания.
5.6. Содержание этапа: Подводятся итоги занятия. Оговариваются основные понятия, изученные на занятии. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, а учащиеся отвечают. Список основных вопросов — Что такое просмотровое чтение? Чем просмотровое чтение отличается от ознакомительного? Какие виды просмотрового чтения существуют? Дайте определение поисковому (изучающему) чтению и объясните его отличие от просмотрового. Существует ли алгоритм обучения просмотровому чтению? Каков он?
Студенты записывают домашнее задание. Преподаватель заносит рейтинговые баллы в журнал группы, комментирует начисление баллов, прощается со студентами.