Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Казанцева Алина Александровна, студент магистратуры
Томский государственный педагогический университет
Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: функциональный базис чтения, дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, полисенсорный подход, информационно-коммуникационные технологии, фонетический метод, лингвистический метод.
Для того, чтобы дети дошкольного возраста успешно овладели первоначальным навыком чтения, у них должен быть сформирован функциональный базис чтения. Он включает в себя следующие компоненты, которые обязательно должны быть развиты:
– устную речь;
– словарный запас;
– грамматический строй речи;
– произношение звуков и слов сложного слогового состава;
– фонематические процессы,
– внимание, скоординированное мышление, восприятие;
– слуховую и зрительную память [4].
При несформированном или недостаточно сформированном функциональном базисе чтения у детей в процессе освоения школьной программы возникают значительные трудности. Такие сложности испытывают дети с общим недоразвитием речи (далее — ОНР). У них наблюдаются следующие проблемы:
– нарушение фонематического восприятия: неспособность различать фонемы;
– они допускают ошибки при выделении звуков из речи (несформированность операций фонематического анализа);
– у них нарушены зрительные анализ и синтез: дети не могут определять сходство и различие букв;
– у детей наблюдаются трудности при ориентации в пространстве, на листе бумаги, им сложно запомнить зрительный образ буквы [5].
С. П. Беляева и С. Н. Каштанова отмечают, что для формирования функционального базиса чтения у детей с ОНР эффективно использовать полисенсорный подход, сущность которого состоит в опоре на максимально возможное количество анализаторов при ознакомлении с новым объектом или явлением [1]. На это указывает и Т. А. Варенова, которая определяет эффективность данного подхода при коррекции трудностей в процессе обучения чтению детей дошкольного возраста с ОНР, требующих, с ее точки зрения, повышенного зрительного и слухового внимания, высокой концентрации и координации всех функций организма [2].
Полисенсорный поход предполагает использование в ходе логопедической работы различных игровых приемов, которые способствуют созданию положительного эмоционального настроя детей к занятиям, помогают сделать коррекционный процесс интересным и увлекательным для детей. На подготовительном этапе используются символические приемы (гласные звуки обозначаются символами), игровые приемы для развития фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти. Например, детям предлагались разного рода игры, когда им нужно было подать сигнал, услышав в слове определенный звук (хлопнуть в ладоши, поднять карточку, топнуть ногой и т. п.).
На основном этапе проводится работа по усовершенствованию навыка звукобуквенного обозначения и навыка чтения слогов и слов. Для этого используется прием формирования навыка опознавания звука и буквы с акцентом на разные каналы восприятия.
При формировании функционального базиса чтения в рамках полисенсорного подхода используется прием специальной организации свободной игровой деятельности, в группе оформляются зоны или центры, где в свободном доступе размещаются разрезная азбука, буквенные раскраски, слоговые карточки, трафареты для прорисовки букв.
При работе над фонематическим восприятием эффективно применять прием исключения вербализации речи с использованием тактильных изображений букв. Например, ребенку необходимо определить звук по беззвучной артикуляции и выбрать соответствующую карточку символ или найти на ощупь букву или предмет, произнесенную логопедом
Для запоминания и отыскивания букв используются игры «Какие буквы спрятались?», «Что изменилось?» и т. п., когда детям предлагается запомнить от 5 до 12 изображений и тактильных образцов букв.
При формировании послогового чтения используются слоговые таблицы, при этом они рассчитаны не на механическое запоминание слогов, а на обобщение звуков в слогах при помощи разного рода сопоставлений. Можно использовать интерактивные приемы: буквы можно представлять детям в формате сказочных героев, использовать пропевание при их перемещении. Пример слоговой таблицы представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Пример слоговой таблицы
На этапе, направленном на формирование предпосылок смысловой стороны чтения, используется прием соединения графического изображения буквы с первым (серединным или последним) звуком слова. Также детям «пишут» букву на спине и произносят слово, дети соединяют буквы со звуками и проговаривают вслух. Используются тактильные приемы: стороны кубиков, на которых располагаются картинки и буквы, из которых ребенок составляет слово, имеют разную тактильную поверхность, слова пропеваются, таким образом, что в процессе обучения задействованы все анализаторы.
На уровне слога детей упражняют в чтении слогов, находя предмет, название которого начинается с этого слога. Ставится задача собрать слова из двух и более частей на кубиках с картинками и буквами. При этом они должны были пропеть каждый слог и получившееся слово. Сами же кубики имеют разную поверхность: одни были шероховатыми, другие — гладкими. Для проведения игры использовались кубики, домино, лото, волчок и пазлы. Главная задача: использовать опоры на разные каналы восприятия
На заключительном этапе обследуется состояние функционального базиса чтения и оценивается результат работы с применением методов и приемов полисенсорного подхода.
Специфика полисенсорного подхода состоит в «реализации постоянной переключаемости с одной рецепторно-перцептивной системы на другую: из зрительной в тактильную, из слуховой в зрительную и т. д»., что способствует исключению стагнации и монотонности при выполнении заданий [1].
Таким образом в рамках полисенсорного подхода ведущим является использование игровых методов и приемов, основанных на «включении» всех анализаторов (тактильного зрительного, слухового) для формирования у детей функционального базиса чтения.
В современном образовании сложно обойтись без использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) при организации образовательного процесса. Вопросы формирования функционального базиса чтения с помощью ИКТ поднимают в своих работах Н. А. Бергер, Н. М. Назарова, О. С. Орлова, Е. Г. Речицкая, Т. Г. Рабенко, Т. В. Туманова.
Т. Г. Рабенко выделяет различные методы формирования функционального базиса чтения с помощью ИКТ. Перечислим те из них, которые можно использовать при работе с детьми дошкольного возраста:
– ведение диалога со словом и развитие читательского воображения. В данном случае используются такие приемы как работа с незнакомыми словами, ключевыми словами и словами-образами [6, 42];
– звуковой (фонетический метод), который базируется на алфавите и включает в себя произнесение отдельных букв и звуков в сопровождении красочного иллюстративного материала на интерактивной доске [6, 87].
– лингвистический метод, который, как и предыдущий, является традиционным и внедрен в практику различных интерактивных приложений. Его суть заключается в трансформации в приложениях знакомых ребенку слов с целью научить его улавливать разницу между буквами и звуками [6, с. 95].
Таким образом, для формирования у дошкольников с ОНР функционального базиса чтения используются различные методы и приемы. В настоящей работе мы рассмотрели эффективные современные методы и приемы работы в данном направлении, входящие в состав полисенсорного подхода и информационно-коммуникационных технологий.
Литература:
- Беляева, С. П. Использование полисенсорного подхода в формировании функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи / С. П. Беляева, С. Н. Каштанова // Научно-педагогическое обозрение. — 2020. — № 1 (29). — С. 46–53.
- Варенова, Т. В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «социальная работа» / Т. В. Варенова. — Минск: ГИУСТБГУ, 2007. — 112 с.
- Зубкова, Е. Г. Формирование функционального базиса чтения у старших дошкольников с системными нарушениями речи / Е. Г. Зубкова // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве, 2022. — С. 30–33.
- Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. — Санкт-Петербург, 2003. — 83с.
- Лалаева, Р. И. Нарушения чтения / Р. И. Лалаева. — Санкт-Петербург,1998. — 116с.
- Рабенко, Т. Г. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебно-методическое пособие / Т. Г. Рабенко. — Кемерово: КемГУ, 2022. — 122 с.