Статья посвящена развитию художественной культуры и народного искусства России в XX1 веке, где раскрывается их значимость, позволяющая содействовать художественному просвещению и развитию творческой активности личности будущего специалиста в области художественного образования в вузе.
Ключевые слова: художественная культура, народное искусство, декоративно-прикладное искусство, художественное образование, творческая активность.
The article is devoted to development artistic culture of Russia in XXI-th century, where discloses it*s meaning which allows to assist artistic education and development of contemporary society.
Key words: artistic culture, national art, decorative applied art, artistic education, creative activity.
В современном российском обществе особое внимание привлекают проблемы единства связи человека и мира, а также «способы обустройства» людей. Крайней степени обострённости достигают взаимодействия между человеком и миром, человеком и обществом и разными типами обществ.
В настоящее время возникает потребность восстановления связи человека и природы, как единого, органически развивающегося целого. Особое значение приобретают концепции, в центре которых находятся принципы существования человека в мире с центром его творчества. В конце 80–90 гг. XX в. среди учёных-исследователей указывалась необходимость системного изучения художественной культуры как особого общественного явления, обладающего своим строением и закономерностями исторического развития. На рубеже XX-XXI вв. актуальной проблемой стало определение специфических качеств нового поколения, как носителя переходного самосознания. Особый вклад в разрешении данного вопроса внесли отечественные и зарубежные исследователи: Г. Ю. Стернин, Д. В. Сарабьянов, В. С. Библер, В. С. Жидков, К. Б. Соколов, И. Г. Яковенко, Н.Лемос и другие [4, стр.74].
Достигнутые в ходе исследований результаты констатировали факт разрушения культурного канона. Таким образом, проблема культуры, культурного прогресса, смысла существования человечества, перспектив его развития привлекают пристальное внимание современных учёных и широкую общественность.
Особое значение приобретает определение значимости художественной культуры для развития творческой активности и художественного просвещения современного российского общества, в том числе при подготовке педагогов в области художественного образования, так как проблема развития творческой личности является одной из основных. С творчеством, как актом жизнедеятельности, неразрывно связано развитие личности: «развивается лишь тот, кто создаст и творит новое, кто выходя за рамки существующих нормативов, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира» [7, стр.48].
Значительный вклад в исследование творческой личности внесли такие учёные, как: Л. С. Выгодский, Э. В. Ильенков, С. Л. Рубинштейн, П. Ф. Кравчук и другие.
Развитие личности- это результат постоянной её реорганизации для успешной реализации задач будущего [7, стр.50]. Поэтому развитие творческой активности личности необходимо во всех сферах деятельности общества, в том числе и в образовании, которое способствует нравственному становлению личности, овладению и присвоению ею художественной культуры.
Данные задачи нашли своё отражение в государственных документах РФ. Так, перспективы развития художественного образования предусматривают стратегию развития на период до 2025г. [3]Новый Федеральный Закон об образовании в РФ от 21.12.2012г. предусматривает не только профессиональное развитие человека и удовлетворение его образовательных потребностей, но и трактует о необходимости интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития личности [8].
Поэтому одним из объектов исследования, способствующих становлению творческой активности личности, ведущего к художественному просвещению современного российского общества, является художественная культура.
В современной отечественной науке художественная культура определяется как особый продукт художественной деятельности людей. Поэтому художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности: словесную, театральную, музыкальную, изобразительную и т. д. [1]
Кроме того, под художественной культурой понимается многогранный процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности. Это создание, распространение, коллективное и индивидуальное восприятие, духовное и материальное освоение эстетических и художественных ценностей. [1]
Основу художественной культуры составляет искусство. На нём замыкается вся социодинамика эстетических и художественных ценностей. По Мукаржовскому, искусство- «это отрасль творческой деятельности человека, отличающаяся преобладанием эстетической функции» [1]. В этом значении, искусство способно охватывать различные виды творческой деятельности, связанные с достижением эстетического эффекта. Таким образом, культура, в целом создаваемая творческой деятельностью человека, сама становится мощным создателем и формирователем личности, важнейшей предпосылкой и фактором социализации личности.
Великий русский писатель Ф. М. Достоевский усматривал важную социализирующую миссию культуры в том, что она делает два шага навстречу человеку. Первый её шаг состоит в том, чтобы сделать из индивида личность, обладающую собственным неповторимым уникальным «я», ибо, прежде чем стать кем-нибудь, человек должен стать самим собой. Вторым шагом в культуре Достоевский видел в формировании у него привычки и потребности относиться к другому человеку именно как к человеку, уважать его стремления, мысли, взгляды, убеждения, его позицию. Только идя таким путём, культура способна сформировать социально развитую, духовно богатую личность, в которой органически соединены стремления к истине, добру и красоте [2].
По данным исследователей можно сделать вывод о том, что художественная культура является сложным и неоднородным явлением, и по характеру удовлетворения художественных потребностей, и по способу художественной деятельности. Потому что художественная культура определяется и расширением знаний в области искусства, и расширением участия в художественной деятельности, и возрастанием потребности в художественном достоинстве предметного окружения в сфере труда.
Таким образом, художественное развитие личности посредством художественной культуры, может происходить в результате систематического, организованного педагогического воздействия: в процессе накопления, обогащения опыта художественно-творческой деятельности, обеспечивающего художественное познание, развития художественных потребностей и интересов творческих способностей, формированием оценок и вкусов, а также опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Одним из эффективных способов развития творческой активности личности будущего специалиста в области художественного образования является также народное искусство.
Народное искусство понимается как живая культура, сохраняющая национальные художественные традиции этого живого родника в русле современной художественной культуры, учитывающая воздействие природно-географических и социально-экономических факторов, которые формируют и развивают народные традиции, закладывающие основу системы народного искусства. [6]
Некрасова определяет народное искусство как элемент быта и сознания человека, которое функционирует прежде всего как необходимость в самом творчестве и художественной деятельности, как проявление живой фантазии, где преемственность есть основа профессионально-художественной культуры. Народное искусство функционирует на разных уровнях, но сохраняет общую творческую структуру развития, ориентированную на канонические системы, на традицию, живущую в устно-зрительной передаче и предполагающую соответствующее восприятие. [6]
Сущность народного искусства, его значение для профессиональной подготовки специалистов в сфере культуры и искусства, а также решение различных проблем народных художественных традиций нашли также своё отражение в трудах А. Б. Бакушинского, И. Я. Богуславской, В. М. Василенко, В.С Воронова, А. Б. Салтыковой и многих других.
Народное искусство России обладает художественно-творческим потенциалом и является источником развития художественной культуры народа.
Познание основ народного искусства- путь исторически проверенный в системе ученичества, существующей и в настоящее время в народных художественных промыслах. Основу составляет декоративно-прикладное творчество, которое можно охарактеризовать как широкий раздел искусства, охватывающий различные отрасли творческой деятельности, а также являющийся одной из важнейших областей народного творчества (от лат.decoro- украшаю) [2]. Являясь областью пластических искусств, декоративно-прикладное искусство имеет широкий смысл и помимо народного искусства включает традиции конфессиональной и художественной светской культуры, а также служит художественным формированием материальной среды, создаваемой человеком.
Посредством изучения декоративно-прикладного искусства происходит развитие эстетического восприятия, накапливается опыт в профессиональной и творческой деятельности. Результатом также становится стилевая неповторимость, осуществляемая творческой индивидуальностью личности. Из этого следует, что художественная культура и народное искусство являются важнейшими факторами развития творческой активности личности в области художественного образования.
При развитии современного художественного образования в вузе эффективными средствами развития творческой активности личности при взаимодействии художественной культуры и народного искусства является внедрение в систему высшего профессионального образования интерактивных средств обучения с использованием мультимедийных программ развития.
Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретает использование в учебном процессе усовершенствованных образовательных программ, посредством которых становится возможным художественное просвещение, ведущее к развитию творческой активности будущих специалистов в области художественного образования на ступени высшего профессионального образования, в системе дополнительного образования в вузе, а также для развития данной способа обучения на всех его ступенях.
Из вышеизложенного следует, что художественная культура и народное искусство являются основными факторами развития личности будущего педагога художественного образования.
Для осуществления данных задач требуется разработать такую инновационную программу, которая будет доступна для широкого круга учащихся не только высших учебных заведений, но и будет практиковаться в системах среднего профессионального и дополнительного образования, а также в домах художественного творчества и художественных студиях для профессионального развития при подготовке педагогических кадров в области художественного образования, а также и для общего развития в целом.
Одной из таких программ развития, способствующих формированию творческой активности личности в художественном образовании, является «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Принимая во внимание вышеизложенные позиции, можно сделать вывод о том, что художественная культура и народное искусство могут позволить оказать творческое и профессиональное воздействие на развитие творческой активности личности будущего специалиста в области художественного образования. А разработка и внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения будет способствовать художественному, умственному и профессиональному развитию личности в XXI веке в России и других странах.
Литература:
1. Интернет ресурсы- Xreferat.ru- С. 2, 3.
2. Интернет ресурсы- http.//provseh.blog.ru/- C. 3, 4.
3. Концепция художественного образования в РФ от 28 декабря 2001г. № 1403- http://ims.srkc.ru/index.php/.- С.2
4. Корупаев, А. Е. Русская культура как предмет научного исследования. На материалах темы: художественная культура, интеллигенция, меценаты в России на рубеже XIX-XX вв., М.-1994- С.1
5. Новое стратегическое мышление в развитии систем художественного образования высшей школы. М.. Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова, сер. «Педагогика и психология», 2010, № 1 ВАК.
6. Соколова М. С., Художественная роспись по дереву, Издательство «Владос», М., 2002.- С.3, 4.
7. Субочева, М. Л. Развитие творческой личности педагога колледжа в системе постдипломного образования как фактор повышения эффективности обучения. Монография- М.: Издательство «Спутник +», 2013.- С. 2.
8. Федеральный закон «Об образовании в РФ № 273-ФЗ» от 21 декабря 2012г.- garant.ru- С.2.