Изменения, происходящие сегодня в общественной жизни, затрагивают не только политическую и экономическую сферы деятельности, но также оказывают влияние на образование, одной из важных задач которого становится создание условий для формирования гармонично развитой личности. Наличие высокого уровня мыслительных способностей — важный ее показатель. Следовательно, современные образовательные технологии должны быть нацелены на развитие интеллектуальных способностей личности, способности к самореализации, самовыражению во всех формах жизнедеятельности.
В условиях мировой интеграции возрастает роль иностранного языка как средства межкультурной коммуникации. Владение навыками иноязычного общения рассматривается сегодня как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста.
Одна из целей обучения иностранному языку — развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Этнолингвист Д. Хаймс определил ее как «творческую способность человека пользоваться инвентарем языковых средств (в виде высказываний и дискурсов), которая складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию» [1, с. 43–48].
Все вышесказанное обуславливает необходимость пересмотра моделей преподавания иностранного языка. Огромную актуальность в данной связи приобретает вопрос об использовании современных активных методов обучения. Позволим себе уделить особое внимание технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) так как ее, по нашему мнению, можно считать неотъемлемой частью коммуникативной методики преподавания иностранного языка, а также эффективным средством достижения цели, стоящей перед системой образования в целом (развитие интеллектуальных способностей личности, способности к самореализации, самовыражению).
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Reading and Writing for Critical) была разработана в середине 1990-х годов американскими преподавателями (Дженни Д. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер).
Авторы технологии РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо») Ч. Темпл, К. Мередикт, Д. Стил убеждены, что мыслить критически — означает проявлять любознательность, использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. «Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление − это не отдельный навык, а сочетание многих умений» [2, с. 55].
Основанная на коммуникативно-деятельностном подходе и субъект-субъектных отношениях, построенная в диалоговом, интерактивном режиме, технология РКМЧП особенно интересна преподавателям иностранного языка. Посредством разнообразных приёмов технологии мы можем формировать у учащихся умения воспринимать и творчески интерпретировать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы, формируя тем самым умение осуществлять коммуникацию на иностранном языке. Таким образом, при обучении иностранному языку развитие критического мышления можно рассматривать как один из факторов формирования коммуникативной компетенции.
Структура занятия, основанного на данной технологии, включает три этапа: «вызов — реализация (осмысление) — рефлексия».
Таблица 1
Этапы технологии РКМЧП и их задачи
I |
Evocation (Фаза вызова) Активизация и обобщение имеющиеся у учащихся знания по данной теме, пробуждение интереса к теме, определение целей изучения предстоящего учебного материала. |
II |
Realization of meaning (Фазареализациисмысла) Работа с новой информацией (с текстом), предполагающая активную деятельность ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника) |
III |
Reflection (Стадия рефлексии) Формирование личностного отношения к тексту, предполагающая либо написание собственного интеллектуального продукта, либо отстаивание своей позиции в дискуссии. |
Для педагога, планирующего урок по технологии РКМЧП, очень важно определиться с типом учебного материала, объемом материала, стадией урока.
Некоторыми из приемов технологии РКМЧП являются: «Кластер», «Синквейн», таблицы «Знаю — Хочу знать — Узнал», «Прогнозирование по фотографии», «Инсерт», «Взаимоопрос», «Фишбоун» и т. д. Как показывает личный опыт преподавания иностранных языков в колледже, использование вышеупомянутых приемов РКМЧП способствует, во-первых, интенсификации учебного процесса; во-вторых, организации учения через понимание, а не через механическое запоминание; в третьих, повышению мотивации студентов, развитию их независимости, творчества, нестандартности мышления.
Технологию РКМЧП не нужно воспринимать буквально как обучение чтению или письму. Технология РКМЧП означает вдумчивое чтение и письмо. Чтение и письмо — это инструменты и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем и того, что предстоит узнать. А письмо — важнейший инструмент для выражения наших мыслей. (С. И. Заир-Бек)
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что формирование коммуникативной компетенции осуществляется наиболее эффективно лишь в деятельности, при усилении практической направленности обучения. Не вызывает сомнений необходимость использования инновационных технологий в преподавании, создающих условия для искусственного моделирования такой деятельности. Рассмотренная нами технология обучения имеет огромные перспективы в достижении целей, стоящих перед современной системой образования.
Литература:
1. Бастрикова Е. М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен // Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект. Казан. гос. ун-т. Филол. фак-т. Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. С. 43–48.
2. Мередит К. С., Стил Дж. Л., Темпл Ч. Критическое мышление: углубленная методика. Пос. IV // Подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для Критического мышления». — М.: Изд-во «ИОО».− 1997.− 55с.
3. Окань Г. И. Активные методы обучения в вузе: содержание и особенности внедрения // Научный диалог. 2012. № 1. С.265–270.
4. Щеглова Н. В. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам // ИСОМ. 2011. № 4. С.105–107.