Осуществление дидактического принципа единства обучения, воспитания и развития требует взаимодействия всех компонентов учебно-воспитательного процесса, при котором комплексно решаются задачи усвоения учащимися знаний, их использования для формирования научных взглядов, убеждений, отношений, развития психических и логических качеств личности, умственных и духовных сил школьников.
Биология как учебный предмет располагает большими возможностями для решения задач воспитания и развития учащихся во взаимосвязи. Важно с первых уроков изучения биологии начать работу по формированию у школьников системы взглядов на живую природу, отношений к природной среде. От того, как будет организована эта работа в самом начале изучения биологии, во многом зависит успех дела.
Решение задач воспитания учащихся VI—VII классов при обучении биологии зависит от содержания, уровня общей подготовки и психического развития учащихся. Так, школьный курс биологии VI—VII классов содержит недостаточно широких биологических обобщений, теорий, которые имеют большое мировоззрение по географии и физике, совершенно незнакомы с химией. А для подведения школьников к выводу о материальном единстве растительного мира необходимо знание не только их структурной общности, но и сходства процессов жизнедеятельности. Кроме того, у учащихся VI—VII классов преобладает конкретно-образное мышление, они еще не способны к усвоению абстрактных понятий и испытывают затруднения в осуществлении не только мысленного, но и предметного анализа и синтеза. Большие трудности вызывает у них проведение обобщений, осуществление перехода от знаний к умениям, использование знаний для отстаивания научных взглядов. Решение задач воспитания требует комплексного подхода, установления взаимосвязи различных его элементов. Так, диалектико-материалистические взгляды нельзя формировать изолированно от атеистических убеждений, нравственное воспитание осуществлять в отрыве от экологического, трудового, гигиенического, экономическое воспитание проводить обособленно от идейно-политического, трудового, экологического и т. д. Из комплексного подхода к решению задач воспитания учащихся следует исходить при разработке методики каждого урока. При планировании материала темы важно четко определить, какие аспекты проблемы воспитания учащихся следует решать в учебном процессе как основные, главные. В зависимости от содержания, форм и методов обучения следует наибольшее внимание уделять определенному аспекту воспитания либо в комплексе решать сразу несколько аспектов. Например, при изучении темы «Корень» в VI классе на основе знаний внешнего и внутреннего строения корня, его основных функций, тканей, развития и роста корня, протекающих в нем процессов жизнедеятельности решаются задачи формирования элементов диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, а также идейно-политического, экономического и экологического воспитания. При определении задач урока не следует ограничиваться постановкой только образовательных задач. Необходимо продумывать и возможности воспитания и развития учащихся. С этой целью важно определить значимость учебного материала для формирования научного мировоззрения школьников» воспитания и развития учащихся.
Для формирования мировоззрения, выработки отношений к миру, взглядов на живую природу, убеждений учащихся большое значение имеет выбор методов обучения, организация самостоятельной деятельности школьников, показ использования биологических знаний в практике, проведение экскурсий, лабораторных и практических работ. В целях большей четкости раскрытия проблемы каждый аспект коммунистического воспитания будет рассмотрен отдельно. Формирование научного мировоззрения.
Научное мировоззрение формируется в процессе овладения учащимися знаниями основ наук, раскрываемых в свете ведущих законов а категорий диалектического материализма: о материальности мира и объективных закономерностях его развития, движении как форме существования материи, первичности материн я вторичное™ сознания, развитии как борьбе противоположностей, познаваемости мира и его закономерностей, о взаимосвязях и причинной обусловленности явлений, практике как основе и цели познания объективного мира и критерии истины, несовместимости науки и религии. Задача учителя биологии — ознакомить учащихся с теми положениями диалектического материализма, которые проявляются в биологических процессах и явлениях, с методами познания живой природы.
Изучение разделов «Растения», «Бактерии. Грибы Лишайники» позволяет показать учащимся приуроченность процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов к материальным структурам. Познание учащимися строения и жизнедеятельности растительной клетки, клеточного строения органов растения, установление взаимосвязей между клетками, тканями и органами способствуют выявлению материальной основы процессов жизнедеятельности.
Ознакомление учащихся с химическим составом растений убеждает их в материальном единстве живой и неживой природы. Установление связей между органами в организме растений служит основой для понимания целостности растительного организма, а раскрытие связей растений со средой обитания убеждает учащихся в причинной связи и обусловленности процессов и явлений, в их зависимости от реально существующих, а не сверхъестественных факторов.
Показ пути научного познания процессов фотосинтеза, минерального питания растений, условий прорастания семян, овладение приемами выращивания растений, знакомство с факторами, влияющими на жизнедеятельность организмов растений, бактерий, грибов, позволяют подвести учащихся к выводу о познаваемости явлений живой природы, выяснению естественных причин биологических процессов. Так, ознакомление школьников с устройством лупы и микроскопа, привитие умений работать с ними, краткий экскурс в историю учения о клетке позволяют убедить учащихся в познаваемости внутреннего строения растения, сделать вывод о том, что человек все глубже проникает в тайны жизни растений, постигает их и использует в практической деятельности.
С учетом общего представления о взаимосвязи явлений следует рассматривать вопросы о строении и функциях органов растения, акцентировать внимание школьников на причину обусловленности роста и развития корня, побега, связи корня и побега, подчеркивать их значение в поддержании целостности растительного организма.
Разделы «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» содержат богатую информацию для формирования у школьников знаний о взаимосвязи строения и функций, взаимообусловленности протекающих в живой природе процессов и явлений. Каждая клетка, орган, организм существуют только благодаря взаимосвязи их строения и функций. Жизнь растительного организма возможна только благодаря его взаимосвязи со средой обитания. Установление зависимости одних процессов от других вносит много ценного в понимание учащимися целостности и единства природы.
Формированию научного мировоззрения школьников способствует выделение в содержании ведущих идей и основных понятий, особенно идеи эволюции. Эволюционное учение — теоретическая и методологическая основа современной биологии. Только на уровне эволюционной теории можно говорить о последовательном, научном познании закономерностей развития органического мира. Эволюционное учение имеет большое мировоззренческое значение, подводя к идеям материальности и развития природы. В наше время идея развития приобретает первостепенное практическое значение, так как знания об эволюции становятся непременным условием предвидения и предотвращения нежелательных последствий вмешательства человека в биосферу, управления развитием органической природы.
Не случайно в методике обучения биологии большое внимание уделено формированию эволюционных понятий. На первых этапах изучения строения и жизнедеятельности растительного организма учащиеся знакомятся с результатами эволюции — многообразием растений и их приспособленностью к среде обитания. Учитель, показывая черты приспособленности у растений, их многообразие, говорит о том, что все это — результат длительного исторического развития растений. В дальнейшем школьники знакомятся с доказательствами эволюции растений, с этапами развития растительного мира. Все это повышает объясняющую роль биологических знаний.
Развитию понятия об эволюции растительного мира способствует расположение материала об отделах растений в порядке их усложнения от водорослей до покрытосеменных. Материал о бактериях и грибах в разделе «Растения» не рассматривается, так как эти группы организмов в соответствии с данными современной науки относят к особым царствам.
Процесс формирования мировоззрения нельзя ограничить только усвоением учащимися ведущих мировоззренческих идей. Знания должны перерасти в твердые убеждения и проявляться в конкретных поступках и действиях, в отношениях к трудовой деятельности, к природе, обществу. Только тогда, когда у учащихся выработалось устойчивое личностное отношение ко всему происходящему вокруг, потребность и умение оценивать события, использовать знания и отстаивать свои взгляды, можно говорить о наличии сформированного мировоззрения и соответствующих ему убеждений.
Для выяснения уровня сформированности мировоззрения учащихся, их взглядов и убеждений необходимо использовать специально составленные вопросы и задания, создавать проблемные и игровые ситуации, заставляющие школьников решать те или иные научные или практические задачи, высказывать свою точку зрения, отношение по конкретному вопросу. Так, учащимся предлагаются вопросы и задания, требующие умения делать выводы мировоззренческого характера, исходя из определенных фактов и понятий; видеть в биологических явлениях взаимосвязи и взаимообусловленность, проявление законов диалектики; использовать знания по биологии в практике сельского хозяйства и охраны природы. На пример, можно использовать следующие вопросы и задания:
- Докажите зависимость жизнедеятельности растений от естественных причин.
- Приведите примеры из жизни растений, доказывающие материальный характер происходящих в них процессов.
- Приведите доказательства естественного происхождения растений.
- Докажите, что растение — целостный организм.
- Докажите, что многообразие растений — результат их исторического развития.
- Объясните понятие «приспособленность семян к распространению ветром, животными — это результат длительного исторического развития растений».
Обобщение результатов экспериментальных исследований и педагогической практики позволяет определить следующие методические условия, способствующие успешному формированию научного мировоззрения учащихся:
- Систематическое проведение обобщений мировоззренческого характера, раскрытие причин многообразия растений, материальности биологических явлений, возможности управления ими.
- Рассмотрение учителем ведущих биологических идей, теорий, понятий, научных фактов с позиций диалектического материализма, использование биологических знаний в качестве естественнонаучной базы для формирования мировоззрения учащихся.
- Определение роли каждого этапа учебного процесса, а также видов деятельности учащихся в формировании их научного мировоззрения.
- Установление взаимосвязи содержания мировоззренческих вопросов разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» с содержанием других учебных предметов.
- Обеспечение доказательности биологических выводов на основе привлечения научных фактов, полученных с помощью эксперимента, проверенных на практике.
- Организация самостоятельных работ творческого, поискового характера, создание проблемных ситуаций, применение познавательных задач и других способов активизации познавательной деятельности учащихся.
- Систематическая проверка сформированности у школьников научного мировоззрения путем постановки вопросов, направленных на выявление собственной позиции учащихся, их убежденности, отношения к усваиваемым знаниям, стремления познать новые стороны биологических явлений, перевести знания в собственные взгляды и убеждения.
- Развитие потребностей у школьников применять основные знания в учебной и практической деятельности, в которой проявляются отношение учащихся к реальной действительности, их взгляды, убеждения в различных жизненных ситуациях.
Формирование диалектико-материалистического мировоззрения способствует научно-атеистическому воспитанию школьников.
Необходимо подвести школьников к выводу о глобальном характере проблемы охраны природы, решение которой требует международных усилий, интернациональной солидарности народов мира. Содержание биологического образования в VI—VII классах пересмотрено в аспекте усиления его роли в подготовке учащихся к жизни, к труду в сфере материального производства.
Политехническая, практическая направленность содержания программы обеспечивается также выделением времени на проведение практических работ, экскурсий, включением в темы «Отдел покрытосеменные растения», «Отделы растений» фенологических наблюдений.
В процессе изучения биологии VI—VII класса такие учебные умения, как работа с микроскопом, распознавание некоторых сортов растений, семян, удобрений; всходов, составление плана работ по выращиванию растений, приобретают политехнический характер научно-технического прогресса. Остро стоит задача экологического образования учащихся — формирования у них ответственного отношения к природе. В содержании разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» важное место отводится экологическим знаниям и умениям, на основе которых формируется ответственное отношение учащихся к природе. В них находят отражение вопросы о природной среде и ее факторах, об условиях жизни растений, бактерий, грибов, лишайников, о растительном сообществе, о проблемах охраны окружающей среды. Основные вопросы экологии раскрываются в органической связи с изучением процессов жизнедеятельности и систематики растений.
Перечень экологических знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, дан в «Основных требованиях к знаниям и умениям учащихся». Так, программа по биологии VI—VII класса предусматривает овладение учащимися знаниями о связях растений со средой, об охране и рациональном использовании растений, о приспособленности растений к совместному обитанию, о редких и исчезающих видах растений местной флоры и умениями проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и оформлять результаты наблюдений, участвовать в озеленении школы и своей местности, соблюдать правила поведения в природе.
Выделение в конце VI класса темы «Растения и окружающая среда», в которую включены сведения об экологических факторах, взаимосвязях растений с факторами живой и неживой природы, о приспособленности растений к совместному проживанию, позволяет шире использовать экологический подход при изучении многообразия цветковых растений, а также остальных отделов растений, не только знакомить учащихся с таксономической характеристикой видов, но и раскрывать их роль в природе, подводить к выводу о значении одних видов для других, о необходимости их охраны.
На экскурсиях в природу, при проведении фенологических наблюдений, выполнении летних заданий, общественно полезных работ по выращиванию растений школьники общаются с природой, что создает эмоциональное восприятие ими растений, поднимает настроение, убеждает в огромном значении для защиты растений связей между ними и природной средой. В процессе изучения биологии VI—VII класса необходимо теснее осуществлять связь учебного материала с современностью, насущными проблемами биологической науки, сельского хозяйства, охраны природы.
Изучение природы родного края, разнообразия видов растений ближайшего окружения, ознакомление с законами об охране природы,
Содержание разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники»: рассматривать микропрепараты под микроскопом и определять основные части объекта, готовить простейшие микропрепараты, определять изучаемые виды растений с помощью определителя, ставить простейшие опыты с растениями, выращивать комнатные растения и ухаживать за растениями на учебно-опытном или приусадебном участке, правильно вести себя в природе и др.
Литература:
1. Акимушкин И. «Занимательная биология». — М., 1992.
2. Петров В. В. «Из жизни зеленого мира». — М., 1982.
3. Каримов И. А. «Ўзбекистон XXI аср бўсағасида: хавфсизликка таҳдид, барқарорлик шартлари ва тараққиёт кафолатлари». –Т.: «Узбекистан», 1997.