Сельское хозяйство — одна из основных составляющих существования любого государства. В России оно является повышенной зоной риска, потому что, как и везде, зависит от погодных условий, которые на большей части нашей страны неблагоприятные. Самостоятельное существование этой отрасли производства в России весьма проблематично. Поэтому государственная поддержка занимает важное место в формировании данной отрасли. Все большую роль в развитии сельского хозяйства занимают частные инвестиции, которые направлены в основном на строительство и модернизацию высокорентабельных организаций, производящих продукцию птицеводства, животноводства и овцеводства [3].
В предприятиях большие денежные затраты идут на воспроизводство основных фондов. Многие технические средства устарели как морально так и физически. Зачастую затраты на их ремонт и обслуживание превышают экономический эффект от эксплуатации. То же касается зданий и сооружений, которые были построены более тридцати лет назад и требуют капитального ремонта или замены. Земля как основной ресурс производства так же требует восполнения своих плодородных свойств (внесение органических и минеральных удобрений) [5].
Начиная с 2005 года сельскохозяйственные организации стали уделять все больше внимания на воспроизводство основных средств и тратят всё больше средств на их обновление. При этом частных инвесторов интересуют только крупные хозяйства, которые принесут максимальную прибыль. В основном инвестиции направлены на покупку современной техники и оборудования. В последнее время началась положительная тенденция в отрасли животноводства. Реализация государственных программ и ведомственных целевых программ активизировала строительство животноводческих комплексов и остановлено сокращение поголовья крупного рогатого скота. В свиноводстве и птицеводстве наблюдается рост поголовья на 1,56 и 22,46 млн. голов соответственно в 2012 году относительно 2011 года (таблица 1).
Таблица 1
Эффективность использования государственной поддержки сельского хозяйства
Показатель |
2005 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
Государственная поддержка с/х всего, млн. руб. |
6282,6 |
5319 |
15622,1 |
50419,4 |
107631,3 |
81350,1 |
145070,5 |
157831,1 |
Поголовье крупного рогатого скота, млн голов |
21,63 |
21,56 |
21,55 |
21,04 |
20,67 |
19,97 |
20,13 |
19,98 |
В том числе: коровы |
9,52 |
9,36 |
9,32 |
9,13 |
9,03 |
8,84 |
8,99 |
8,89 |
свиньи |
19,81 |
16,19 |
16,34 |
16,16 |
17,23 |
17,22 |
17,26 |
18,82 |
овцы и козы |
18,58 |
20,2 |
21,5 |
21,77 |
21,99 |
21,82 |
22,86 |
24,18 |
птица |
357,47 |
374,69 |
388,96 |
404,55 |
433,7 |
449,3 |
473,39 |
495,85 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году) |
101,6 |
103 |
103,3 |
110,8 |
101,4 |
88,7 |
123 |
95,2 |
При этом роль мелких сельскохозяйственных организаций не менее важна в обеспечении продовольственной безопасности и роста благосостояния сельских жителей [1, 7]. Доля ВВП сельского хозяйства в общем объеме производства в последние годы растет, а объем производства продукции мелкими предприятиями превышает 50 % (таблица 2).
Свиноводство и птицеводство в последние годы показало себя как быстроразвивающиеся отрасли производства в сельском хозяйстве, это связано с коротким сроком воспроизводства и быстрым ростом животных. Это послужило основным фактором повышения их инвестиционной привлекательности.
Таблица 2
Объем ВВП в Российской Федерации в целом и по сельскому хозяйству, млрд. руб.
Показатели |
2005 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
Годовой объём ВВП в РФ |
33410,5 |
36134,6 |
39218,7 |
41276,8 |
38048,6 |
39762,2 |
41468,4 |
42895,9 |
Продукция сельского хозяйства |
1380,9 |
1570,6 |
1931,6 |
2461,4 |
2515,9 |
2587,8 |
3261,7 |
3340,5 |
в том числе: растениеводства |
669,8 |
764,8 |
1002,4 |
1306,4 |
1238,9 |
1191,5 |
1703,5 |
1636,4 |
животноводства |
711,1 |
805,8 |
929,2 |
1155,0 |
1277,0 |
1396,3 |
1558,2 |
1704,1 |
Продукция произведенная КФХ и ЛПХ |
765,30 |
866,10 |
1013,10 |
1277,70 |
1374,40 |
1437,80 |
1721,10 |
1739,60 |
Объем ВВП продукции сельского хозяйство во всем объеме. % |
4,13 |
4,35 |
4,93 |
5,96 |
6,61 |
6,51 |
7,87 |
7,79 |
Доля продукции КФХ и ЛПХ в общем объеме продукции с.-х., % |
55,4 |
55,1 |
52,4 |
51,9 |
54,6 |
55,6 |
52,8 |
52,1 |
Доля производства продукции сельского хозяйства мелкими производителями превышает половину всего объема произведенной продукции. Крупные же предприятия составляют основу продовольственной безопасности страны, потому что являются более экономически стабильными.
Это способствует ежегодному росту объемов государственных и частных инвестиций в предприятия в сфере сельского хозяйства (таблица 3). В свою очередь не каждый инвестор готов вкладывать в мелкое производство из-за высоких экономических рисков. Инвестирование в сельском хозяйстве ориентируется только на рыночные условия, то есть финансовые потоки идут исключительно в крупные предприятия с большой инвестиционной отдачей [4, 8].
Таблица 3
Динамика инвестиций в основной капитал в Российской Федерации в фактически действовавших ценах, млрд. руб.
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Инвестиции в основные средства в целом по РФ |
3611,1 |
4730,0 |
6716,2 |
8781,6 |
7976,0 |
9152,1 |
11035,7 |
12568,8 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
142,3 |
224,2 |
338,5 |
399,7 |
325,2 |
303,8 |
446,9 |
473,4 |
Объем инвестиции в сельское хозяйство в % ко всем инвестициям |
3,94 |
4,74 |
5,04 |
4,55 |
4,08 |
3,32 |
4,05 |
3,77 |
В свою очередь при правильном распределении инвестиций и государственной поддержки можно оказать существенную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям разных уровней и масштабов производства [2, 9].
В свою очередь реализуемые государством меры поддержки сельского хозяйства носят ограниченный характер и не образуют целостную систему, направленную на повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного комплекса, а потому малоэффективны. В связи с этим необходимо разработать комплексную стратегию государственной поддержки сельского хозяйства, а также заложить в структуру федерального бюджета расходы на сельское хозяйство как одну из стратегических позиций расходной части, так же в этой стратегии требуется учесть направление потоков инвестиций в этой сфере. Для эффективного распределения этих денежных потоков нужно также разработать систему отбора предприятий, которые эффективно будут использовать эти финансовые вливания.
Литература:
1. http://www.dynacon.ru/content/articles/1725/ дата обращения 25.10.13
2. http://rusrand.ru/ideas/programma-po-spaseniju-selskogo-hozjajstva-rossii) дата обращения 23.10.13
3. http://jurnal.org/articles/2007/ekon39.html дата обращения 23.10.13
4. http://portal-law.ru/articles/strinv/835 дата обращения 12.01.13
6. https://www.gosuslugi.ru дата обращения 23.01.2014
7. Матвеев Д. М. Развитие малых форм бизнеса в сельском хозяйстве / А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев, М. Г. Крохта, П. П. Холодов // Вестник АГАУ. 2012. — № 11(97). — С. 119–123
8. Матвеев Д. М. Модернизация сельскохозяйственного производства: реалии и перспективы / А. Т. Стадник, С. А. Шелковников, Д. М. Матвеев // Вестник АГАУ. 2010. — № 9 (71). — С. 100–105
9. Елисеева Т. В. Повышение инвестиционной привлекательности молочного скотоводства / Т. В. Елисеева, Н. И. Востриков, П. П. Холодов, А. П. Пичугин // Вестник НГАУ, 2012. — № 1 (22). — С. 160–164.