Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Ручной труд в детском саду способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Одна из главных задач, которые решает ручной труд это развитие мелкой моторики рук. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Что в дальнейшем поможет ребёнку в школе.
Свою работу планирую в соответствии с задачами программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. В. Васильевой…….
Ручной труд имеет большое значение в деятельности дошкольников, и он очень многообразен. В свое работе использую такие виды труда, как: моделирование, конструирование из бумаги (оригами), изготовление поделок из природного материала. Детям очень нравится заниматься такими видами труда, так как они дают возможность ребенк поэкспериментировать, творчески продумать своё задуманное изделие.
Особенностью детского ручного труда является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и др. материалов игрушки и используют их в своих играх). Игры раскрывают ребёнку практическую целесообразность ручного труда, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретённые на занятиях. Но игра в то же время ставит перед детьми новые задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности. В игре ручного труда представляет собой динамический процесс: одну и туже поделку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. При этом поделки детей, как правило, значительно сложнее тех, которые им были даны на занятиях.
При организации занятий по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия:
1) Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей
2) При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек
3) Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение
4) Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера
5) О результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу;
6) Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия
В работе с детьми я использую наиболее эффективные методы и приемы: (создание заинтересованности, использование художественного слова и музыкального сопровождения, напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами, рассматривание схем последовательности работы, показ с объяснением, aактивизация речи детей, динамическая пауза, практическая деятельность детей, уточняющие вопросы, помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется, анализ и самооценка деятельности детей)
Детям представляется возможность работать с различными материалами: природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора деревьев, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, листья, камушки, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена овощей, садовых цветов); бросовый материал (коробочки, баночки разных размеров, разные катушки): бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга); ткань, проволока, вата, целлофан, поролон, пенопласт и др.
С первых занятий приучаю детей к аккуратности в работе, разъясняю, что данный вид деятельности не терпит торопливости и неряшливости. При этом учитываю, чтобы технология обработки должна быть несложной, а время, затраченное на изготовление поделки минимальным, чтобы дети скорее смогли увидеть результат своего труда. Это способствует развитию интереса, стремлению к самостоятельности.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, бумагой, тканью, проводим беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с практической деятельностью этих материалов, со знакомством коллекций и обучающих книг и пособий. В результате чего были созданы различные коллекции — «Ткань», «Фантики», «Бумага». Собраны книги и пособия — «Художественный труд», «Инструменты», подборка журналов «Детская коллекция идей», «Творчество детей с различными материалами», «Учите детей мастерить», картотеки иллюстраций, фотографий поделок.
Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, я в своей группе создала определенные условия. Это выражается в наличии разнообразных материалов для ручного труда, с которыми дети смогут самостоятельно действовать и обеспечение свободного доступа к материалам; образцы построек и поделок, которые способствуют появлению новых идей и целей. В хорошо освещённом месте группы оборудовала «Уголок ручного труда», где каждый вид материала хранится в отдельной коробке.
Процесс изготовления поделок из бумаги, природного материала, подручных средств интересен и приятен. Я постаралась сделать так, чтобы и для детей поделка была не просто итогом работы, а любимой игрушкой, подарком, который бы дети берегли и радовались вместе со мной. Постепенно у детей складывается система определенных навыков и знаний, необходимых для изготовления поделок.
Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Развитию мелкой моторики способствуют и такие действия с бумагой, как: сгибание, вырезание, разрывание и обрывание, склеивание. Предлагала ребёнку различные сорта бумаги, что помогло сформировать представление о том, что бумага бывает мягкой, жёсткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, а следовательно, с ней можно по — разному действовать. Я с детьми сминала, разрывала бумагу. При этом ребенок узнавал не только свойства бумаги, но учился согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки. Маленькими цветными комочками мы украшали шапочку кукле, красивую бумажную птицу или овечку.
Для развития у детей слухового внимания, чувствительности проводилa игру «Что шуршит» (сминали сильно шуршащие сорта бумаги — калька, папиросная бумага, целлофан — и слабо шуршащие и дети по шуму определяли сорт бумаги), «Угадай на ощупь»
Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки завесило от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, формировала познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети сознательно применяли их в практической деятельности. При оценке детских работ, старалась отмечать оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечала значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами украшали группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам.
В коллективной работе использовала разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе, каждый отдельно. Так были созданы общие композиции — «Яблоня», «В гостях у сказки», макет к сказке «Заюшкина избушка», «Ковер», «Торт», пластилиновая композиция «Дружба зверей». Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подводила детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы. Во время выполнения работы учила детей общаться друг с другом и с взрослыми. При выполнении коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения: договариваться о совместной работе, её содержании; работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения; радоваться успехам своим товарищам при создании работы.
В результате дети стали более открытыми, раскрепощёнными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенней приступают к изготовлению новых поделок, повысилась коммуникабельность.
Большое внимание уделяла работе с родителями. Родители принимали активное участие в педагогическом процессе детского сада, практиковала совместную подготовку и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовление сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей. Родители с детьми показывают своё совместное творчество и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставке. Главное, чтобы у ребёнка появилось желание, чтобы был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы дети понимали, что достичь успеха можно, лишь проявив упорство, старание, смекалку. Я рекомендовала родителям приучать ребенка к самостоятельности — сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Важно нужно научить малыша бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу
Именно поэтому, дети приобрели устойчивый интерес к различным видам конструирования и ручному труду. Свободно действуют с различными материалами и инструментами. Дети добиваются результатов в продуктивной деятельности, используя их в игре. С большим удовольствием экспериментируют. Дети получили углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов. А главное — дети готовы к обучению в школе. Дети успешны и эмоциональны.